Развитие и профессиональное обучение персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, главная цель данной курсовой работы —проанализировать состояние системы развития и профессионального обучения персонала ОАО «Гормолзавод № 2» и разработать пути ее совершенствования.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность системы развития и профессионального обучения персонала;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………………………6
1.1 Сущность системы развития и профессионального обучения персонала…………6
1.2 Этапы управления системой развития и профессионального обучения персонала………………………………………………………………………………………..11
1.3 Формы и методы профессионального совершенствования персонала…………...16
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПЕРСОНАЛА ОАО « ГОРМОЛЗАВОД № 2»………………….22
2.1 Общая характеристика предприятия22
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия……25
2.3 Анализ структуры функционирования системы развития и профессионального обучения персонала ОАО «Гормолзавод № 2»………………………………………………32
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА…………………………………….41
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Файлы: 1 файл

Управление организацией.doc

— 450.50 Кб (Скачать)

 

Основной причиной выбытия работников как в 2009 г. так и в 2010 г. является увольнение работников по собственному желанию, что связано с переездом на новое место жительства, уход на более высокооплачиваемую работу. Этими же причинами объясняется и высокая текучесть кадров по управлению.

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за ана­лизируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.

 

Таблица 16 – Использование рабочего времени

Показатель

2009 год

2010 год

Отклонен.

от прош.

года (+, -)

Отклонен.

от прош.

года в %

Отработано за год всеми рабочими, чел.-дн.

107857

125926

+18069

+16,75

Среднесписочная численность рабочих (ЧР)

745

754

+70

+14,08

Отработано за год одним рабочим:

 

 

 

 

дней (Д)

217

222

+5

+2,3

часов (Ч)

1632

1637

+5

+0,31

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

7,52

7,37

-0,15

-1,99

Фонд рабочего времени, тыс.ч.

810,9

927,9

+117

+14,43


             

Исходя из приведенных в таблице 16 данных можно сделать вывод о том, что, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. использование рабочего времени улучшилось. Каждый рабочий отработал 222 дня вместо 217 за прошлый год. Снижение целодневных потерь рабочего времени произошло за счет проведения мероприятий по сокращению простоев.

Увеличилась продолжительность работы каждого рабочего на 37,6 часа (7,52×5) за счет сокращения целодневных потерь, а продолжительность работы всех рабочих увеличилась на 21319,2 часа (37,6×754).

Так как на ОАО «Гормолзавод № 2» за счет сокращения целодневных потерь увеличилась продолжительность работы всех рабочих на 21 319,2 часа, а за счет внутрисменных потерь сократилась на 18 881,1 часа, то общая продолжительность работы всех рабочих увеличилась на 2 438,1 часа.

Удельный вес времени, неиспользованного по уважительной причине в максимально возможном фонде рабочего времени, в 2010 году составил 3,0% на одного списочного работника и 2,66% на одного списочного рабочего, в 2009 году —  3,59% и 3,22% соответственно. Удельный вес потерь рабочего времени в максимально возможном фонде рабочего времени в 2010 году составил 0,20% на одного списочного работника и 0,20% на одного списочного рабочего, в 2009 году – 2,17% и 2,03% соответственно.

Средняя продолжительность рабочего года одного работника на данном предприятии (определяется отношением максимально возможного фонда рабочего времени к среднесписочной численности)  как в 2010, так и в 2009 году составляла 227 дней, а на одного рабочего — 229 дней. Как в 2009 году, так и в 2010 году прогулов и сверхурочно отработанных часов нет, что говорит  о том, что работники предприятия работают в пределах норм времени, в соответствии с графиком работы (без переработки).

Для оценки соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ по участку, цеху и предприятию сравниваются средние тарифные разряды работ и рабочих.

Структура рабочих ОАО «Гормолзавод №  2» в 2010 году отличается от структуры рабочих в 2009 году (таблица 17).

 

 

Таблица 17 – Квалификационный состав рабочих

Разряд

рабочих

Тарифный

коэффициент

Число рабочих

Отклонен.

"+", "-"

Отклонен.

в %

2009 год

2010 год

2

1,5

117

101

-16

-13,68

-21, 01

+9, 81

+52, 38

3

1,35

138

109

-29

4

1,57

275

302

27

5

1,73

42

64

22

вне разряда

 

37

37

0

0

Итого

 

609

613

4

+0, 66

 

Численность рабочих низших разрядов (II - III) в 2010 году ниже, чем в 2009 году, а высших (IV-VI)  — выше. Изменение структу­ры рабочих обусловливает необходимость изучения их квалификационного уровня. Квалификационный уровень рабочих определяется на основе сопоставления среднего тарифного коэффициента в 2010 году  со средним тарифным коэффициентом в 2009 году, для чего устанавливается:

1)  тарифный коэффициент (средний разряд работ) в 2009 году:

2)  тарифный коэффициент в 2010 году:

Как видно из расчетов, средний тарифный коэффи­циент в 2010 г. выше, чем в 2009 г. на 0,07. Это говорит о том, что квалификационный уровень в 2010 г. выше квалификационного уровня (среднего разряда работ) в 2009 г., что, безусловно, повышает эффективность работы.

В 2010 году по сравнению с предшествующим годом увеличилась численность работников с профессионально-техническим образованием на 7 человек. Количество работников с общим базовым образованием уменьшилось, а количество работников с высшим и средним специальным образованием увеличилось соответственно на 3,9 %, 2,7 % (таблица 18).

Сокращение в 2010 г. численности работников с профессионально-техническим образованием на 2 человека, или 1,4 %, и увеличение имеющих среднее образование на 3 человека, или 1,38 %, а также незначительное изменение структуры работников со средним специальным и общим базовым образованием говорит о необходимости работников повышать свой образовательный уровень.

 

Таблица 18 – Образовательный уровень работников хлебозавода

Имеют образование

2009 год

2010 год

 

Руково-дители

Специа-листы

Служа-щие

Рабочие

Руково-дители

Специа-листы

Служа-щие

Рабочие

Всего работников

12

19

105

609

12

20

109

613

Высшее

8

13

74

42

9

14

76

50

Среднее специальное

4

6

31

107

3

6

33

110

Проф.-техническое

-

-

-

145

-

-

-

143

Общее среднее

-

-

-

312

-

-

-

309

Общее базовое

-

-

-

2

-

-

-

1

 

Фактический уровень образования работников административно-управленческого персонала соответствует занимаемой должности: все руководители имеют высшее образование,  75 % специалистов имеют высшее образование, один продолжает учебу в вузе (по специальности экономист-менеджер). Квалификация по диплому каждого работника административно-управленческого персонала соответствует занимаемой должности. Несмотря на некоторую положительную динамику завод имеет потребность в повышении квалификации своих работников.

Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования.

Наибольший удельный вес в общей численности занимают работники в возрасте 40–49 и 50–54 лет (таблица 19).

Однако в 2010 г. по сравнению с 2008 г. удельный вес работников 40–49 лет незначительно сократился (на 1,2 %), а 50–54 лет — вырос (на 8,5 %). На данный факт, а также сокращение удельного веса  работников 30–31 года (на 0,6 %) и рост удельного веса работников 60 лет и старше (на 1,8%) руководству завода следует обратить особое внимание, так как в будущем предприятие может лишиться квалифицированных кадров. Следовательно, целесообразно сделать возрастные границы более гибкими и в первую очередь принимать во внимание профессиональные качества претендента, а не его возраст.

Несколько стабилизирует обстановку постоянный уровень работников в возрасте 25–29 и 30–39 лет, которые составляют около 25 % всех работников. Это является положительным фактом для работы предприятия.

 

Таблица 19 – Численность работников по возрасту

Возраст,

лет

Списочная численность работников

в том числе

руководители

Специалисты

служащие

рабочие

18-24

2008

2009

2010

 

82

87

90

 

-

1

-

 

1

2

2

 

11

14

10

 

70

70

78

25- 29

2008

2009

2010

 

81

89

93

 

-

1

1

 

3

3

3

 

18

17

19

 

60

78

70

30-39

2008

2009

2010

 

36

38

33

 

3

3

3

 

5

7

6

 

21

21

20

 

7

7

4

40-49

2008

2009

2010

 

260

264

257

 

6

5

5

 

4

2

2

 

38

40

43

 

212

217

207

50-54

2008

2009

2010

 

130

134

141

 

2

2

2

 

2

1

1

 

6

8

11

 

120

123

127

55-59

2008

2009

2010

 

90

95

99

 

1

-

-

 

-

1

2

 

3

3

3

 

86

91

94

60 и старше

2008

2009

2010

 

34

38

41

 

-

-

-

 

1

4

3

 

1

2

3

 

32

32

35

Всего

2008

2009

2010

 

713

745

754

 

12

12

12

 

16

19

20

 

98

105

109

 

587

609

613

 

При наборе персонала руководство магазина пользуется следующими критериями и принципами.

Принципы отбора персонала:

•              ориентация на сильные стороны человека и поиск кандидатов, наиболее подходящих для данной должности;

•              отказ в приеме новых работников, если в них нет необходимости;

•              обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендентов требованиям, предъявляемым содержанием работы.

Критерии отбора персонала:

•              образование;

•              опыт;

•              деловые качества;

•              профессионализм;

•              физические характеристики;

•              тип личности.

Несмотря на структуризацию процесса отбора, руководству иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируется и осуществляется лишь в момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. Потребность в персонале оценивается директором и основывается на изменении объема работ. 

Во избежание ошибок руководству следует параллельно с планированием общих тенденций развития организации прогнозировать потребность в персонале, заранее заниматься поиском подходящей кандидатуры, которая бы соответствовала всем требованиям должности.

Основным методом воздействия на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации). Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.

Профессиональному развитию и обучению работников на ОАО «Гормолзавод № 2» не уделяется должного внимания (таблица 21).

 

Таблица 20 – Профессиональное обучение работников

Наименование показателя

Всего обучено, чел.

в том числе

Руково-дители

Специа-листы

Служа-щие

рабочие

Всего обучено

2008

2009

2010

 

57

77

120

 

4

5

1

 

3

4

2

 

1

4

2

 

49

64

109

В том числе

Повысили квалификацию

2008

2009

2010

 

 

23

32

53

 

 

4

5

4

 

 

3

4

2

 

 

1

4

5

 

 

13

 

42

Прошли профессиональную подготовку                                                        

2008

2009

2010

 

 

34

45

67

 

 

 

 

 

34

45

67

В том числе:

обучено другим (смежным) профессиям

2008

2009

2010

 

 

 

34

45

67

 

 

 

 

 

 

34

45

67

Информация о работе Развитие и профессиональное обучение персонала