Риски международного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 02:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление рисков международного бизнеса на примере компании ООО «Орхидея», их анализ и оценка.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
• исследовать сущность рисков международного бизнеса и их особенности в этой модели;
• проанализировать угрозы и риски в сегменте «B2C»;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы развития международного бизнеса ..7
1.1 Формы международного бизнеса……………………………………....…7
1.2 Основные направления развития международного бизнеса 18
1.3 Правовые аспекты международного бизнеса 27
2 Анализ рисков международного бизнеса 36
2.1 Сущность риска в международной деятельности……………...……..36
2.2 Характеристика методов анализа и оценки рисков международного бизнеса......................................................................................................................45
3 Анализ и минимизация рисков международного бизнеса в практике современной компании. Анализ и минимизация рисков международного менеджмента на примере компании ООО «ОРХИДЕЯ» 68
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ОРХИДЕЯ»………………………………………………………….………..….....68
3.2 Оценка рисков международной предпринимательской деятельности на примере компании ООО «ОРХИДЕЯ»…………………………………………….75
3.3 Предложения по минимизации рисков международной деятельности предприятия ООО «ОРХИДЕЯ»……………………………………………………88
Заключение 94
Список литературы 99
Приложение………….……………………………………………………………...105

Файлы: 1 файл

Дипломаная работа Чебуркова Екатерина.docx

— 205.50 Кб (Скачать)

Данное  разделение рисков весьма условное. Интервалы  на шкале вероятностей зависят от предпочтения экспертов. Однако это  поможет перейти от качественных показателей к количественным.

Таблица 3.2 – Классификация рисков по вероятности возникновения

Виды рисков

Вероятность возникновения (P)

Количественный подход

Качественный подход

Pq (балы)

Р (в долях единицы)

Слабоверояные

1

0.0 < P <= 0.1

Событие может произойти в исключительных случаях

Маловероятные

2

0.1< P <= 0.4

Редкое событие, но, как известно, уже имело место

Вероятные

3

0.4 < P <= 0.6

Наличие свидетельств, достаточных для  предположения возможности события

Почти возможные

4

0.6 < P <= 0.9

Событие может произойти

Возможные

5

0.9 < P < 1.0

Событие, как ожидается, произойдет


Таблица 3.3 – Классификация рисков по величине потерь

Виды рисков

Величина потерь (I)

I (баллы)

В % от плановой прибыли

Минимальные

1

0% < I <= 10%

Низкие

2

10% < I <= 40%

Средние

3

40% < I <= 60%

Высокие

4

60% < I <= 90%

Максимальные

5

90% < I <= 100%


 

Затем необходимо построить портфель вероятности  возникновения рисков, сопровождающих деятельность предприятия, пользуясь  системой баллов, обозначенных в таблице 2.3.1. В приложениях №1, №2, №3 приведены  результаты экспертных оценок.

В таблице 3.4 представлен портфель рисков по вероятности возникновения. В нем по пятибалльной шкале выставлены оценки степени опасности факторов риска (по строкам) и степени опасности операций (по столбцам). Это дает нам понимание, какие из операций являются более рискованными.

Таблица 3.4 – Портфель вероятности возникновения рисков

 

 

 

п/п

 

 

Факторы риска

Процессы/операции

Прием платежей

Исполнение заказов

Мониторинг мошенничества

Расчеты с партнерами

Администрирование сайта

Разработка новых продуктов

1.

Риск сбоя оборудования

4

1

1

1

2

1

2.

Риск сбоя программного обеспечения

3

2

2

2

2

1

3.

Валютный риск

3

2

1

3

1

1

4.

Ценовой риск

2

2

1

2

1

1

5.

Организационный риск

2

3

2

3

1

2

6.

Риск персонала

1

3

3

2

3

2

7.

Правовой риск

2

1

1

3

2

1

8.

Риск внешних источников

5

1

1

1

3

1


 

Затем построим портфель величины возможных потерь от рисков. Также как и в предыдущем этапе, выставляем баллы согласно таблицы 3.4.

Таблица 3.5 – Портфель величины возможных потерь от рисков

 

 

 

п/п

 

Факторы риска

Процессы/операции

Прием платежей

Исполнение заказов

Мониторинг мошенничества

Расчеты с партнерами

Администрирование сайта

Разработка новых продуктов

1.

Риск сбоя оборудования

5

1

1

1

1

1

2.

Риск сбоя программного обеспечения

4

2

3

1

1

1

3.

Валютный риск

1

1

1

2

1

1

4.

Ценовой риск

1

1

1

1

1

1

5.

Организационный риск

3

2

2

1

1

1

6.

Риск персонала

2

3

2

1

1

1

7.

Правовой риск

1

1

1

2

1

1

8.

Риск внешних источников

4

1

1

1

1

1


 

Таким образом, для каждого риска мы определяем вероятность возникновения и  величину возможных потерь в баллах, которые обозначают соответствующую  строку и столбец в матрице.

Посчитаем индекс риска (Ir) для всех полученных значений из таблицы 3.3 и 3.4  Он может быть определен по формуле:

                               

                                                                       (5)

Значения  P возьмем из таблицы 3.3., а I – из таблицы 3.4. Тогда матрица индексов рисков будет выглядеть следующим образом.

 

Таблица 3.6 – Матрица индексов рисков

Вероятность возникновения (P)

Величина потерь (I)

20

1

1

1

2

1

12

4

6

2

2

1

3

2

1

6

1

1

2

2

1

2

1

1

6

6

4

3

1

2

2

9

6

2

3

2

2

1

1

6

2

1

16

1

1

1

3

1


Анализируя  получившиеся данные в таблице 3.5, мы можем оценить влияние возникающих  рисков по степени воздействия и  по уровню воздействия. Для этого  эксперты заранее договорились, по каким параметрам они будут оценивать.

Оценим  индекс рисков, параметров обозначенных в таблицах 3.6 и 3.7.

 

 

 

Таблица 3.7 – Классификация рисков по степени воздействия

Степень воздействия

Индекс риска (Ir)

Описание

Критические

20 <= Ir <= 25

Существует очень большая вероятность  приостановления работы по проекту.

Существенные

11<= Ir <=16

В результате действия этих рисков увеличивается  продолжительность выполнения работ. Эти риски недопустимы.

Умеренные

9 <= Ir <= 10

Приводят к увеличению работ. Требуют  проведения мероприятий по снижению.

Незначительные

5 <= Ir <= 8

Увеличивают продолжительность и  объем выполняемых работ в  рамках бюджета и плановых сроков завершения. Они быстро устранимы, допустимы при работе.

Игнорируемые

1 <= Ir <= 4

Данные риски не оказывают какого либо воздействия на работу.


 

Таблица 3.8 – Классификация рисков по уровню воздействия

Риски

Индекс риска

Уровень риска

Непереносимый

12 <= Ir <= 25

Риск первичный для обработки. Должен настойчиво обрабатываться, пока его уровень не снизится до приемлемого. Должен находится под постоянным контролем и постоянно переоцениваться.

Оправданный

6 <= Ir <= 10

Риск вторичной обработки. Риск с  оправданным уровнем должен обрабатываться, пока его уровень не снизится до приемлемого.

Приемлемый

1 <= Ir <= 5

Рассматривается к принятию. Проводится его постоянная переоценка.


Анализ показал, что самой  критической операцией оказалась  операция по приему платежей, воздействующие на нее риски могут привести к  значительному убытку. Это связано  с тем, что любой технический  сбой платежной системы несет  в себе опасность простоя всех торговых точек, и соответственно, потери клиентов и их заказов. Кроме этого, мошенничество с кредитными картами  таит в себе опасность финансовых потерь, связанных с тем, что услуга оказана, а деньги за заказ или  услугу подлежат возврату. Согласно нашей  классификации операция приема платежей при воздействии на нее рисков, является «Критической» и «Непереносимый». Этими рисками труднее всего  управлять, так как они не всегда зависят от работы предприятия.

Все остальные операции имеют низкие индексы рисков, что  говорит о том, что они могут  быть минимизированы при небольших  затратах. Для управления ими подходит метод уклонения от риска. Поэтому их можно не рассматривать, так как они являются незначительными и не сильно влияют на деятельность предприятия. Эти риски можно минимизировать в рабочем порядке.

Остановимся на операции приема платежей. С каждым случаем возникновения  рисков, растет вероятность потери платежеспособности, что в результате может привести к банкротству  предприятия. Прогнозирование подобных ситуаций возможно при помощи расчета  показателей, основанных на получении  данных из финансовой отчетности предприятия. Но в случае с ООО «ОРХИДЕЯ» этот способ не применим, так как с Упрощенной системой налогообложения, объектом анализа будут только 2 строки: 010 – доходы и 020 – расходы [31, с. 96]. Поэтому данный способ не приемлем.

Часто встречаемые риски  при приеме платежей – мошенничество  с платежными банковскими картами  при оплате, сбой оборудования и  каналов связи. Мошенничество с  кредитными картами – это оплата украденными кредитными картами  или отзыв платежа, за якобы не оказанные услуги. Обе операции влекут за собой возврат денег на карту  владельца (Chargeback), но если первая вполне понятна, то вторая является специфической и сопровождает именно платежи, осуществленные через Интернет. Это связано с тем, что покупатель находится на значительном расстоянии от торговой точки и не может поставить свою подпись на чеке. Это накладывает некоторые технические требования на платежные системы и на торговые точки, чтобы платеж был «подписанным» и идентифицировался с покупателем.

Есть различные технические  возможности исключить это. Но все равно не все платежи удается распознать как мошеннические и предотвратить их. Остается какой–то процент мошеннических операций, который может быть компенсирован только за счет денежных средств предприятия.

 Когда клиент хочет оплатить услугу или товар на веб–сайте, он впечатывает номер кредитной карты, а затем передает их на сайт ASSIST.RU, который затем делает попытку снять деньги. Если снятие было не удачным, по какой либо причине, процедура снятия денег отклоняется. Если снятие прошло успешно, то ASSIST.RU передает данные об удачном платеже на веб–сайт.

Перечислим риски, которые  возникают в этой схеме:

  • Риск сбоя оборудования. Если ASSIST.RU недоступен по причине сбоя или поломки сервера или Интернет канала, то на все это время, платежи не будут приниматься. Соответственно клиент не может получить услуги и товар. Главное преимущество Интернет – «Пришел, увидел, купил» нарушено. Клиент не доволен, «ушел» искать другой сайт с подобными услугами и товарами.
  • Риск сбоя программного обеспечения. Этот риск такой же значимый, как и предыдущий и несет те же последствия, но устраним в более короткие сроки.
  • Организационный риск и риск персонала. Они менее значимые и легко устранимы.
  • Правовой риск. Этот риск связан с несовершенством законодательства, не профессионализмом чиновников и всевозможных органов власти, которые могут остановить работу сервиса. Но вероятность возникновения этого риска крайне мала.
  • Риск внешних источников. Очень значимый риск, который связан с мошенничеством клиентов при прохождении процедуры оплаты, всевозможные хакерские атаки, DOSS атаки, взлом сервера и прочее. Для минимизации этого риска необходимы значительные финансовые вложения в техническое и программное обеспечение, создание резервных серверов, мониторинг платежей, разработка процедур выявления мошеннических операций и т.д.

 Теперь на основе данных из платежной системы ASSIST.RU необходимо рассчитать, как может повлиять влияние рисков на поступление платежей.

Таблица 3.9 – Статистика поступлений за 2010 г. через платежную систему

2009 г.

Сумма поступлений,

тыс., руб.

Сумма возвратов,

тыс., руб.

Отношение поступлений к возвратам,

%

Средняя сумма поступлений в день,

тыс., руб.

Месяц

Январь

515

7.39

1.43

16.61

Февраль

376

2.6

0.69

12.96

Март

310

1.95

0.62

10

Апрель

485

0.5

0.10

16.16

Май

436

0.8

0.18

14.06

Июнь

695

4.61

0.66

23.16

Июль

858

1.63

0.18

27.67

Август

837

1.5

0.17

27

Сентябрь

834

4.12

0.49

27.8

Октябрь

1007

0.5

0.05

32.48

Ноябрь

1160

4.76

0.41

38.66

Декабрь

1470

1.6

0.10

47.41

Итого

8983

31.96

Информация о работе Риски международного бизнеса