Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 02:08, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление рисков международного бизнеса на примере компании ООО «Орхидея», их анализ и оценка.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
• исследовать сущность рисков международного бизнеса и их особенности в этой модели;
• проанализировать угрозы и риски в сегменте «B2C»;
Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы развития международного бизнеса ..7
1.1 Формы международного бизнеса……………………………………....…7
1.2 Основные направления развития международного бизнеса 18
1.3 Правовые аспекты международного бизнеса 27
2 Анализ рисков международного бизнеса 36
2.1 Сущность риска в международной деятельности……………...……..36
2.2 Характеристика методов анализа и оценки рисков международного бизнеса......................................................................................................................45
3 Анализ и минимизация рисков международного бизнеса в практике современной компании. Анализ и минимизация рисков международного менеджмента на примере компании ООО «ОРХИДЕЯ» 68
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ОРХИДЕЯ»………………………………………………………….………..….....68
3.2 Оценка рисков международной предпринимательской деятельности на примере компании ООО «ОРХИДЕЯ»…………………………………………….75
3.3 Предложения по минимизации рисков международной деятельности предприятия ООО «ОРХИДЕЯ»……………………………………………………88
Заключение 94
Список литературы 99
Приложение………….……………………………………………………………...105
В 2005 г. компания была переведена на упрощенную систему налогообложения по ставке 15% (объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов), согласно ст. 346.20 Налогового кодекса РФ [3]. С 2010 г. схема упрощенного налогообложения была изменена на 6 % (объектом налогообложения являются доходы).
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ст. 4 [4], ООО «ОРХИДЕЯ» относится к микропредприятиям, так как количество постоянно работающих сотрудников составляет менее 15 человек.
В штате компании состоит 7 человек. Генеральный директор, заместитель генерального директора, системный администратор, три офис менеджера со знанием английского языка, переводчик английского и немецкого языка. По мере возникновения необходимости привлекаются временные сотрудники – водители, курьеры, переводчики и программисты. Отношения с ними оформляются договорами подряда.
Бухгалтерский учет осуществляет компания ЗАО «ВДК–АУДИТ», с которой заключен договор на ведение бухгалтерского учета. По договору в их обязанности входит: подготовка платежных документов, работа с банками, начисление заработной платы сотрудникам, подготовка финансовых отчетов, налоговой декларации и сдача ее по месту требования.
Компания ООО «ОРХИДЕЯ» оказывает услуги сегменте «B2C», что является инновационным способом ведения бизнеса для Российской Федерации. В перечень услуг входят – служба поручений, перевод текстов с английского, немецкого, французского на русский и наоборот. Также, в активе компании собственная «Социальная сеть», которая предлагает своим клиентам бесплатные и платные сервисы – возможность общения пользователей, как посредством переписки, так и видео конференций, доставка цветов и подарков, туристические услуги и прочее.
Источником дохода является прибыль от хозяйственной деятельности компании.
Таблица 3.1 – Экономические показатели ООО «ОРХИДЕЯ»
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютное отклонение (+/–) |
Темпы прироста, (%) | ||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||||
Налоговая ставка УСН, % |
15 |
15 |
15 |
– |
– |
– |
– |
Сумма полученных доходов, тыс. руб. |
4574 |
8838 |
18437 |
4264 |
9599 |
93 |
108 |
Сумма произведенных расходов, тыс. руб. |
3789 |
6555 |
12402 |
2766 |
5847 |
73 |
89 |
Сумма убытка, тыс. руб. |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Налоговая база для исчисления налога, тыс. руб. |
784 |
2283 |
6035 |
1499 |
3752 |
191 |
164 |
Среднесписочная численность работающих, чел |
5 |
5 |
6 |
0 |
1 |
– |
– |
Торговыми точками предприятия являются веб–сайты [45], доступные в сети Интернет 24 часа в сутки и 365 дней в году. Все это накладывает некоторые требования к ведению бизнеса и управлению рисками, связанными с этим.
Так как услуги по большей части являются платными, то все торговые точки имеют возможность принимать оплату – банковскими платежными картами [43], электронными деньгами [64] – WebMoney [62], Yandex.Деньги [63], банковским переводом. Для реализации этой возможности, был заключен договор с компанией ООО «АССИСТ» [41], которая является собственником платежной системы ASSIST.RU. Которая, в свою очередь, получает возможность процессинга через компанию ЗАО «Компания Объединенных Кредитных Карточек» (UCS) [48]. UCS – крупнейшая в России процессинговая компания, обслуживающая более 75% оборота, проходящего через предприятия, принимающие к оплате банковские карты. UCS предлагает предприятиям торговли и сервиса организацию обслуживания по банковским картам международных платежных систем: Europay / MasterCard International [58], Visa International [57], Diners Club International, JCB International, American Express [47].
Цены в торговых точках указываются в Долларах США, так как в основном, потребителями услуг и товаров являются иностранцы. После прохождения платежа, на счет предприятия в ОАО «Росбанк» зачисляются денежные средства в рублях, сконвертированные по курсу Центрального банка РФ [42].
Для обеспечения
круглосуточного доступа в
Главными активами компании являются: интеллектуальная собственность, зарегистрированные торговые знаки, а также интеллектуальный потенциал сотрудников.
Расчеты между ООО «ОРХИДЕЯ» и партнерами (агентами) осуществляются путем безналичных переводов через ОАО «Росбанк» [55] на основании договоров и актов о выполненной работе [17, c. 205]. В связи с тем, что партнеры (агенты) компании «разбросаны» по всему миру, то деятельность компании попадает под Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» №173–ФЗ [6]. Это накладывает некоторые ограничения при расчетах – оформление паспорта сделки, при переводе денежных средств за пределы Российской Федерации, когда сумма перевода превышает 5000 Долларов США.
Таким образом, для того чтобы подробно рассмотреть план минимизации
рисков в
компании «ОРХИДЕЯ», необходимо оценить
риски международной
3.2 Оценка рисков международной предпринимательской деятельности на примере компании ООО «ОРХИДЕЯ».
Компания ООО «ОРХИДЕЯ» изначально ориентировалась на электронную коммерцию. Это было обусловлено тем, что Уссурийск – очень «узкий» рынок, а если выйти в сеть Интернет, то рынком станет весь мир. Кроме этого, на момент образования компании, вход на рынок электронной коммерции практически ничего не стоил. Подобный опыт в электронной коммерции был всего у 1-2 компаний в городе Уссурийске. Но тот момент создание компании, которая работает только в секторе «B2C» было очень рискованным мероприятием и инновационным направлением деятельности.
Термин электронная коммерция (e–commerce) обычно используется для обозначения коммерческой активности в сети Интернет. Обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий путём использования компьютерных сетей. Электронная коммерция (в широком смысле) – предпринимательская деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными [61].
Компания ООО «ОРХИДЕЯ» определила свое направление работы –сегмент «B2C» (Buisness–To–Customer, русский перевод – Бизнес для Потребителя). Этот термин означает форму электронной торговли, целью которой являются прямые продажи для потребителя. «B2C» – это концепция построения бизнес–процессов предприятия и комплекс Интернет–технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчающих его взаимодействие с клиентами [44]. Один из наиболее популярных инструментов «B2C» – Интернет–магазин [50]. Так как потребитель товаров и услуг находится на достаточно удаленном расстоянии от продавца, то возникают риски связанные с оплатой, доставкой и т.д. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование теоретических и прикладных аспектов анализа, оценки и управления предпринимательскими рисками.
Особенности возникновения рисков электронной коммерции связаны с возможностями использования информационных технологий различными структурами таким образом, что непреднамеренно или специально создаются угрозы хозяйствующим субъектам при проведении ими операций с помощью технологий электронной коммерции. Поэтому прежде чем переходить к описанию рисков электронной коммерции разграничим понятия «риск» и «угроза». Под угрозой мы будем понимать намерение нанести ущерб материальным и иным ценностям с использованием инструментов и механизмов информационных технологий. А под риском – состояние условий и результатов проведения коммерческой операции, при которых с той или иной степенью вероятности возможны материальные или иные потери.
Также как и риски в целом, угрозы электронной коммерции можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние угрозы: вирусы и вредоносные программы [53], хакерские атаки [60], мошенничества с использованием различных средств передачи данных, мошенничества с платежными системами [54], угроза завладения интеллектуальной собственностью правообладателя (киберсквотинг [52]).
Внутренние угрозы: саботаж, хищение данных, неосторожные действия сотрудников. Около 80% потерь, связанных с нарушением информационной безопасности, вызываются утечкой конфиденциальной информации таким способом. В связи с этим остро встает вопрос о защите персональных данных от несанкционированного доступа. Федеральный закон «О персональных данных» [7] регламентирует требования к хранению и доступу к персональным данным клиентов.
В этих условиях под управлениями
рисками электронной коммерции
будем понимать целенаправленную деятельность
по созданию благоприятных условий
для ведения
Применительно к сегменту «B2C» определение безопасности можно сформулировать так: безопасность – это состояние защищенности интересов субъектов отношений, совершающих коммерческие операции (сделки) с помощью технологий электронной коммерции, от угроз материальных и иных потерь.
Проанализировав деятельность компании ООО «ОРХИДЕЯ» можно выделить основные риски, сопровождающие ее деятельность и охарактеризовать их. Это необходимо для того, чтобы выяснить их воздействие на основные операции предприятия. Поэтому перечислим основные риски:
Первый риск - риск сбоя оборудования. В связи с тем, что исследуемое предприятие целиком и полностью зависит от работы Интернет серверов, персональных компьютеров, сетевого оборудования, телефонных каналов и других технических средств, то отказ одного из них может привести к значительным потерям из–за его простоя. В связи с этим за оборудованием необходим ежедневный контроль, своевременное обслуживание и обновление.
Следующий риск - риск сбоя программного обеспечения, он связан с проблемами программного обеспечения. Программное обеспечение всегда имеет проблемы, связанные с системными ошибками, при реализации программного кода. Это связано с тем, что не всегда программное обеспечение проходит надлежащие тестирование и обкатку к реальным условиям работы. Поэтому мониторинг работы программных средств является важным делом.
Валютный риск, связан с тем, что 95% потребителей товаров и услуг это клиенты из-за рубежа, он оказывает воздействие на поступление выручки, так как все цены указаны в долларах США. При поступлении выручки на счет в банке, она конвертируется по курсу ЦБ [42] на день поступления.
Помимо вышеперечисленных рисков, в международном бизнесе определяется ценовой риск он связан с конечной ценой товара. На конечную цену товаров и услуг, предлагаемых на веб-сайтах, влияют цены у партнеров (агентов). В зависимости от сезонности и праздников, цены на товары (к примеру, на цветы) могут в значительной степени меняться. Это необходимо учитывать и во время вносить изменения. Кроме этого, цены могут меняться у поставщиков услуг – Интернет провайдеров, телефонная связь и т.д.
[68, c. 107-114].
Следующий тип риска – организационный риск. Организационные проблемы в любой компании являются важным звеном управления предприятием. Поэтому руководство компании должно четко ставить задачи и требовать их исполнения от персонала. Кроме этого, руководство, должно иметь ясную картину бизнес модели, на основании которой работает предприятие.
Персонал предприятия должен быть компетентен и четко понимать, что от него требуется. Кроме этого персонал необходимо обучать, так как инновационный бизнес связан с постоянным прогрессом. Появляются новые технологии, оборудование, программное обеспечение и тд. Так появляется необходимость изучать риск персонала.
Одним из самых сложных рисков международного бизнеса является правовой риск. Ведение бизнеса в России всегда связано с правовыми рисками, так как законодательная база постоянно совершенствуется. Какие–то законы безнадежно устарели, например, законодательство в сфере валютного регулирования, таможенного законодательства и других. На текущий момент отсутствуют законы регламентирующие электронную коммерцию, а также «Электронные деньги». Поэтому приходится балансировать между «можно» и «нельзя».
Помимо прочих рисков, существует риск внешних источников. Средой работы в сегменте «B2C» является Интернет, что накладывает соответствующие требования к квалификации сотрудников. Интернет агрессивная среда, которая таит в себе множество опасностей: это атаки хакеров, киберсквотеры, мошенничество с платежными системами и т.д.
[43, c. 237-249].
Все перечисленные риски, при возникновении приводят к соответствующим потерям, которые необходимо оценить и разработать методы управления и минимизации.
Экспертам было предложено оценить воздействие рисков и убытки, возникающие при их возникновении, согласно предложенной классификации по вероятности возникновения рисков и по величине потерь при возникновении рисков.