Руководство и стили управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Характеристика руководителя……………………………………………..5
Биографические характеристики…………………………………..…..6
Способности……………………………………………………………..8
Черты личности…………………………………………………………9
2. Стили управления………………………………………………………....14
3. Методы управления……………………………………………………….19
3.1. Административные методы управления……………………………….20
3.2. Экономические методы управления…………………………………….24
3.3. Социально-психологические методы…………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….....39
Литература……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 79.19 Кб (Скачать)

3.3.2. Психологические методы  управления

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внут-реннему  миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Элементы, регулируемые с помощью психологических методов, включают:

Психологическое планирование составляет новое направление в  работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния  коллектива предприятия. Оно исходит  из необходимости концепции всестороннего  развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психоло-гическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективно-сти, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологи-ческого  планирования относят:

- формирование подразделений  ("команд") на основе психологического  соответствия сотрудников;

- комфортный психологический  климат в коллективе;

- формирование личной  мотивации людей исходя из  философии предприятия;

- минимизацию психологических  конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

- разработку служебной  карьеры на основе психологической  ориентации работников;

- рост интеллектуальных  способностей членов коллектива  и уровня их образования

- формирование корпоративной  культуры на основе норм поведения  и образов идеаль-ных сотрудников.

Целесообразно, чтобы психологическое  планирование и регулирование выполняла  профес-сиональная психологическая  служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют  сделать правильный анализ душевного  состояния людей, построить их психологические  портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и  формировать хороший климат коллектива. Психология является экспериментальной  наукой, изучающей отношения психиче-ских процессов в жизни человека. В  центре внимания психоанализа психические  процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных и сексуальных. Психология труда изучает психологические  аспекты профессионального отбора, профориентации, профес-сионального  утомления, напряженности и интенсивности  труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты  поведения людей в трудовом коллективе, от-ношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапия изучает способы  психического воздействия словом, поступками, обста-новкой на человека с определенными  расстройствами психики с целью  лечения. Такие способы, как самовнушение (аутогенная тренировка), внушение (гипноз), медитация по-степенно входят в практику управления.

Типы личности характеризуют  внутренний потенциал человека и  его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.

Темперамент является очень  важной психологической характеристикой  личности для определения назначения и места каждого работника  в коллективе, распределения управ-ленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком.

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень  потребности в общении. По преобладанию тех или иных черт характера людей  разделяют на экстравертов и интровертов. Экстраверт - чрезвычайно общителен, откликается на все новое, прерыва-ет вид деятельности, иногда не закончив работу, если возникает новый собеседник, стимул. Мотивация деятельности непостоянна  и находится в прямой зависимости  от мнения окружающих, выражены альтруистические наклонности, иногда ради других человек  забывает себя. Интроверт - замкнут, в  поведении исходит только из внутренних соображений, поэтому иногда окружающим его действия кажутся вычурными  и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция, очень точно просчитывает ситуацию, его решения часто перспективны и оправдываются в будущем. Интроверт  эмоционально холоден, бедная мимика и  жесты настораживают собеседников и препятствуют откровенности в  разговоре.

Характеры с точки зрения отношения человека к внешнему и  внутреннему миру можно рассмотреть  по отношению к окружающей действительности и к другим людям (пози-тивное, нейтральное, негативное), по отношению к себе (завышенное, нормальное, зани-женное) и к работе (учебе).

Направленность личности является важной психологической характеристикой  человека и рассматривается сточки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

Интеллектуальные способности  характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны  для профессиональной ориентации, оценки людей, планирова-ния карьеры и  организации движения по служебной  лестнице. Главное внимание следует  обратить на уровень интеллекта работника, который имеет три градации (высокий, сред-ний, низкий). Способности рационального  мышления - неотъемлемое требование к  руководящему персоналу и специалистам. Уровень сознания определяет соответствие сотруд-ника моральному кодексу предприятия. Логические способности незаменимы в инженер-ной и научной деятельности. Интеллектуальные способности выявляются с помощью пси-хологических методов. Память человека является важным компонентом  интеллектуальных способностей. Существуют значительные различия в объеме долговременной и оператив-ной памяти разных людей.

Методы познания представляют собой инструменты, с помощью  которых человек изу-чает действительность, обрабатывает информацию и готовит  проекты решений. Наиболее известными методами познания являются анализ и  синтез, индукция и дедукция. Анализ предполагает изучение явления на основе классификации, разделения на элементы, определения альтернатив, исследования внутренних закономерностей. Синтез, наоборот, осно-ван на изучении межэлементных связей, построении системы из отдельных элементов, ис-следовании внешних закономерностей и связей. В процессе познания анализ и синтез используются совместно, например, при построении схемы организационной структуры управления предприятием.

Индукция представляет собой  умозаключение от частного к общему на основе исследо-вания разнообразных  фактов и событий, по результатам  которого разрабатывается гипоте-за (общее утверждение) об определенной закономерности. Дедукция, наоборот, представ-ляет собой умозаключение от общего к  частному, когда выдвигаются гипотезы (правила, принципы) в форме абсолютной истины, из которых делается вывод  о частных закономер-ностях. Примером применения методов индукции и дедукции является разработка фило-софии предприятия.

Познание действительности осуществляется путем ощущения и  восприятия внешнего мира и информации. Они являются предметом психологии, и существуют специальные методы их развития. Философия рассматривает  познание как процесс от живого созерцания до абстрактного мышления.

Психологические образы позволяют  проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения  исторических личностей, крупных руководителей  и новаторов произ-водства. Художественные образы используются для эстетического  и культурного воспита-ния сотрудников  предприятия, прежде всего молодежи. Графические образы составляют неотъемлемую часть инженерной деятельности, особенно с применением современных мультимедийных технических средств, когда проектирование новых технологий идет на компьютере. Визуальные образы весьма, полезны  в кадровой работе, т.к. позволяют  обес-печить узнаваемость конкретной личности в трудовом коллективе. Психологические  обра-зы являются идеальной формой отражения предметов и явлений  материального мира в сознании человека. Психологические образы на чувственной  ступени познания формиру-ются путем  ощущения, восприятия и представления. В процессе мышления образы форми-руются на основе понятий, суждений и умозаключений. Материальной формой воплоще-ния образов  выступают практические действия, разговорный  язык, письменность, различ-ные знаковые модели.

В процессе управления чаще всего используются исторические, художественные, графические, аудиовизуальные и  знаковые образы. Исторические образы широко используются путем описания жизни великих людей для воспитания молодых работников и обос-нования принимаемых решений.

Художественные образы являются важным компонентом дизайна помещений  офисов, формирования культуры управления и технической техники. Графические  образы широко используются в регламентации  управления (схемы, графики, модели, генпланы) и для обоснования принятия решений. Аудиовизуальные образы являются неотделимой  частью современной компьютерной и  телевизионной техники, обеспечивающей работников своевременной информацией  в режиме диалога человек--машина. Знаковые образы позволяют использовать математические методы для принятия управленческих решений (матрицы, модели управления, кроссворды и др.).

Способы психологического воздействия  относят к числу важнейших  элементов психо-логических методов  управления. Они концентрируют все  необходимые и разрешенные за-коном  приемы воздействия на людей для  координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся  внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод  Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет. Рассмотрим их более подробно.

Внушение представляет психологическое  целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к  групповым ожидани-ям и мотивам  побуждения к труду. Внушение может  вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к  совершению человеком определенного  поступка. Крайне негативной формой внушения является зомбирование личности, когда  человеку прививаются строго определенные формы поведения, выходя-щие за пределы  моральных норм (мафиозные группы, банд формирования, религиозные секты  типа "аум сенрике" и др.).

Убеждение базируется на аргументированном  и логическом воздействии на психику  человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

Подражание является способом воздействия на отдельного работника  или социальную группу путем личного  примера руководителя или новатора производства, образцы поведе-ния  которого являются примером для других.

Вовлечение является психологическим  приемом, при помощи которого работники  ста-новятся соучастниками трудового  или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

Побуждение -- позитивная форма  морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные  качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что  позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии. В советский  период для побуждения к труду  широко использовались такие формы, как занесение на Доску почета, вручение Почетной грамоты, присвоение звания "Победитель соревнования", "Ударник труда" и др.

Принуждение - крайняя форма  морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника  заставляют, возможно, даже против его  воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение  только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие  может при-вести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.

Осуждение - прием психологического воздействия на человека, который  допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или  результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться  для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть  коллектива.

Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно  может быть эффективным только в  том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться  бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим  в виде легкой формы принуждения.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим за-прещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом  внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака).

Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия - принуждения и убеждения.

Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда  собеседник идентифицирует себя с руководителем: "он один из нас". В других случаях  порицание восприни-мается как менторское назидание, которое можно выслушать, но которому не нужно сле-довать. В силу того, что человек довольно активно защищает свое "Я", он часто рассмат-ривает этот прием как покушение на свою самостоятельность.

Командование применяется  тогда, когда требуется быстрое  и точное исполнение без каких  бы то ни было критических реакций. При выполнении команд не рассуждают. В жизни встре-чаются запретительные и побудительные разновидности  команд. Первые: "Прекратите!", "Перестаньте  нервничать!", "Замолчите!" и  т.д. - направлены на немедленное торможение не-желательных актов поведения. Они подаются твердым спокойным  голосом или голосом с эмо-ционально  окрашенным оттенком. Вторые: "Идите!", "Принесите!", "Выполняйте!" и  т.д. - на-целены на включение поведенческих  механизмов людей.

Информация о работе Руководство и стили управления