Разработка технологий процесса управления организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловливается большой популярностью технологий процесса управления. Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловливается большой популярностью технологий процесса управления. Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам.

Применение новых информационных технологий позволяет в несколько раз ускорить процессы организации и планирования, а развитие методов управления с использованием ускоренных информационных потоков или виртуальных методов организации и управления сократит не только время на принятие решений, но и их эффективность.

К технологиям управления персоналом можно отнести организацию  найма, отбора, приема персонала, его  деловую оценку, профориентацию и  адаптацию, обучение, управление его  деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.

Главными задачами технологии управления являются: установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ; обеспечение  единства, непрерывности и согласованности действий субъектов при принятии решений, участие вышестоящих руководителей, равномерную загрузку исполнителей.

Среди множества проблем  современного менеджмента важнейшим  является разработка технологии процесса управления, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Проблема эта - не академическая. Она имеет весьма серьезное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений  является основой управления. Выработка  и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня.

Таким образом, разработка технологии процесса управления - один из центральных пунктов в работе предприятия (организации), с помощью  которого увеличивается эффективность  функционирования организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности.

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов технологий процесса управления. В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1) оценить значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата;

2) рассмотреть элементы процесса управления и его технологию;

3) проанализировать процесс управления ОАО «Сургутнефтегаз»;

4) разработать предложения по совершенствованию процесса управления в ОАО «Сургутнефтегаз».

Объектом исследования является ОАО «Сургутнефтегаз». Предметом исследования является технология процесса управления в ОАО «Сургутнефтегаз».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 разделов, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Первый раздел раскрывает сущность теоретических аспектов разработки технологии процесса управления. Во втором разделе описывается анализ процесса управления организацией ОАО «Сургутнефтегаз». Третий раздел посвящен разработки предложений по совершенствованию процесса управления.

Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, справочная литература, прочие актуальные источники информации, в том числе и интернет.

Вопросы, рассмотренные  в курсовой работе, наиболее подробно представлены в трудах таких авторов как: Кравченко А.И., Кабушкина Н.Н., Кибанова А.Я., Травина В.В. и других.

Объем работы составил 40 листов. В работе представлена 1 таблица.

 

1 Теоретические аспекты разработки технологии процесса управления

 

1.1 Значение  совершенствования технологии процесса  управления для повышения эффективности  работы управленческого аппарата

 

Слово «технология» происходит от греческого слова «технэ» - мастерство, искусство, умение делать что-либо из естественного материала.

Технологией называется любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемых результатов. Поскольку предметом  и соответственно исходным материалом управленческого труда выступает информация, то технологию менеджмента, например, можно определить как комплекс методов по обработке управленческой информации с целью выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления отражает содержание управления, характеризуется процессами движения и обработки информации и определяется составом и порядком выполнения управленческих работ, в ходе которых эта информация преобразуется и оказывает воздействие на управляемый объект. Основное назначение технологии управления — установление рациональной схемы взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления.

Основными элементами технологии управления являются управленческие операции и процедуры. Под операцией понимают действие, приводящее к изменению той или иной характеристики системы. Совокупность разнообразных управленческих операций, выполняемых по определенной схеме или в определенной последовательности, представляет собой процедуру.

Исходя из сказанного, технологию управления определяют также как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности использованием необходимых для этого методов и технических средств.

Техника - то, посредством  чего человек преобразует природу, себя, общество. Технология - это способ воздействия на объект.

Первоначально под технологией  подразумевалась общетехническая  дисциплина, изучающая взаимодействие средств сырья и труда, материалов. Технология раскрывала наиболее рациональные пути построения и организации производственного процесса.

С точки зрения производственного  процесса технология - это система  способов и методов воплощения цели в конкретный вид продукции или  ее составную часть.

В расширенном понимании  технология охватывает не только процесс производства материальных ценностей, но и стадию их использования.

С позиции болгарского  философа Н. Стефанова, понятие технологии подчеркивает активную позицию человека по отношению к окружающим его  процессам, деятельность по сознательному и планомерному изменению природной и социальной среды.

Технология предполагает соединение знаний с условиями их реализации в управлении.

Значение технологии заключается, прежде всего, в том, что она делает человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели [5, с.120].

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро  и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также  выявляются и формируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов: производится отбор критериев выбора оптимального решения и выбор, и принятие наилучшего решения.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны  постоянно и всесторонне изучать  поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов [6, с.112].

Процесс управления - это  совокупность непрерывных, последовательно  выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию  ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации и называются управленческими функциями. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции управления - это  относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм её осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается её организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции

В условиях рыночной экономики  выживание является очень важной задачей любой хозяйственной и коммерческой фирмы (предприятия, организации).

Процесс управления - деятельность, призванная служить важной гарантией  того, что предприятие будет работать эффективно.

Организационную эффективность  или ее недостаток можно определять, как критерии и показатели. В фирме должны учитываться все возникающие как положительные, так и отрицательные моменты и по каждому из них после анализа должны приниматься соответствующие решения. В большинстве организаций эффективность управления измеряется балансом таких характеристик как: достижение поставленных целей, эффективное использование возможностей персонала, приток и сохранение высококвалифицированных и заинтересованных служащих.[17]

Особое место в технологии управления сегодня занимают технические средства и различная оргтехника, позволяющие снизить трудоемкость управленческих работ, сроки их выполнения, а также повысить качество принимаемых решений. Поскольку знания и умственные возможности отдельного индивидуума имеют предел, использование оперативной и долговременной памяти вычислительных машин позволяет расширить интеллектуальные возможности специалистов для решения управленческих проблем. Развитие средств автоматизации способствует углублению информационного характера управленческого труда, а неотъемлемой частью технологии управления сегодня становятся компьютеризированные системные технологии.

Схематически технология управления может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры.

Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и  хранение различных видов информации. Здесь заняты преимущественно творческие исполнители и специалисты.

Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. Здесь заняты, в основном, специалисты и руководящие работники организации.

Организационный процесс или организационное  воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль над исполнением и пр.

Существенными моментами в управленческой технологии являются исследования и описание рациональных путей реализации процессов управления при помощи соответствующих операций и процедур.

В настоящее время существует несколько  подходов к формированию управленческой технологии. Так как технология управления определяется составом управленческих работ, то соответственно ее построение может осуществляться в зависимости от того, какой подход к пониманию управления взят за основу, или каким стилем управления характеризуется деятельность руководящих работников предприятия.

Информация о работе Разработка технологий процесса управления организаций