Роль Электронного Правительства в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего внедрения проекта;
3. Рассмотреть мировую практику;
4. Изучить финансово-экономический аспект внедрения электронного правительства (влияние этого явления на бизнес и госорганы).

Оглавление

Введение
1. Электронное правительство в России
1.1 Понятие электронного правительства
1.2 Электронное правительство в России
2. Финансово – экономический аспект внедрения электронного правительства
2.1 Перспективы внедрения электронного правительства для бизнеса
2.2 Система государственных служб в условиях работы «электронного правительства»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

По мнению американских и европейских  специалистов, первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оказывать населению определенные услуги. Следовательно, население вправе требовать от государства качественного  и быстрого исполнения этих услуг, что  непосредственно обеспечивается сферой G2C и косвенно - G2E, поскольку качество и скорость исполнения услуг зависят  и от эффективности внутриведомственной  работы госучреждений.

История создания электронных правительств идет параллельно с развитием  информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.

«Электронное правительство» подразумевает  использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, для

того чтобы доводить правительственную  информацию и доносить государструктур и государственных органов.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели5:

• оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

• повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

• поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

• рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

• снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и  менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений  между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Основополагающие принципы организации  ЭП

Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. «Электронное правительство» должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.

В настоящее время донесение  информации до граждан носит, как  правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях  правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности  ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.

Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первую очередь  сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно  найти на доске объявлений, и гражданам  приходится обращаться за консультацией  к служащим, далеко не всегда расположенным  к общению с клиентами. Следом за удовлетворением «информационного голода», вы сталкиваетесь с проблемой  низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных  очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема – оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще  одну очередь, теперь уже в Сбербанке.

Из-за недоступности информации и  незаинтересованности служащих госучреждения  в предоставлении услуг, гражданин  может вообще не знать о том, что  по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому  нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.

Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в  любое время.

В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, чепень самообслуживания граждан.

Однако ЭП начинается не с функционирования системы обмена информацией через  Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.

Не у каждого есть возможность  ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь  приема.

Появление ЭП – это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.

«Электронное правительство» должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными  службами, комитетами и ведомствами  и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга  и статуса, что сделает «электронное правительство» не только доступным, но и интерактивным.

По сути, создание ЭП – это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного  фактора. Обезличенное общение чиновника  и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения  своих запросов, – вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции  и взяточничества.

Технологии ЭП

Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор  инструментов для организации «электронного  правительства», проработанных как  на концептуальном, так и практическом уровнях.

Рассмотрим модель электронного правительства  как идеальную интегрированную  информационную систему (ИС) – на каких  программных технологиях она  должна базироваться.

Документоориентированные технологии

Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы  управления электронными документами (IDM – Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами – с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.

В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами  связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

Для государственного сектора можно  выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:

• автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;

• обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;

• ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.

Но одной САДД при организации  развитого ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).

1.2 Электронное правительство  в России

16 августа 2007 года правительством  России была утверждена концепция  «электронное правительство». Согласно  этой концепции «электронное  правительство» будет создаваться  в два этапа:

2008 год — разработка и утверждение  необходимых документов

2009—2010 годы — практическое внедрение

В Петербурге губернатор Валентина  Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.

Определение электронного правительства, данное Правительством России:

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень  оперативности и удобства получения  гражданами и организациями государственных  услуг и информации о результатах  деятельности государственных органов.

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства  являются6:

• повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

• повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

• повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

В то же время многие эксперты в  части отношений бизнеса с  органами власти скептически относятся  к идее создания электронного правительства:

Эксперт проекта TACIS Development of Internet Based Interactive Government to Business Services in Northwest Russia Дмитрий Трутнев:

«Нужен сам факт телодвижения по созданию чего бы то ни было в рамках „электронного правительства“, но при этом ни инструментария, чтобы  оценить эффективность, ни желания  сделать это не для отчета, не для галочки, а именно на пользу населению  в регионах нет».

Представители петербургского бизнеса: генеральный директор «Санкт-Петербургской  строительной корпорации» Борис  Суровцев:

«Всё зависит от системы —  как это будет организовано. Если будет контроль (а это вполне возможно организовать) времени работы над  этим обращением, ответа — при этих условиях работать чиновникам придётся, они же народ подневольный».

Более года прошло с момента начала формирования в РФ электронного правительства, концепцию которого реальное правительство  одобрило в мае 2008 г. «Явление народу»  виртуального кабинета запланировано  на начало 2010 г. Концепция определяет электронное правительство, как  «новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий, качественно новый уровень оперативности  и удобства получения организациями  и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».

Сейчас рабочая группа с участием ученых из Высшей школы экономики  изучает готовность субъектов РФ к предоставлению государственных  услуг через интернет. Министерство связи и массовых коммуникаций должно согласовать с Минэкономразвития  последнюю редакцию ФЦП «Электронная Россия», которая несет львиную  долю расходов по реализации концепции.

Пока результаты внедрения электронного правительства в России далеки от намеченных целей. Без оптимизма  взирают на этот процесс и многие активные его участники. Прежде всего, как отмечается, инновационные перемены нужны в психологии и менталитете  доблестно-кипучих чиновников. В  электронных тендерах, например, как  и прежде, побеждают, как правило, «свои» подрядчики. Внедрение e-government оказывает крайне несущественное влияние на нашу бюрократию — не снижает ее коррупционности, не повышает ее эффективности и вообще не делает ее человечнее, не заставляет искренне помогать гражданам.

Тем не менее, как вынужденно отмечается, интернетизация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу7. Электронное правительство — неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества.

Информация о работе Роль Электронного Правительства в системе государственного управления