Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего внедрения проекта;
3. Рассмотреть мировую практику;
4. Изучить финансово-экономический аспект внедрения электронного правительства (влияние этого явления на бизнес и госорганы).
Введение
1. Электронное правительство в России
1.1 Понятие электронного правительства
1.2 Электронное правительство в России
2. Финансово – экономический аспект внедрения электронного правительства
2.1 Перспективы внедрения электронного правительства для бизнеса
2.2 Система государственных служб в условиях работы «электронного правительства»
Заключение
Список литературы
По мнению американских и европейских
специалистов, первостепенная задача
государства заключается в том,
чтобы на деньги налогоплательщиков
оказывать населению
История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.
«Электронное правительство» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, для
того чтобы доводить правительственную информацию и доносить государструктур и государственных органов.
Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели5:
• оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
• повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
• поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
• рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
• снижение воздействия фактора географического местоположения.
Таким образом, создание ЭП должно обеспечить
не только более эффективное и
менее затратное
Основополагающие принципы организации ЭП
Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. «Электронное правительство» должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.
В настоящее время донесение
информации до граждан носит, как
правило, пассивный и нерегулярный
характер и в основном ограничивается
ее распространением через СМИ. Люди
узнают о новых законах и
Обращаясь, например, в паспортный
стол или БТИ, вы в первую очередь
сталкиваетесь с проблемой
Из-за недоступности информации и незаинтересованности служащих госучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.
Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время.
В рамках формирования в стране электронного
сообщества такая информация должна
быть стандартизована и
Однако ЭП начинается не с функционирования системы обмена информацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.
Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.
Появление ЭП – это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.
«Электронное правительство» должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает «электронное правительство» не только доступным, но и интерактивным.
По сути, создание ЭП – это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, – вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции и взяточничества.
Технологии ЭП
Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации «электронного правительства», проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.
Рассмотрим модель электронного правительства как идеальную интегрированную информационную систему (ИС) – на каких программных технологиях она должна базироваться.
Документоориентированные технологии
Одним из основополагающих инфраструктурных
компонентов ЭП являются системы
управления электронными документами
(IDM – Integrated Document Manageme
В государственном секторе
Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:
• автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;
• обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;
• ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.
Но одной САДД при организации развитого ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).
1.2 Электронное правительство в России
16 августа 2007 года правительством
России была утверждена
2008 год — разработка и
2009—2010 годы — практическое внедрение
В Петербурге губернатор Валентина
Матвиенко и президент
Определение электронного правительства, данное Правительством России:
Под электронным правительством понимается
новая форма организации
Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются6:
• повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
• повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
• повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
В то же время многие эксперты в части отношений бизнеса с органами власти скептически относятся к идее создания электронного правительства:
Эксперт проекта TACIS Development of Internet Based Interactive Government to Business Services in Northwest Russia Дмитрий Трутнев:
«Нужен сам факт телодвижения по созданию чего бы то ни было в рамках „электронного правительства“, но при этом ни инструментария, чтобы оценить эффективность, ни желания сделать это не для отчета, не для галочки, а именно на пользу населению в регионах нет».
Представители петербургского бизнеса: генеральный директор «Санкт-Петербургской строительной корпорации» Борис Суровцев:
«Всё зависит от системы — как это будет организовано. Если будет контроль (а это вполне возможно организовать) времени работы над этим обращением, ответа — при этих условиях работать чиновникам придётся, они же народ подневольный».
Более года прошло с момента начала
формирования в РФ электронного правительства,
концепцию которого реальное правительство
одобрило в мае 2008 г. «Явление народу»
виртуального кабинета запланировано
на начало 2010 г. Концепция определяет
электронное правительство, как
«новую форму организации деятельности
органов государственной
Сейчас рабочая группа с участием
ученых из Высшей школы экономики
изучает готовность субъектов РФ
к предоставлению государственных
услуг через интернет. Министерство
связи и массовых коммуникаций должно
согласовать с
Пока результаты внедрения электронного правительства в России далеки от намеченных целей. Без оптимизма взирают на этот процесс и многие активные его участники. Прежде всего, как отмечается, инновационные перемены нужны в психологии и менталитете доблестно-кипучих чиновников. В электронных тендерах, например, как и прежде, побеждают, как правило, «свои» подрядчики. Внедрение e-government оказывает крайне несущественное влияние на нашу бюрократию — не снижает ее коррупционности, не повышает ее эффективности и вообще не делает ее человечнее, не заставляет искренне помогать гражданам.
Тем не менее, как вынужденно отмечается, интернетизация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу7. Электронное правительство — неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества.
Информация о работе Роль Электронного Правительства в системе государственного управления