Роль Электронного Правительства в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего внедрения проекта;
3. Рассмотреть мировую практику;
4. Изучить финансово-экономический аспект внедрения электронного правительства (влияние этого явления на бизнес и госорганы).

Оглавление

Введение
1. Электронное правительство в России
1.1 Понятие электронного правительства
1.2 Электронное правительство в России
2. Финансово – экономический аспект внедрения электронного правительства
2.1 Перспективы внедрения электронного правительства для бизнеса
2.2 Система государственных служб в условиях работы «электронного правительства»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

Как отмечено в очередном докладе  чиновников Президенту России, за 2008 год  внесены в реестр операторы персональных данных от 50 тысяч субъектов, хотя, конечно, эта работа находится на начальной  стадии. Их реально гораздо больше. Проведены первые расследования  дел по заявлениям граждан и юридических лиц: около нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22 административных дела.

Вся работа в этом направлении была сосредоточена на том, чтобы сориентировать органы государственной власти, которые  ведут персональные базы данных, для  того чтобы они привели свою работу в соответствие с федеральным  законом. Такая работа начата, она, конечно, сложная, системная и требует  дальнейшего правового и организационного регулирования. Это первое.

Правительство подготовило план действий по развитию электронного правительства.

И в соответствии с этим планом намечен ряд направлений работы. Первое – это развитие ведомственных  систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе –  это межведомственный документооборот  и межведомственное электронное  взаимодействие.

Третье – это создание вертикально-интегрированной  государственной автоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвёртое, пожалуй, самое важное – это предоставление государственных  услуг в электронном виде гражданам.

По первому разделу работа находится  в достаточно продвинутом состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты  существуют практически во всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.

Разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций  по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общий порядок  и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию. Что касается предоставления услуг  в электронном виде, то в I квартале создано 177 публичных центров правовой информации. И до конца года мы планируем  создать около 300 таких публичных  центров.

Второе. Сформирован перечень нормативно-правовых актов, направленных на регулирование  вопросов оказания государственных  и муниципальных услуг в электронном  виде, что также важно – это  основа плановой нормативной работы.

И определён перечень государственных  услуг, которые требуют первоочередного  перевода в электронную форму. Таких  услуг около пятидесяти. Это, собственно, главное направление работы ведомств и административной комиссии Правительства.

Первая стадия электронного документооборота, она создана и работает: уже  в электронном виде направляются в ведомства, в министерства все  документы из Правительства.

Вторая стадия – это, собственно, уже электронное взаимодействие. Не просто документооборот, но и взаимодействие между ведомствами. Это, конечно, более  сложная задача, но Правительство  планирует её завершить до конца 2010 года. Это реальная работа, которая  уже поддается чёткому планированию.

Третий этап - построение такого системного проекта, который позволит свести всё  воедино, связать, с тем чтобы можно было дальше уже действовать по наполнению контентом. Завершить технологический этап.

Четвёртое направление связано  с созданием единой вертикально  интегрированной государственной  автоматизированной системы управления. Она основана на единой технологической  платформе, но и требует идеологического  наполнения.

Раньше были созданы системы  в рамках мониторинга нацпроектов, достаточно успешно была реализована  эта система. Создана система  в соответствии с указом Президента по эффективности деятельности региональных властей. Сегодня эта система  также трансформирована в мониторинг антикризисных мероприятий. Такой  доклад ежеквартально разрабатывается  Минрегионом на той базе, которая была создана для мониторинга эффективности деятельности органов госвласти.

Здесь аккумулированы все вопросы, связанные с рынком труда, с деятельностью  промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства и так  далее, как это все функционирует  в условиях кризиса, и мониторинг тех мероприятий, которые проводят субъекты Российской Федерации. По этому  мониторингу видно, кто хорошо работает, а кто плохо, у кого реализуются  эффективные мероприятия, а у  кого – недостаточно.

Эта работа должна быть завершена  в мае 2009 года, и создана единая система мониторинга [реализации] антикризисных  мероприятий.

Помимо этого в соответствии с концепцией-2020 приняты основные направления деятельности Правительства. И, собственно, основная деятельность Правительства ляжет в основу создания системного проекта в рамках ситуационного центра Правительства.

Помимо этого вся эта систематизированная  информация будет доступна для работы в ситуационных центрах Президента, Администрации Президента, министерств  и ведомств. Так что создаётся, по сути дела, наполненная системной  информацией система управления – государственная автоматизированная система управления.

Как считают скептики, первый вариант  реализации проекта «электронное правительство» - это такая фикция, которую государственные  умы придумали, чтобы доказать, что  они действительно движутся к  демократическому обществу (гражданскому обществу, какому угодно обществу), не прилагая никаких особенных усилий и почти не меняя ни свою структуру, ни привычки.

Вариант второй: электронное правительство - это такая концепция, которую  государственные умы придумали, чтобы действительно продвинуться куда-то в направлении демократического общества (гражданского общества, какого угодно общества)8. Концепция российского электронного правительства, к примеру, слишком стройна, чтобы не относиться к ней с опаской. Впрочем, если опустить все явно декларативные заявления, сухой остаток все же не равен нулю. Вероятно, к 2010 году мы доберемся до подачи налоговой декларации через Интернет и к онлайновому голосованию на выборах (первое вероятнее). Получим распространение и легализацию электронного документооборота. Может быть, несколько ускорится процесс добывания информации из государственных структур. Никакое электронное правительство не превратит государственную машину в механизм хрустальной прозрачности, схема действия которого очевидна для любого гражданина - хотя бы общие принципы действия. Электронное правительство - не способ в интересах граждан обеспечить взаимодействие между гражданами и обществом, это всего лишь способ облегчить работу властным органам. Не исключено, конечно, что гражданам от внедрения в правительственные структуры технологических благ цивилизации тоже что-нибудь перепадет.

2 Финансово – экономический аспект внедрения электронного правительства

2.1 Перспективы внедрения  электронного правительства для  бизнеса

Создавая новые средства для  повышения эффективности работы, государство тем самым создает  здоровый деловой климат и дает местным  компаниям преимущество над иностранными фирмами. Компании повсеместно используют электронную коммерцию в сделках  между собой, чтобы снизить затраты  и улучшить управление своими материальными  ресурсами.

Взаимодействие с государственными органами по Интернету еще более  повышает конкурентоспособность частных  компаний и дает им возможность упростить  различные официальные процедуры, уменьшить количество канцелярской волокиты. Компаниям становится легче  соблюдать законы, и они могут  быстрее начать свою деятельность. Все это достигается благодаря  подаче документов в электронном  виде, а также благодаря возможности  заплатить налоги или предоставить статистические отчеты по Интернету.

Строитель-подрядчик, например, вместо того, чтобы ехать в местные  органы власти и заполнять различные  бумаги, может обратиться за разрешением  на застройку и согласовать сроки  инспекций, пользуясь электронной  почтой.

Государственные организации могут  и дальше способствовать созданию здоровой обстановки для бизнеса, обеспечив  надлежащую инфраструктуру, чтобы компаниям  было легче выходить в Интернет. Компании, работающие в тех округах, где можно получить высокоскоростной доступ к Сети по разумной цене, будут  получать преимущество над теми фирмами, которые такого доступа не имеют. И при надлежащем уровне консультаций и финансовой поддержки, местные  компании могут обмениваться информацией  по Интернету, используя свое высокоскоростное подключение для создания новых возможностей в сфере бизнеса.

Предоставление интегрированных  услуг, доступ к которым можно  получить через единый канал, дает возможность  частным компаниям и государственным  органам сотрудничать между собой.

Так, например, бухгалтерские службы и налоговые органы могли бы усовершенствовать  свои взаимоотношения и совместными  усилиями предоставить новые услуги для населения и коммерческих предприятий — для подачи налоговых  отчетов по Интернету. Более того, в США и других странах государственные  органы, благодаря сотрудничеству с  частным сектором, имеют возможность  выходить в Интернет быстрее и  с меньшими затратами. В США самые  важные проекты по автоматизации  государственных служб финансируются  в рамках программы «Партнерство между государством и частным  сектором» (Public Private Partnerships), в которой услуги, а также прибыли и потери делятся между участвующими сторонами.

Государственные службы способны изменить к лучшему невысокое мнение населения  о качестве оказываемых ими услуг  и вновь обрести поддержку  и доверие граждан, сделав их центром  внимания любых инициатив по совершенствованию  своей работы. Перестройка характера  взаимоотношений с клиентами  требует предоставлять услуги по-новому, без длительных задержек и сложных  процедур. Организации, ориентированные  на потребителей, достигают более  значительных успехов как в осуществлении своих функций, так и в работе с населением. Такие организации способны предоставить людям более легкий доступ к услугам, увеличить объем оказываемых услуг и снизить затраты времени служащих на деятельность, не связанную с клиентами.

Организации, ориентированные на нужды  граждан, осознают, что весь процесс  предоставления услуг населению  редко производится одним человеком. Поэтому они объединяют систему  управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM), документооборот и Интернет-технологии, превращая государственных служащих в работников, «управляющих знаниями». Сотрудники должны уметь использовать программные средства управления делами (case management tools), разбираться в любой возникшей ситуации и знать соответствующие законы и нормы; кроме того, они должны быть способны справляться с ситуацией и принимать решения. Для этого необходима возможность совместного доступа служащих к файлам на их электронных «рабочих столах», единообразие при работе с людьми, сокращение времени ответа на обращение и снижение груза административной работы.

Такие работники должны уметь работать коллективно и свободно переходить от одного документа (или базы данных) к другому на самых различных  платформах. Имеющиеся в настоящее  время несовместимые сети — наследие традиционного «вертикального»  подхода к управлению, когда одна система предназначалась для  предоставления какой-то одной услуги. Трудности интеграции систем предоставления услуг в разных организациях можно  преодолеть, используя открытые технологии и разрабатывая новые интегрированные  процессы оказания услуг по Интернету, когда создаются виртуальные  «зеркальные учреждения». И, наконец, можно справиться с этими трудностями, надлежащим образом перестроив бизнес-процессы государственных организаций.

Особенности «электронного правительства» и факторы, способствующие успеху

Электронные государственные службы предоставляют услуги в том виде, в котором население и коммерческие организации хотели бы их получать; для этого используются Интернет и другие технологии. «Электронное правительство», в самом полном смысле этого слова, — это та инфраструктура, которую сегодня создают государственные  органы, чтобы изменить способы выполнения своих задач. Ранее ИТ-инфраструктура государственного сектора создавалась  для внутреннего использования  в отдельных департаментах и учреждениях. Теперь государственные службы могут дать более широким слоям населения доступ к своей инфраструктуре, с тем, чтобы главные ценности электронного века — «быстрее, лучше, дешевле, доступнее» — были применимы и к государственным услугам.

Переход к «электронному правительству» начинается с того, что различные  организации начинают использовать Интернет. Первоначально организации  создавали веб-сайты, чтобы рекламировать  свои услуги и публиковать информацию общего характера, например, часы работы, списки контактных лиц и номера телефонов. Часто информация сканировалась  с ранее опубликованных печатных материалов, образуя так называемые «брошюры».

Позднее организации стали предоставлять  всеобъемлющую динамическую информацию, с возможностью для поиска по базам  данных и службой ответов на послания по электронной почте. Учреждения все  больше стремятся внедрять различные  интерактивные услуги, позволяющие  гражданам заходить на государственный веб-сайт и заполнять различные формы, назначать встречи, искать работу и так далее. Следующим шагом будет возможность предоставления финансовых и юридических услуг, чтобы граждане и частные фирмы могли покупать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации, платить штрафы за неправильную парковку и обращаться с просьбами о социальных льготах. Это требует повышения безопасности инфраструктуры «электронного правительства», чего можно обычно достичь более широким использованием таких технологий, как электронные подписи и сертификаты, а также смарт-карты. Кроме того, важно разработать подходящие программы партнерства с частными организациями, чтобы можно было внедрить эту инфраструктуру и управлять ею с помощью бизнес-механизмов. Например, гарантия физической идентификации личности может обеспечиваться выдачей сертификата, который позволяет произвести опознание данного лица.

Информация о работе Роль Электронного Правительства в системе государственного управления