Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:06, реферат
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Введение………………………………………………………………………3
1. Характеристика руководителя……………………………………………..5
Биографические характеристики…………………………………..…..6
Способности……………………………………………………………..8
Черты личности…………………………………………………………9
2. Стили управления………………………………………………………....14
3. Методы управления……………………………………………………….19
3.1. Административные методы управления……………………………….20
3.2. Экономические методы управления…………………………………….24
3.3. Социально-психологические методы…………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….....39
Литература……………………………………………………………………...41
Стремления к достижениям
и предприимчивость тесно взаимосвязаны
и находятся в причинно-
Во-первых, несклонность подвергать
себя чрезмерному риску, умение ставить
перед собой достаточно взвешенные,
умеренные цели; эти люди стремятся
к тому, чтобы риск был контролируем
и прогнозируем. Вместе с тем они
отнюдь не избегают риска как такового,
отчетливо понимая, что риск - неотъемлемое
условие достижений и полностью
безрисковое поведение не приводит
к ощутимым достижениям, которые
для них стоят на первом плане.
Во-вторых, они предпочитают такие
ситуации, в которых ответственность
за их преодоление лежит лично
на них, а успех при этом зависит,
в основном, отличных усилий и способностей.
Иными словами, они предпочитают
те ситуации, в которых они находятся
в позиции «хозяина» своего поведения.
Такое поведение удовлетворяет
еще одну присущую им потребность -
потребность в
Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению «держать слово», добиваться таких результатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свой знак - как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Он должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.
Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность может восприниматься и как субъективно предпочитаемое явление, и тогда говорят о своеобразной потребности в ответственности. Она, в свою очередь, тесно связана с мотивацией достижения и высоким развитием потребности в ответственности. Она, в свою очередь, тесно связана с мотивацией достижения и высоким развитием потребности в самодетерминации своего поведения. Позиция руководителя в системе управления требует высокой степени развития этих потребностей, что и делает указанные личностные качества профессионально-значимыми.
Независимость личности. В
процессе управления неизбежно возникают
разные точки зрения, столкновение
индивидуальных позиций, интересов, мнений.
Кроме того, руководитель испытывает
постоянное «давление сверху» - со стороны
вышестоящих инстанций. Если он не обладает
достаточно устойчивыми внутренними
ресурсами, способными противостоять
этим «верховым» и «низовым» давлениям,
то управление приобретает черты
хаотичности, а стиль управления
трансформируется в попустительский.
Давая на первых порах некоторые
иллюзорные выгоды, такая позиция
очень негативна в средне- и
долгосрочной перспективе. Наоборот, именно
независимые, так называемые «неудобные»
руководители могут вначале трудно
приниматься коллективом и
Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества - социабельности. Это - способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов как таковых и кончая искусством строить межличностные и профессиональные отношения, эффективно влиять на других. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций. Они, как было показано в предыдущих главах, являются «сквозными», «связующими» - т. е. основными во всей структуре управленческой деятельности. По результатам научных исследований более трех четвертей своего рабочего времени руководитель затрачивает на общение. Поэтому коммуникационные способности у руководителя должны быть достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.
Рассмотренные качества и
характеристики, являясь, безусловно,
важными для обеспечения
2. Стили управления.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации определяется как стиль руководства.
Стиль руководства выражается
в том, какими приемами руководитель
побуждает коллектив к
Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.
Правильно выработанный стиль руководства, соответствующий сложившийся ситуации, способен преодолеть трудности и привести систему к неожиданно высоким конечным результатам.
Четко классифицировать стили управле-ния весьма трудно, так как каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способно-стями, талантами.
Традицион-но различают следующие стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директив-ный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либе-ральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительс-кий, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номиналь-ный), сосредоточенный на человеке (другая край-ность).
Авторитарный стиль управления. Руково-дитель является сторонником централизации управления, облада-ет достаточной властью, жестко диктует свою волю исполнителям и чаще всего обращается к потребностям низших уровней исходя из концепции, что люди по своей природе ленивы, избегают рабо-ты и ответственности и, чтобы заставить их трудиться, нужно использовать принуждение, контроль и угрозу. Он принимает решения единолично, основываясь на личном опыте и интуиции, директивно определяет функции подчиненных, не давая им возможности проявлять ини-циативу, строго контролирует их действия, пресекает всякую кри-тику в свой адрес и наделяет исполнителей минимумом информа-ции: только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития. Формально такой руководи-тель опирается на установленную управленческую иерархию, дей-ствующую структуру управления и на систему прав и обязаннос-тей работников. Манерами поведения и часто даже внешне автори-тарные руководители похожи друг на друга: угрюмый, неприветли-вый, всегда озабоченный, "сам не шучу и другим не позволю". Однако авторитарная власть, не знающая сострадания и компро-миссов, не обязательно характерна для сильной личности. Чаще такой стиль руководства предпочитают слабые и примитивные на-чальники, стремящиеся стать "незаменимыми". Тем не менее, не нужно сразу же отбрасывать этот стиль руководства: миллионы людей, особенно старшего поколения, воспитанные советским строем, считают его совершенно естественным и единственно правильным -- "приказ начальника -- закон для подчиненных". При особых, экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени (война, пожар, стихийные бедствия, кризисная ситуация на фирме) этот стиль управле-ния является оправданным, жесткая централизация гарантирует оперативность выполнения решений и их надежный контроль.
Демократический (коллегиальный)
стиль управления. Базиру-ется на другом
понимании человеческой сущности: труд
-- процесс естественный, самоуправление
и приобщение к задачам и целям
организации позволяют
Либеральный (разрешительный)
стиль управления. Характе-ризуется
минимальным участием руководителя
в управлении, и коллектив имеет
полную свободу принимать
Предложенная американскими учеными Р. Блейком и Д. Моутоном "решетка менеджмента" в своеобразной "системе коорди-нат" отражает рассмотренные выше стили руководства и на-глядно демонстрирует, что идеальным, самым продуктивным дол-жен быть стиль с координатами 9--9, когда наиболее полно учи-тываются нужды производства и потребности коллектива.
Внимание к человеку |
9 |
Идеальный |
|||||||||
8 |
Либеральный |
||||||||||
7 |
|||||||||||
6 |
|||||||||||
5 |
Демократический |
||||||||||
4 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
1 |
Авторитарный |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Внимание к производству
Рис. 1. Стили управления на решетке менеджмента
Сравнивая приведенные выше
стили управления и вспоми-ная
всеобщее ликование при переходе
от социалистического пути развития
к демократизации общества, можно
сделать якобы обо-снованный