Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является разработка миссии и целей для ООО «Анекс Тур».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы процесса разработки миссии и целей на предприятии.
Изучить историю развития предприятия ООО «Анекс Тур», специфику отрасли, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.
На основе имеющихся данных о деятельности компании с учетом теоретических основ разработать миссию и цели.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства 6
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении 6
1.2 Определение и свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации 15
1.3 Взаимосвязь миссии и цели организации 24
Глава 2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении туроператора ООО «Анекс Тур» 26
2.1 Характеристика туроператора ООО «Анекс Тур» 26
2.2. Описание миссии туристической компании 29
2.3. Ошибки при формулировке миссии 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая. Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Московская гуманитарно-техническая  академия»

 

Факультет Сервиса и Туризма

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По  дисциплине «Стратегический менеджмент»

Тема: Роль миссии и целей в выборе стратегии  дальнейшего развития организации

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

очной формы  обучения

Салихова Эльмира  Назиловна

__________________________

Научный руководитель: Фрышко Оксана Анатольевна

__________________________

Заведующий кафедрой

«_____________________

________»_____________

______________________

______________________

 

Москва, 2012 г. 
Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жесткая конкурентная борьба на рынке требует от предприятий  повышения эффективности производства, улучшение потребительских качеств  продукции и услуг, расширение ассортимента, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Повышение эффективности  деятельности, улучшение финансово-экономического состояния возможно лишь в том  случае, если предприятие четко знает, куда ему двигаться дальше, представляет четкие ориентиры, направление движение. Все эти возможно лишь в том случае, если предприятие ставит перед собой цели и имеет ясную миссию.

На самом деле ответственность  за все происходящее в компании несет  ее руководитель, который должен эффективно решать появляющиеся проблемы, и… даже инициировать их возникновение. Что такое проблема, и какова природа ее происхождения? Все есть система. Каждая система состоит из подсистемы, каждая подсистема состоит из подсистем и так далее на разном иерархическом уровне. В виду непрерывных изменений, происходит изменение систем и подсистем. Но эти изменения не происходят синхронно, и по этой причине на стыке систем происходит излом, называемый проблемой. Например, если Вы в связи с необходимостью решения более сложных задач, вызванных потребностью клиентов, поменяли свою информационную структуру (программное обеспечение), не обучив предварительно своих работников, Вы получите проблему. Ибо, изменив одну систему (информационную структуру), не изменили другую систему – человека. Для того чтобы все разломы стыков систем приводили не к проблемам, а открывали возможности, необходимо изменить свое отношение к этому процессу, и изменить свою компанию, сделав ее органичной, системной и проактивной.

Именно благодаря профессионально  организованной и системно работающей компании можно добиться большого конкурентного  преимущества и уйти в отрыв от своих основных конкурентов. Только профессиональная компания имеет шансы  на существование и развитие на стагнирующем туристическом рынке нашей страны.

Все имеет свое предназначение, в том числе и компания. Она была создана для выполнения определенных функций, и имеет цели своего существования. Большинство руководителей ведут свой бизнес интуитивно, без постановки целей и определения миссии. Они вкладывают в свою ежедневную деятельность определенный смысл, они доносят до окружающих смысл своей деятельности, описывая его выполняемыми процессами. Но это все происходит на уровне интуиции, без формализации не только для себя и своих работников, но и своих клиентов. Для многих слово «миссия» является чем-то непонятным и не серьезным, навеянным новыми тенденциями в бизнесе. Это большая ошибка. Ничто не может существовать без предназначения, без служения кому-то. Компания без цели - это все равно, что человек без смысла жизни. И я хочу показать Вам необходимость формулирования миссия и донесения ее до всего Вас окружающего. Итак, что такое миссия, какие задачи она решает, и как ее определить для своей компании?

Миссия компании –  определяет ценности, верования и  принципы, в соответствии с которыми компания намеревается осуществлять свою деятельность. Миссия раскрывает смысл  существования компании, в котором  проявляется отличие от ей подобных. 

Миссия (по П. Котлеру) должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

- история фирмы, в  процессе которой вырабатывалась  философия фирмы, формировались  ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

- существующий стиль  поведения и способ действия  собственников и управленческого персонала;

- состояние среды обитания  организации;

- ресурсы, которые  она может привести в действие  для достижения своих целей;

- отличительные особенности,  которыми обладает организация.

 Миссия дает общее  представление о том, что собой представляет компания, к чему она стремится, какова ее философия и т.д. Миссия формирует имидж компании.

Миссия способствует созданию корпоративного духа. Потому как она дает сотрудникам компании понимания цели и смысла деятельности, способствует организации сотрудников вокруг этих целей. Миссия способствует установлению определенного климата в компании, так как через нее до людей доводятся философии, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления ее деятельности.

Миссия является базой для установления целей компании, выработке стратегии и организационной политики.

Данная курсовая работа посвящена  рассмотрению вопросов о разработке миссии и целей на предприятии  в целом, а также на примере  конкретного предприятия –  ООО «Анекс Тур».
Основной целью курсовой работы является разработка миссии и целей  для ООО «Анекс Тур».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить теоретические основы процесса разработки миссии и целей на предприятии.
    • Изучить историю развития предприятия ООО «Анекс Тур», специфику отрасли, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.
    • На основе имеющихся данных о деятельности компании с учетом теоретических основ разработать миссию и цели.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Понятия  миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства

1.1 Роль миссии  в стратегическом управлении

 

Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана [6; С. 48].

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

  • собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;
  • сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
  • покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
  • деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
  • местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
  • общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей [3; С. 125].

По мнению Котлера, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

  • история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
  • существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
  • состояние среды обитания организации;
  • ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
  • отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

    • целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной, перспективе;
    • сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
    • философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
    • возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация.

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды [5; С. 81].

Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

    • миссия делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;
    • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;
    • миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.
    • В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее.

Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика основных компонентов миссии

Компоненты

Содержание

Продукты или услуги

Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия  достигают рыночных преимуществ  за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем

Категории целевых потребителей

Кто является целевыми потребителями предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом

Технология 

Ориентируется ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий?

Конкурентные преимущества

В чем состоят отличительные  особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться  в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении

Философия

Каковы важнейшие ценности, устремления  и этические принципы предприятия? Философия предприятия может  проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих  служащих или клиентов, и др.

Информация о работе Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации