Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловливается большой популярностью технологий процесса управления. Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам.
Наиболее разработанным и
Такой подход к технологизации процессов управления применим для предприятий, работающих стабильно, в мало меняющейся среде. Так, в организации может существовать технология планирования, технология контроля или (с учетом специальных функций управления) технология управления разработкой нового изделия, технология маркетинговых исследований и т.д.
Наиболее подходящим
в условиях меняющейся внешней среды
является ситуационный подход, суть которого
заключается в обосновании
И, наконец, подход к управлению
с точки зрения принятия решений
позволяет рассматривать
1)выработка целей и стратегии развития предприятия;
2)формирование технологии принятия и реализации управленческих решений.
Эффективность технологии управления – это конечный результат, выражающийся не только в экономии времени и затрат, но и в обеспечении устойчивости и выживаемости организации в изменяющейся внешней среде.
К критериям эффективности технологии управления относятся:
—простота (технология управления не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции);
—гибкость (адаптация к изменяющимся условиям);
—надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма);
—экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной);
—удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется работать).
Техника управления это
совокупность материальных средств (оргтехника,
средства связи, вычислительная техника
и т.д.), позволяющих снизить трудоемкос
Таким образом, развитие средств автоматизации способствует углублению информационного характера управленческого труда, а неотъемлемой частью технологии управления сегодня становятся компьютеризированные системные технологии. Познакомимся с элементами процесса управления и его технологиями.
1.2 Элементы процесса управления и его технология
Управление - это результат конкретной деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели, изучение проблемы на основе получаемой информации, выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения, обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи), выбор и формулирование оптимального решения, принятие решения, конкретизацию решения для его исполнителей.
Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации.
Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:
—получение и анализ информации;
—выработка и принятие решений;
—организация их выполнения;
—контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы;
—вознаграждение или наказание исполнителей. [1, с.342]
Особенности управленческих процессов, определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т. п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определение цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации, необходимая корректировка (обратная связь).
Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, т. е. такой совокупности обстоятельств, которые оказывают (могут оказать в будущем) положительное или отрицательное влияние на организацию.
Система управления включает следующие элементы:
—датчик информации о состоянии объекта управления;
—подсистему сбора и передачи этой информации;
—подсистему обработки и отображения этой информации;
—подсистему выработки управляющих воздействий;
—каналы, подсистему передачи управляющих воздействий;
—исполнительные устройства.
К элементам процесса управления еще относится управленческий труд, который реализуется в определенном результате (решении), его предмет и средства. Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей проблеме и способах ее преодоления. Исходная информация является «сырой», а поэтому не может использоваться на практике. Но в результате обработки она превращается в управленческое решение, служащее основой осуществления конкретных действий.
Решения, получающие самостоятельное существование, могут накапливаться. Это приводит к росту масштабов и усложнению процесса управления.
В то же время решения формируют так называемый организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений. Это полезно, так как ускоряет и упрощает работу менеджеров. Средствами управленческого труда служит все то, что способствует осуществлению операций с информацией: от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.
Для организации процесса обучения используется так называемая модель обучения. На каждом предприятии в составе оперативного плана работы с руководителями составляются программы обучения.
Формы обучения могут
иметь самые разнообразные
1. закрепление за работником анализа, планирование, постановки цели управления предприятие
2. перевод на новую работу для дополнительной профессиональной квалификации, обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев);
3. курсовое обучение с отрывом от производства;
4. техническая учеба;
5. самообучение и др.,
в том числе компьютерное
Под технологией управления понимается совокупность методов и приемов реализации управленческих функций.
Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств.
Различают: линейную технологию управления, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление. Рассмотрим их более подробно.
1. Линейная технология характеризуется строгой последовательностью отдельных работ и операций, вытекающих друг из друга в соответствии с заранее намеченным планом. Она используется в типовых случаях при достаточной определенности ситуации и конечной цели (например, на транспорте).
2. Когда невозможно точно оценить ситуацию, выделить ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Желаемый результат достигается на основе совокупности решений, разрабатываемых одновременно по нескольким направлениям, или одного, имеющего многоаспектный характер. Обычно такое положение имеет место в сфере научных исследований.
3. Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе процесса, предполагает, что частично последние вообще не требуют корректировки, частично их преодоление возможно силами самих исполнителей, и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать его на пустяки и дать возможность сосредоточиться на главных проблемах. Однако он требует больших затрат времени и средств на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к формализации и бюрократизации управления.
4. Технология управления по ситуации применяется в условиях высокой неопределенности. Она исходит из складывающихся обстоятельств и использует адекватные им методы. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного наблюдения и анализа изменений во внешней и внутренней среде организации.
5. Технология управления по результатам заключается в том, что в зависимости от степени решения поставленных задач происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется при отсутствии достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, например при руководстве войсками в боевых условиях.
6. Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на контроль и стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей, сформулированных работниками на их основе совместно с непосредственными руководителями и зафиксированных в специальном документе.
7. Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но невозможности точно определить пути их решения. Тогда последнее разрабатывается, отталкиваясь от цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации. Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного решения в условиях высокой неопределенности.
Технология процесса управления состоит из четырех основных функций: планирования, учета, анализа и регулирования.
Планирование - процесс принятия решения, которое вырабатывается на основе целей, формулируемых вышестоящей организацией, и альтернатив, генерируемых на этапе анализа.
Учет – процесс получения объективной информации о складывающейся на объекте ситуации путем сбора фактических данных и их обработки по заданным алгоритмам.
Анализ - процесс генерирования альтернатив на основе сопоставления складывающейся на объекте ситуации и желаемых результатов, задаваемых на этапе планирования, с одной стороны, и простановки диагноза и выявление причин отклонения движения системы от заданной траектории, с другой стороны.
Регулирование – процесс формирования контроль над исполнением заданий, данных предприятию и его подразделениям, для реализации выбранного на этапе планирования решения.
Решение – нахождение связи между существующим и желаемым состоянием.
Качество управления определяется заданным критерием, правилами принятия решения и используемой информацией.
Рассматривая пути становления и развития управленческих технологий, следует отметить, что базой управления являются информационные технологии, поэтому их исторические этапы тесно связаны. Долгое время основными инструментами подготовки информации для принятия решений была память человека, а устройствами ввода выступали только язык и слух. Первая и вторая информационные революции наступили после изобретения письменности и книгопечатания, что создало принципиально новые технологии накопления и распространения информации, усиливая память человека. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации была бумага, то такие информационные технологии называют бумажными.
Следует отметить, что с появлением бумаги модернизации подвергались лишь процессы хранения информации, а процессы ее обработки традиционно возлагались на мозг человека. Ситуация существенно изменилась с изобретением ЭВМ (третья информационная революция). Сначала ЭВМ использовались для проведения отдельных расчетов, а затем для автоматизации отдельных информационных процессов. К первым таким системам относятся административные системы обработки данных, которые использовались для автоматизации банковских операций, резервирования авиабилетов и т.д. Решающим было то, что все они построены на применении автоматизированных информационных банков, в которых постоянно накапливалась и обновлялась информация в реальном масштабе времени.
Информация о работе Разработка технологий процесса управления организаций