Система государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы развития культуры и искусства являются одними из центральных в жизни современного российского общества.
Наша страна претерпевает сегодня масштабную перестройку всей системы ценностей и в этой связи дальнейшее развитие общества невозможно без повышения роли и значения культуры. Важнейшими вопросами сферы кубанской культуры и искусства, с одной стороны, является сохранение ее самобытности, а с другой - сохранение достижений периода Советского государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая по СГУ.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

      Введение 
 

     Проблемы  развития культуры и искусства являются одними из центральных в жизни современного российского общества.

     Наша  страна претерпевает сегодня масштабную перестройку всей системы ценностей и в этой связи дальнейшее развитие общества невозможно без повышения роли и значения культуры. Важнейшими вопросами сферы кубанской культуры и искусства, с одной стороны, является сохранение ее самобытности, а с другой - сохранение достижений периода Советского государства.

     Реформирование  экономики отрицательно сказалось на социально-культурной сфере. Невозможность же для населения повысить свой культурный уровень неизбежно ведет к деградации общества.  
История Государственной политики в области культуры в период с 1960-х - до 1980-х годов становится важным материалом для анализа положительных и отрицательных процессов в сфере искусства. Важной частью процесса реформирования России является рациональное использование отечественного опыта, научное осмысление социально-исторической практики государственной политики в области культуры.  
 Реформа системы управления в сфере культуры и искусства, осуществляемая в настоящее время в Краснодарском крае, обращает внимание на проблемы функционирования отрасли. Исторический опыт в решении данных вопросов приобретает большое значение. Анализ современного состояния учреждений культуры обусловлен поиском оптимальных путей дальнейшего развития отрасли, сочетающих в себе государственную поддержку и коммерческую инициативу. Необходимость формирования культурной политики делает актуальным изучение деятельности органов управления в этой сфере. Кроме того исследование деятельности учреждений культуры и ее изменения под влиянием государственной политики имеет практическую направленность. Знание специфики региона позволит учитывать особенности при определении приоритетных направлений развития сферы культуры.  
 Таким образом, мы видим, на сколько важна роль культурной сферы на Кубани.

     Цели  и  задачи курсовой работы состоят  в следующем:

углубить  и закрепить теоретические знания по дисциплине «Система государственного управления», полученные на лекционных, семинарских и практических занятиях;

  • развить навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, нормативными документами, материалами, опубликованными в периодической печати;
  • изучить понятие сферы культуры и искусства;
  • изучить органы государственного управления в области культуры и искусства;
  • обобщить результаты исследования, сформулировать основные выводы и предложения.

      Предметом исследования в курсовой работе являются теоретические знания о государственном управлении в области культуры и искусства.

     При написании курсовой работы использовались такие специальные методы и приемы познания, как исторический метод; монографический  метод, а также прием анализа и синтеза, прием сопоставления и прием комплексного анализа.

     Теоретической базой исследования послужили учебники 
 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические основы государственного управления в сфере культуры и искусства 

     1.1 Понятие сферы культуры и искусства 
 

     Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.

     Первоначально понятие культуры подразумевало  целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и  прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры. В любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в "пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от "не культурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова "культура", зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизация. Слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей. Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. "Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы культуры. Так французские просветители 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого "разума".

     Культура  исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его, Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

     Культура  превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцировались и специализировались. В развитой культуре они превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельных институтов культуры.

     Каждый  из таких институтов обладает специфической  системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенно отличается, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы духовного освоения мира, способы производства различных духовных ценностей.

     Культура  — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в  процессе социализации и контактов  с другими культурами, но также  и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Культура и искусство  не только укрепляют солидарность между людьми, но и являются причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком” , некоторые группы употребляют “более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.

     В большинстве европейских обществ  к началу XX в. сложились две формы  культуры.

     Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

     Народная  культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.

     Культура  становиться “массовой” , когда  ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

     Во  всех обществах существует множество  подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

     Субкультура формируется под влиянием таких  факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

     Ценности  субкультуры воздействуют на формирование личности.  
 
 

    1.2 Особенности  государственного управления сферой  культуры и искусства 
     

          Государственная политика в области  культуры  в  Краснодарском

   крае  осуществляется в соответствии с принципами:

  • основополагающей роли культуры  в  развитии  и  самореализации

   личности, гуманизации     общества,     сохранении    национальной

   самобытности  и утверждении достоинства народов;

  • непрерывной связи  создания и сохранения культурных ценностей,

   приобщения  к ним всех граждан, развития  демократии;

  • гласности участия  общественности  в формировании и реализации

   государственной  политики в области культуры.

       Приоритетными направлениями государственной  политики в области

   культуры в Краснодарском крае являются:

  • программно - целевое планирование и финансирование;
  • обеспечение множественности     источников      финансирования

   культурной  деятельности;

  • обеспечение сохранения культурного достояния,  преемственности

   культурных традиций   и   воспроизводства  культурного  потенциала

   Краснодарского  края;

  • возрождение и   сохранение   культурного  наследия  народов  и

   этнических  групп,  проживающих на территории  Краснодарского  края,

   признание  его ценностей и проявление уважения к нему;

  • обеспечение права   всех   граждан   на  бесплатное  получение

   определенного    перечня    культурно    -    досуговых     услуг,

   гарантированного  доступа  к  культурным  ценностям   и  культурным

   благам;

  • развитие международных  культурных   связей,   межрегиональной

   культурной  кооперации,   культурных  связей  между  муниципальными

   образованиями;

  • деятельность по формированию нравственных ценностей общества;

       социальная защита работников  и деятелей культуры и искусства.

             К ведению органа исполнительной  власти Краснодарского  края  в

  области культуры относятся:

  • проведение государственной  политики  в  области  культуры   в

   Краснодарском крае;

  • разработка и  реализация  краевой   программы   сохранения   и

   развития отрасли  культуры  с  учетом  социально  - экономических,

   демографических, поселенческих  и других  специфических  условий  и

   особенностей края;

  • осуществление управления       краевыми       государственными

   организациями культуры;

Информация о работе Система государственного управления