Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является разработка миссии и целей для ООО «Анекс Тур».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы процесса разработки миссии и целей на предприятии.
Изучить историю развития предприятия ООО «Анекс Тур», специфику отрасли, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.
На основе имеющихся данных о деятельности компании с учетом теоретических основ разработать миссию и цели.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства 6
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении 6
1.2 Определение и свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации 15
1.3 Взаимосвязь миссии и цели организации 24
Глава 2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении туроператора ООО «Анекс Тур» 26
2.1 Характеристика туроператора ООО «Анекс Тур» 26
2.2. Описание миссии туристической компании 29
2.3. Ошибки при формулировке миссии 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая. Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

В-четвертых, люди должны признавать цели в качестве своих личных, что порождает заинтересованность в их реализации.

В-пятых, цели должны быть проверяемыми.

Наконец, в-шестых, цели должны образовывать единую систему: быть совместимыми во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать членов организации на противоречивые действия.

На рисунке 1 показана иерархия целей организации.

Рисунок 1 -  Иерархия целей организации

 

Можно дать следующую  классификацию целям:

1) по уровням. Низший уровень — объективная целесообразность; высший - целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей;

2) по источникам формирования цели можно разделить на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации;

Внешние цели, которые  обычно ставит официальное руководство, учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует.

Внутренние ориентированы  на удовлетворение потребностей коллектива.

3) с точки  рения комплексности можно говорить о простых и сложных целях

(последние, в свою очередь, разбиваются на подцели);

4) по степени важности цели разделяются на стратегические и тактические;

Стратегические ориентированы  на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик  организации, например выход на международные рынки, достижение конкурентных преимуществ в своей сфере деятельности, рост устойчивости и проч.

Тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например максимизацию прибыльности. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий).

Между стратегическими  и тактическими целями обычно существует противоречие. Так, обеспечение высокой  текущей прибыли требует выпуска  традиционной продукции, а достижение конкурентных преимуществ - отказа от нее и освоения новинок.

5) с учетом времени, необходимого для реализации, цели подразделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года);

Для краткосрочных целей  характерна большая, чем для долгосрочных, детализация необходимых действий, а сами по себе они являются вехами на пути реализации долгосрочных.

6) по содержанию цели делятся на личные и институциональные.

Личные цели связаны  с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем их д.

Институциональные цели — это цели производственно-хозяйственной  деятельности.

Они делятся на технологические, экономические, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные и т. п.;

К технологическим целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких, природоохранных и других технологий.

Примером экономических целей является укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.

Производственные цели могут состоять в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, росте эффективности производства, снижении себестоимости.

Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией надежного взаимодействия между сотрудниками, дисциплины, слаженности в работе.

Маркетинговые цели связаны с завоеванием рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла и проч.

Научно-технические цели фокусируются на разработке и внедрении новых и усовершенствовании существующих образцов, доведении их до уровня требований мировых стандартов.

Социальные цели ориентируются на создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, налаживание отношений социального партнерства, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и т. д.

7) с точки зрения приоритетности выделяют:

  • во-первых, необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника;
  • во-вторых, желательные, чья реализация позволяет в определенной степени улучшить это положение и создать дополнительные гарантии;
  • в-третьих, возможные цели, чье осуществление в принципе в данный момент ничего не меняет;

8) цели могут иметь  троякую направленность:

  • на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции;
  • на осуществление той или иной деятельности, скажем, совершенствование технологии;
  • на достижение определенного состояния объекта (например, приобретение работником новой профессии);

9) по форме выражения можно говорить о целях, описываемых количественными показателями и характеризуемых качественно;

В первом случае речь идет, например, о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках; во втором - о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя.

10) исходя из особенностей взаимодействия цели могут быть:

  • безразличными по отношению друг к другу (индифферентными);
  • конкурирующими;
  • дополняющими (комплементарными);
  • исключающими друг друга (антагонистическими);
  • совпадающими (идентичными);

11) по степени обязательности можно выделить цели-задания и цели-ориентиры. Главным способом реализации целей-заданий является настрой исполнителей посредством целей-ориентиров;

12) с точки зрения масштабности выделяются глобальные, общие и частичные цели;

13) по степени реальности цели рассматриваются как действительные и мнимые;

14) наконец, цели можно  рассматривать с точки зрения иерархичности. Здесь выделяются миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Рассмотрим их подробнее.

Наряду с официальными целями, или целями-заданиями, содержащимися  в планах организации, в современном  управлении все более широкое распространение получают неофициальные цели [4; С. 78].

Они формулируются самими исполнителями в дополнение к  официальным с учетом конкретных должностных обязанностей и своих  личных качеств (это служит дополнительной гарантией их реалистичности). Достижение таких целей стимулируется в первую очередь.

Для того чтобы цели реально  повышали трудовую активность персонала, они должны соответствовать основным принципам и методам работы, принятым в организации; интересам персонала; быть достаточно трудными и увлекательными; пробуждать в людях азарт и стремление проявить себя.

Таким образом, можно  сделать вывод, что любая организация не может функционировать без целевых ориентиров. Целевое начало в деятельности организации задается в первую очередь тем, что ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких групп или совокупностей людей, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в целом.

Выделяются две основные составляющие целевого начала в деятельности организации: миссия и цели. Миссия может пониматься в широком смысле как философия, смысл существования организации, и в узком — как сформулированное, достаточно детализированное утверждение относительно того, для чего существует организация. Хорошо сформулированная миссия включает в себя описание ориентиров, сферы деятельности, философии организации, возможностей и способов осуществления деятельности, а также желательного имиджа организации.

Цели организации описывают конкретное состояние отдельных параметров, которых она желала бы добиться через определенный промежуток времени. Цели бывают долгосрочными и краткосрочными. Цели различаются также по сферам жизнедеятельности организации и уровням иерархии. Цели должны отвечать некоторым обязательным требованиям. Они должны быть достижимыми, гибкими, измеримыми, конкретными, совместимыми и приемлемыми.

Установление целей предполагает прохождение четырех обязательных фаз:

1) выявление и анализ тенденций, наблюдаемых в окружении;

2) установление общих для организации целей;

3) построение иерархии целей;

4) установление индивидуальных целей.

1.3 Взаимосвязь  миссии и цели организации

 

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации возникает не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не прекратить осуществление деятельности в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат.

И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации [5; С. 14].

Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивают выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.

Видение организации - это  образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует  всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится.

Формирование видения - это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании - это представление о социальной, экономической, политической ситуации в различных отраслях а также в стране в целом.

Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Миссия - это деловое  понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях [9; С. 76].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении туроператора ООО «Анекс Тур»

2.1 Характеристика туроператора ООО «Анекс Тур»

 

 

 

 
          Марка ANEX известна в мире уже более шестнадцати лет. С 1998 года о бренде ANEX узнали в РФ. Сейчас в России, Украине, Казахстане, Турции, Египте, Таиланде, Испании, ОАЭ, Греции под этим брендом успешно работают свыше пятидесяти компаний.

           ООО «Анекс Тур» — динамично развивающаяся компания, которая начала свою деятельность в 2001 году. За годы ответственной работы мы накопили богатый туроператорской опыт, создали сплоченный профессиональный коллектив, приобрели надежных партнеров, известность и признание.

        Сегодня «Анекс Тур» по праву считается одной из ведущих туроператорских компаний в России. По результатам различных рейтингов наша компания входит в пятерку лидеров по турецкому направлению, в десятку лучших туроператоров, отправляющих российских туристов в Египет, Таиланд, ОАЭ и Испанию.

Информация о работе Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации