Роль руководителя в системе управления персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
1. раскрыть общие элементы управления персоналом;
2. определить роль руководителя в управлении персоналом;
3. рассмотреть личность руководителя и стили управления.

Оглавление

Введение
Глава 1. Параметры эффективного руководства
1.1. Роль и функции руководителя
1.2. Характеристики и личные качества руководителя
1.3. Стратегия руководства коллективом
1.4. Стили руководства
Глава 2. Анализ системы управления персоналом ООО «Вертикаль»
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
2.2.Анализ кадрового потенциала ООО «Вертикаль»
2.3. Анализ управления развитием персонала
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Вертикаль»
3.1. Совершенствование планирования карьеры персонала
3.2. Расчёт экономической эффективности системы профессиональной подготовки кадров (обучения персонала) ООО «Вертикаль»
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по управлению персоналом.docx

— 101.87 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

Российская Академия Предпринимательства

 

 

 

 

Курсовая работа 
по Управлению персоналом 
на тему

«Роль руководителя в системе управления персонала»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса  Сергеева К.А.

Руководитель: к.э.н.,доцент Черкассова Л.А.

 

 

 

 

Москва,

2011 г.

 

Содержание.

 

Введение.

 

Глава 1. Параметры эффективного руководства.

1.1. Роль и функции руководителя.

1.2. Характеристики и личные  качества руководителя.

1.3. Стратегия руководства  коллективом.

1.4. Стили руководства.

 

Глава 2. Анализ системы управления персоналом ООО «Вертикаль».

2.1. Общая характеристика  деятельности предприятия.

2.2.Анализ кадрового потенциала  ООО «Вертикаль».

2.3. Анализ управления  развитием персонала.

 

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Вертикаль».

3.1. Совершенствование планирования  карьеры персонала.

3.2. Расчёт экономической  эффективности системы профессиональной  подготовки кадров (обучения персонала)  ООО «Вертикаль».

 

Заключение.

 

Список используемых источников.

 

 

Введение.

Эффективная экономика  – прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – прежде всего управление человеческими  ресурсами.

Руководство персоналом занимает центральное место в  управлении сотрудниками, поскольку  именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.

Руководитель  осуществляет важнейшую функцию  управления – руководство. Результат  труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового  коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей  информации.

В странах с  развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом»  давно уже стало не только важнейшей  составной частью подготовки руководителей  всех уровней, но и неотъемлемым компонентом  высшего образования в целом.

Необходимость специальной  подготовки в области управления персоналом вызвана тем, что современный  руководитель может всесторонне  проявить себя в работе, лишь активно  взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой  культурой коммуникаций, знаниями и  навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные  с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.

В настоящее время  многие руководители отечественных  организаций различных форм собственности  недооценивают значение методов  управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно  использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент многих предприятиях руководители сводят воздействие работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.

Сегодня можно  утверждать, что недооценка руководством, как на макро- , так и на микроуровне  эффективных современных методов  управления производительным трудом становиться  один из главных препятствий и  наиболее слабым звеном управления развитием  экономики.

Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.

В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

раскрыть общие  элементы управления персоналом;

определить роль руководителя в управлении персоналом;

рассмотреть личность руководителя и стили управления.

Предметом исследования является руководитель организации  в сфере управления человеческими  ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Параметры эффективного руководства.

 

1.1. Роль  и функции руководителя.

Эффективность руководства  во многом определяется соответствием  индивидуальных черт руководителя тем  ролям и функциям, которые он призван  выполнять в организации.

В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием.

Американский  ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя:

Роль лидера. В данном случае имеется ввиду  неформальный лидер, обладающий высоким  авторитетом и способностью влиять на других людей.

Роль администратора. Эта роль предполагает способность  руководителя контролировать положение  дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.

Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация  будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций  изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение  управленческих альтернатив и выбор  наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.

Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные  решения, наиболее соответствующие  ситуации, должен быть готовым к  определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую  его.

Более детальную  и близкую в к российским условиям классификации ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент  персонала. Функции и методы».

«мыслитель» - общее  осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения  проблем;

«штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;

«организатор» - координация работы сотрудников;

«кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;

«воспитатель» - обучение и мотивация персонала;

«снабженец» - обеспечение  группы всем необходимым для трудовой деятельности;

«общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с  общественными организациями;

«инноватор» - внедрение  передовых методов труда и  научно-технических достижений в  производство;

«контролер» - контроль за соблюдением организационных  норм и качеством продукции;

«дипломат» - налаживание  связей с другими учреждениями и  их представителями .

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются  в его функциях.Можно выделить следующие функции руководителя:

Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и  контролируемы цели).

Определение и  подготовка мероприятий по достижению целей.

Координация деятельности сотрудников в соответствии с  общими целями.

Контроль за персоналом и соответствием результатов  его деятельности поставленным задачам.

Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных  структур для руководства персоналом и его деятельностью.

Информирование  сотрудников.

Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью  получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.

Формирование  системы стимулирования сотрудников  и их мотивации.

Делегирование задач, компетенций, ответственности.

Предотвращение  и разрешение конфликтов.

Распространение специфических для организации  ценностей и норм.

Забота о подчиненных  и обеспечение их лояльности.

Формирование  сплоченного коллектива и поддержании  его дееспособности.

Ослабление чувства  неуверенности в действиях персонала  и обеспечение организационной  стабильности.

Функции руководителя выступают основной мерой его  оценки индивидуальных качеств, которые  призваны способствовать успешному  осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей  мере эти качества соответствуют  выполненным функциям, тем эффективнее  руководство.

 

1.2. Характеристики и личные качества руководителя.

В зависимости  от однопорядковости или близости разнообразные  характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие  группы:

1. биологические  и социально-экономические характеристики;

2. личностные  качества.

Первую групп  качеств руководителя отличает преимущественно  объективный, т.е. не зависимый от его  сознания и психики, характер, они относятся к числу прирожденных или передаваемых по наследству.

В первую очередь  это такие демографические параметры, как пол и возраст, а в определенной степени и здоровье; к социально-экономическим  факторам относится его статус в  обществе и полученное образование.

Пол руководителя. Традиционно исследования в области  руководства персоналом ориентировались  на мужчину-руководителя, считали это  своего рода стандартом, поскольку  именно мужчины во все времена  явно доминировали среди руководителей, как на государственной службе, так  и в бизнесе. Статистика свидетельствует, что в среднем женщины наиболее полно проявляют себя на производстве и делают карьеру начиная с  возраста примерно сорока лет, т.е., тогда, когда у них вырастают дети и они освобождаются от наиболее обремененных семейных забот. В тоже время можно отметить, что в  нашем обществе до сих пор существует стереотип – женщина ориентированна на более скромный общественный статус, ценности семьи, воспитание детей и  помощь мужу. Женщинам приходиться  прилагать больше усилий и на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли начальника. Для мужчины  же подобных доказательств обычно не требуется.

Возраст и здоровье. В практике менеджмента по существу считается общепринятым мнением, согласно которому уровень занимаемой должности  в целом коррелирует с возрастом: более высокие руководящие позиции  требует более зрелого, конечно, до известных пределов возраста (особенно армейская и чиновническая структуры). Так, согласно материалам Т. Коно, средний  возраст президентов крупных  компаний в Японии – 63,5 года, в США  – 59 лет.

Как молодой, так  и пожилой возраст имеют свои достоинства и недоставки, влияющие на эффективность руководства. Главными достоинствами молодых руководителей  является энергичность, высокая восприимчивость  к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье и высокая работоспособность. В тоже время они уступают своим  старшим по возрасту коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале – знаниях, специфики организации, в хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного.

Здоровье –  важный фактор эффективного руководства. При этом имеется ввиду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние  человеческого духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую  уравновешенность, стрессоустойчивость  и т.п.

Занятие руководящих  должностей напрямую зависит от социального  происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший  способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет  компанией». Конечно, это вовсе не означает, что дети высокопоставленных родителей занимают руководящие  должности, хотя позитивная корреляция между социально-экономическим положением и вхождением в состав руководящих  кадров все-таки имеет место.

Образование выступает  одним из ведущих факторов занятия  руководящих должностей и эффективного руководства.

Образование занимает как бы промежуточное положение  между объективными и субъективными, личностными характеристиками руководства, поскольку его получение зависит  как он социально-экономического положения  и богатства человека, так и  его индивидуальных способностей, в  первую очередь от уровня интеллекта.

Ко второй группе – личные качества руководителя относятся:

Интеллект – характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.

Влияние умственных способностей на карьеру и эффективность  руководства детально разработали  Ф. Фидре и А. Лейстре. На основе собственных  исследований они пришли к выводу о том, что влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано целям рядом факторов, которые  могут ослаблять позитивные корреляции между такими параметрами, как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим  руководством, группой.

Высокое интеллектуальное развитие нередко сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком  самоуверенности, решительности, а  также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и  эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом руководители, опасаясь за свой авторитет, а и то должность, часто недолюбливают «слишком» умных и стараются либо избавиться от них, либо задержать их должностной рост, не допуская к руководящим постам, чтобы не делать их них потенциальных конкурентов себе.

Помимо интеллекта к наиболее важным личным качествам  эффективного руководителя относятся :

Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей.

Уверенность в  себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить.

Информация о работе Роль руководителя в системе управления персонала