Руководство и стили управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Характеристика руководителя……………………………………………..5
Биографические характеристики…………………………………..…..6
Способности……………………………………………………………..8
Черты личности…………………………………………………………9
2. Стили управления………………………………………………………....14
3. Методы управления……………………………………………………….19
3.1. Административные методы управления……………………………….20
3.2. Экономические методы управления…………………………………….24
3.3. Социально-психологические методы…………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….....39
Литература……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 79.19 Кб (Скачать)

Очевидно, что ни один стиль  руководства не является уни-версальным для любой производственной ситуации. Чаще встреча-ются смешанные, гибридные  стили, нередки случаи, когда авто-ритарный по своим убеждениям начальник внешне ведет себя весь-ма демократично: вежлив, приветлив, готов выслушать мнение коллег, но его решения давно готовы и ни в чьих рекомендациях он не нуждается. При возникновении экстремальных  ситуаций ли-беральный, "добрый и  мягкий" руководитель обязан проявить свою волю, и тогда его стиль  управления организацией будет жестким, авторитарным. Если же коллектив состоит  из высококвалифициро-ванных сплоченных специалистов своего дела, то авторитарный стиль в этом случае будет явно неуместным.

Стиль управления чаще всего  зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении  ситуации авто-ритарный руководитель может не справиться единолично с  вы-бором оптимальной стратегии  и ему придется привлекать к выра-ботке  решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем  более обоснованными будут коллегиаль-ные  методы управления. При спокойной  атмосфере внутри кол-лектива и  стабильности внешней среды авторитарный стиль уп-равления оправдывает себя. Это обстоятельство хорошо иллюст-рирует рис. 2.

2. Зависимость стиля управления  от сложности задач

Стиль управления и квалификация персонала, как и сроч-ность решения  управленческих задач, связаны между  собой об-ратной зависимостью: чем  ниже квалификация сотрудников и  чем меньше времени на решение  задачи, тем более четкими, конкрет-ными, а, следовательно, и, жесткими должны быть указания руко-водителя. Высококвалифицированные  сотрудники предпочитают постановку задач  не в строго структурированной форме, что ос-тавляет свободу, более  широкое поле деятельности и стимулиру-ет удовлетворение высших потребностей личности -- власти, самоутверждения, успеха. Сотрудники, привыкшие к послушанию и не имеющие  выраженной индивидуальности, предпочитают более жесткое, конкретное и ясное  управление при хорошем вознаграж-дении  и сохранении стабильной, спокойной  рабочей обстановки.

Умение быть пластичным, многовариантным, искусно вла-деть всеми регистрами стилей руководства -- высокое мастерство. Каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный  и производственный опыт, свои принципы, идеалы, и рекомендовать ему какой-либо стиль управления как эталонный  было бы ошибкой, тем более что  далеко, не всегда эти стили проявляются  в явном, чистом виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы управления

 

Реализацию целей и  задач организации руководитель осуществляет путем применения различных  методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания. Так или  иначе, но все методы управления органически  дополняют друг друга и находятся  в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов  управления всегда одна и та же - они  направлены на людей, осуществляющих различные  виды трудовой деятельности - на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

Традиционно выделяют административные, экономические и социально-психологические  методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Административные методы  управления

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих  органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия: организационные  воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и  взыскания, дисциплинарная ответственность  и взыскания, административная ответственность.

Организационные воздействия  основаны на подготовке и утверждении  внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала  конкретного предприятия. К ним  относятся устав предприятия  или организации, коллективный договор  между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего  трудового распорядка, организационная  структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных  подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих  мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для  всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет  место высокий уровень организационных  воздействий, доведённых до стандарта  предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская  дисциплина, значительно снижается  надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые  не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут  хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных  воздействий в значительной степени  зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать  “писаные инструкции” и работать по правилам, утверждённым администрацией.

Распорядительные воздействия  направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание  системы управления предприятием в  заданных параметрах путём прямого  административного регулирования. К известным способам распорядительного  воздействия следует отнести  приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия  является приказ. Он обязывает подчинённых  точно выполнить принятое решение  в установленные сроки, а его  неисполнение влечёт за собой соответствующую  санкцию. Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или  события, меры по устранению недостатков  или обеспечению административного  регулирования, выделенные ресурсы  для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

Распоряжение выступает  в качестве второго основного  вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные  выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для  исполнения перечисленными в нём  подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции  предприятия и обычно подписывается  заместителями руководителя предприятия.

Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого  процесса в короткие сроки и для  ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются  в чётком контроле исполнения или  должны быть основой высокого доверия  в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

Инструктирование и координация  работы - это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

Наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано  объяснить целесообразность трудового  задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка  нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

Дисциплинарная ответственность  и взыскания применяются в  случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За проступки в сфере  трудовых правоотношений могут также  применяться наказания, которые  по своему статусу не являются дисциплинарными  взысканиями и которые могут  применяться одновременно с дисциплинарными  взысканиями. К таким мерам можно  отнести лишение провинившегося сотрудника премий, предусмотренных  Положением об оплате труда. В ряде случаев допускается одновременное  наложение административного и  дисциплинарного взыскания.

Материальная ответственность  и взыскания. Материальная ответственность  работников выражается в их обязанности  возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в  трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с  возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. Материальная ответственность может  быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Административная ответственность  и взыскания применяются в  случаях совершения административных правонарушений. Различают такие  виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация  или возмездное изъятие предметов.

Административные методы управления являются мощным рычагом  достижения поставленных целей в  случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его  на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности  является высокий уровень регламентации  управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия  без значительных искажений реализуются  нижестоящими звеньями управления. Это  особенно актуально в больших  многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные  предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в  стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы  и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение  последних лет, превышение темпов роста  цен на потребительные товары над  темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни  в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Экономические методы  управления

Экономические методы носят  косвенный характер управленческого  воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов  и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость  нового теоретического обоснования  роли экономических методов.

Путём совместного анализа  экономических законов и категорий, товарно-денежных отношений и принципов  рыночной экономики разработалась  новая схема классификации экономических  методов управления:

Плановое ведение хозяйства  является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое  имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических  методов имеет иной характер, чем  в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия - свободный  товаропроизводитель, который выступает  на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса  между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством  продукции и услуг. Государственный  заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором  госзаказ уже не имеет доминирующего  значения.

Информация о работе Руководство и стили управления