Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является разработка миссии и целей для ООО «Анекс Тур».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы процесса разработки миссии и целей на предприятии.
Изучить историю развития предприятия ООО «Анекс Тур», специфику отрасли, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.
На основе имеющихся данных о деятельности компании с учетом теоретических основ разработать миссию и цели.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства 6
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении 6
1.2 Определение и свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации 15
1.3 Взаимосвязь миссии и цели организации 24
Глава 2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении туроператора ООО «Анекс Тур» 26
2.1 Характеристика туроператора ООО «Анекс Тур» 26
2.2. Описание миссии туристической компании 29
2.3. Ошибки при формулировке миссии 32
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая. Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

 

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

Миссия имеет большое  значение не только для организации  в целом, но и для каждой категории  заинтересованных участников деятельности:

  1. Значение миссии для собственников
  • Миссия значительно увеличивает вероятность достижения успеха. Это подтверждается различными исследованиями, которые показали, что компании с четко сформулированной миссией более успешные, чем другие.
  • Миссия позволяет четко представлять свои мысли и взгляды относительно дальнейших перспектив деятельности. Видение перспективы позволит собственнику преобразовать это в четкие, конкретные цели и задачи.
  • Миссия позволяет яснее понимать и осознавать деятельность компании, анализировать и понимать дальнейшие условия развития;
  • Наличие миссии в настоящее время означает зрелость бизнес-культуры компании и собственника. Отсутствие миссии может означать низкий уровень деловой культуры.
  1. Значение миссии для менеджеров:
  • Миссия позволяет четче представлять смысл существования организации. Сама миссия и процесс ее создания позволяют продумывать варианты развития компании в будущем.
  • Миссия служит инструментом, позволяющим представить достаточно наглядно перспективы развития компании, и четко и ясно излагать свои мысли и идеи, которые затем трансформируются в задачи на будущие периоды.
  • Миссия задает направление для общей цели компании. Это достаточно важный фактор, поскольку компании имеют множество целей, среди которых выделить основные зачастую бывает очень сложно.
  • Миссия позволяет добиться единства внутри компании и не позволяет внешним факторам воздействовать на деятельность компании.
  • Миссия выступает также как фактор конкурентоспособности организации.
  • Миссия в конечном итоге, это ориентир для дальнейшей деятельности компании.
  1. Значение миссии для стратегических менеджеров:
  • Миссия является отправной точкой для формулирования и формирования целей и задач.
  • Многие решения с точки зрения стратегического развития компании принимают во внимание миссию организации.
  1. Значение миссии для менеджеров по развитию:
  • Является ориентиром для выбора направлений деятельности компании – влияет на выбор рынков, новых товаров и услуг и др.
  1. Значение миссии для менеджеров по персоналу:
  • Миссия позволяет дать ответ на следующие вопросы – какими характеристиками должен обладать вновь привлекаемый персонал, какие требования к нему предъявлять?
  • Миссия является отправной точкой для разработки систем мотивации персонала.
  1. Значение миссии для менеджеров по связям с общественности:
  • Миссия позволяет создавать нужный имидж компании.
  • Миссия также является основой создания внутрикорпоративной культуры предприятия.
  1. Значение миссии для акционеров:
  • Миссия способствует принятию адекватных решений для инвестирования средств.
  1. Значение миссии для кредиторов:
  • Миссия позволяет принять решение о целесообразности выдачи долгосрочных кредитов.
  1. Значение миссии для поставщиков:
  • Поставщики с каждым годом все больше «внедряются» в бизнес компаний, поэтому им необходимо знать потребности организаций, которые они могут получить исходя из имеющейся миссии.
  1. Значение миссии для клиентов:
  • Миссия дает клиентам понимание, что следует ожидать от организации.
  1. Значение миссии для сотрудников компании:
  • Миссия дает понимание, что все сотрудники представляют собой единое целое, и что вся работа является согласованной и направленной на достижение единой цели.
  • Миссия позволяет мотивировать сотрудников компании. Любой работник предприятия должен осознавать, что его работа влияет напрямую на достижение целей компании.
  • Миссия позволяет сотрудникам осознать цели своей деятельности, смысл работы в целом [9; С.41].
  1. Значение миссии для общества:
  • Миссия позволяет прогнозировать деятельность компании, говорит о ее стабильности.
  1. Значение миссии для конкурентов:
  • Миссия позволяет предвидеть действия конкурентов в будущем. С помощью имеющейся миссии можно сделать прогноз о будущей деятельности конкурентов, о возможных стратегиях, которые будут применяться в компании и др.
  • Миссия позволяет адекватно позиционировать компанию на рынке.

В качестве наиболее известных  миссий можно привести примеры миссий различных компаний:

  • «Компак»: «Стать ведущими поставщиками персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка».
  • «Форд»: «Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех наших заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками».
  • «Эксон»: «Обеспечить нашим акционерам сохранность их инвестиций и растущие доходы».
  • «Дженерал Электрик»: «Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйти на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности».
  • «Эппл Компьютер»: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей».

1.2 Определение  и свойства целей и требования, предъявляемые при разработке  целей организации

Под целью понимается идеальное или желательное состояние субъекта (организации, индивида и т.п.), на достижение которого, прежде всего, ориентирована его деятельность и соответственно процесс управления.

Все то, что способствует достижению цели, называется средствами (ими часто на практике незаметно подменяют саму цель). Соответствие цели и средств является условием эффективности управления.

Цели либо официально провозглашаются  высшим руководством как деловые  установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.

Поскольку благополучие участников организации  напрямую зависит от степени достижения поставленных целей, они с той  или иной степенью заинтересованности их реализуют.

Так, если крупная организация не сумеет реализовать своих целей и разорится, работу могут одновременно потерять десятки, а то и сотни тысяч людей, что неминуемо создаст огромнейшие трудности даже для государств с развитой экономикой.

Цели организации определяются владельцами ключевых ресурсов в соответствии со своей системой ценностей. Но их формулировка не произвольна. Во-первых, она представляет собой отражение объективной роли данной организации в обществе, характера и масштабов ее деятельности, производственного и кадрового потенциала.

Понятно, например, что перед обувной  фабрикой не может ставиться цель выпускать компьютеры, а перед  нотариальной конторой - чинить автомобили. Они не располагают для этого  необходимым оборудованием, а сотрудники – соответствующими знаниями и опытом.

Если организация маленькая, она  не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером  в своей области - для этого  у нее просто не хватит средств.

Наконец, нельзя ставить перед собой  цель делать то, что никому не нужно.

Во-вторых, на формулировку целей существенное влияние оказывают интересы многочисленных субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, деловые партнеры, местные власти, которым та помогает решать многие региональные проблемы, общество в целом [7; С. 25].

В-третьих, постановка целей связана  с учетом ограничений в отношении  путей и средств их достижения. Ограничения бывают внешними и внутренними (общими и частными, производными от них). Они могут быть присущи организации изначально или порождаться прежними проблемами.

Для формулировки цели необходимо определить в качественной и количественной форме результат, к которому стремится  организация, и желаемые сроки его  получения.

Часто сразу это сделать не удается и приходится ставить промежуточные цели. Обычно цели никогда не удается сформулировать окончательно, поскольку в ходе работы происходят их постоянное уточнение, отказ от отдельных аспектов из-за их нереальности или нехватки средств. Кроме того, результат, как правило, не совпадает с ожиданиями, так как всегда могут иметь место различные отклонения от запланированных действий.

Задача выживания фирмы требует  регулярного приспособления целей  к новыми общественным потребностям, формам и масштабам деятельности, внешней ситуации, технике и технологии и проч.

Если изменение воспринимается руководством организации не вполне адекватно, возникают ошибки при  постановке целей и определении  способов их достижения, приводящие к  неэффективным решениям, расточительству  ресурсов.

Так, часто цели формулируются слишком  мелкими или, наоборот, слишком глобальными, излишне расплывчатыми, ориентируются  на второстепенные проблемы, а поэтому  не достигаются.

В системе управления цели выполняют  ряд важных функций, на которых необходимо остановиться.

  1. Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития.
  2. Цели задают основные направления деятельности, а следовательно, составляют основу общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности.
  3. Цели уменьшают неопределенность, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему
  4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.
  5. Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.
  6. Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке цели должен присутствовать вызов).
  7. Общественно значимые цели служат оправданию в глазах людей необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.

К целям предъявляются  следующие основные требования.

Во-первых, они должны быть четко сформулированными, конкретными и измеримыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно [2; С. 159].

Это облегчает выбор  средств их достижения, восприятие и усвоение исполнителями, правильное распределение обязанностей между ними; позволяет использовать цели в качестве основы оценки достигнутых результатов и персонала. Во-вторых, цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать ее реальные возможности. Цели, адекватные ситуации, облегчают поиск альтернатив, укрепляют доверие к руководству.

Конечно, недостижимые цели сознательно никто перед собой  не ставит. Но большинство людей  субъективны в оценке своих возможностей.

В-третьих, цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями, в противном случае организация рано или поздно попадет в тупик.

Информация о работе Роль миссии и целей в выборе стратегии дальнейшего развития организации