Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:06, реферат
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Введение………………………………………………………………………3
1. Характеристика руководителя……………………………………………..5
Биографические характеристики…………………………………..…..6
Способности……………………………………………………………..8
Черты личности…………………………………………………………9
2. Стили управления………………………………………………………....14
3. Методы управления……………………………………………………….19
3.1. Административные методы управления……………………………….20
3.2. Экономические методы управления…………………………………….24
3.3. Социально-психологические методы…………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….....39
Литература……………………………………………………………………...41
Для достижения поставленных
целей необходимо чётко определить
критерии эффективности и конечные
результаты производства в виде совокупности
показателей, установленных в плане
экономического развития. Таким образом,
роль экономических методов
Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Дополнительная заработная
плата позволяет учесть сложность
и квалификацию труда, совмещение профессий,
сверхнормативную работу, социальные
гарантии предприятия в случае беременности
или обучения сотрудников и др.
Вознаграждение определяет индивидуальный
вклад работников в конечные результаты
производства в конкретные периоды
времени. Премия напрямую связывает
результаты труда каждого подразделения
и работника с главным
Руководитель предприятия может с помощью перечисленных выше пяти компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда - сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно щедр в оплате труда, то его перспективы не безоблачны, т.к. в первом случае работники «разбегутся», а во втором доживут до разорения предприятия.
Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.
Рынок труда является неотъемлемой
частью рыночной экономики и представляет
собой совокупность экономических
отношений, складывающихся в сфере
обмена. Он является составной частью
механизма формирования и изменения
пропорций общественного
Одной из составляющих на рынке
труда, наряду со спросом и предложением,
является цена на рабочую силу. Оплачивая
рабочую силу как дорогой товар,
собственник стремиться наиболее эффективно
её использовать. И здесь на первый
план выступают экономические
В настоящее время из-за низкой цены на рабочую силу нельзя говорить об оздоровлении условий труда, социальном прогрессе и ускорении научно-технического прогресса. Поэтому влияние рынка труда на повышение эффективности производства имеет первостепенное значение.
Важное значение имеют
стоимость рабочей силы и уровень
жизни. Стоимость рабочей силы является
денежным мерилом оплаты труда и
в рыночных условиях определяется путём
спроса и предложения. Однако стоимость
рабочей силы не может быть ниже
прожиточного минимума, умноженного
на число членов семьи работника;
в противном случае происходит деградация
трудящихся. Поэтому руководитель предприятия
должен заботиться о неуклонном росте
уровня жизни своих работников -
главном факторе роста
3.3. Социально-психологические методы
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две ос-новные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические мето-ды, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии лю-дей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокуп-ности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психо-логических методов.
3.3.1.Социологические методы управления
Социологические методы играют
важную роль в управлении персоналом,
они позволя-ют установить назначение
и место сотрудников в
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.
Социологические методы исследования
составляют научный инструментарий
в работе с персоналом, они предоставляют
необходимые данные для подбора,
оценки, расстановки и обучения персонала
и позволяют обоснованно
Личностные качества характеризуют
внешний образ сотрудника, который
достаточно стабильно проявляется
в коллективе и является неотъемлемой
частью социологии лично-сти. Личностные
качества можно разделить на деловые
(организационные), которые необ-ходимы
для выполнения конкретных функций
и задач, и моральные (нравственные),
отра-жающие проявление личной морали
человека. В кадровой работе необходимо
также знать достоинства и
недостатки сотрудников, исходя из которых
им подбирается рабочее место, намечается
служебная карьера и
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения.
Партнерство составляет важный
компонент любой социальной группы
и заключается в налаживании
разнообразных форм взаимоотношений,
на базе которых организуется общение
людей. В партнерстве люди выступают
как равноправные члены во взаимоотношениях
между собой в отличие от формальной
связи руководителя с подчиненным,
где имеет место зависимость
одного человека от другого. Различают
такие формы партнерства: де-ловое,
дружеское, по увлечениям (хобби), семейное
- между родственниками, сексуаль-ные
- интимные взаимоотношения людей. В
партнерстве отношения строятся
на основе взаимоприемлемых психологических
способов убеждения: подражании, просьбах,
советах, похвалах. Когда на работе
деловые отношения
Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.
Соревнование является специфической формой общественных отношений и характери-зуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Исто-рия соревновательности идет из глубины веков. Оно являлось формой выживания лучших представителей рода - сильных, умных, мужественных, здоровых, и в итоге стало движу-щей силой развития общества. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.
Идея соревнования и лидерства
была активно поддержана классиками
марксизма-лени-низма и
Интересно, что западные,
и, прежде всего, японские компании, тщательно
изучив опыт социалистического
Общение -- это специфическая
форма взаимодействия людей на основе
непрерывного обмена информацией. Межличностное
общение возникает между
Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сто-рон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.
Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внут-ренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфлик-ты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по раз-личным проблемам и др.
Сигналами конфликта являются социальный кризис, напряжение в группе, недоразуме-ния из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические инциденты на ра-боте и в быту, дискомфорт или интуитивное ощущение неловкости в компании или на работе
Итак, знание социологических
методов управления позволяет руководителю
коллектива объ-ективно осуществлять
социальное планирование, регулировать
социальнопсихологичес-кий