Разработка стратегического плана «ЭР-Телеком»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования в системе стратегического управления 5
1.1. Процесс стратегического планирования: сущность, функции, задачи 5
1.2. Оценка и анализ деловой среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации 8
1.3. Значение факторов неопределённости и риска в стратегическом планировании 12
Глава 2. Оценка уровня стратегического развития ЗАО «ЭР-Телеком» 14
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ЭР-Телеком» 14
2.2. Оценка среды функционирования ЗАО «ЭР-Телеком» 15
2.3. Выявление стратегических проблем ЗАО «ЭР-Телеком» 19
Глава 3. Разработка стратегического плана «ЭР-Телеком» 23
3.1. Выявление проблем и разработка стратегии предприятия на основе матрицы SWOT 23
3.2. Разработка продуктовой стратегии 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Менеджмент к.р.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

 



 


 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия  к внешней среде, к распределению  ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

Процесс развития организации  не может быть представлен как  процесс, ориентированный на перспективу  и организуемый соответствующим  образом, исходя из требований и тенденций  изменения внешней среды. Это  требует четкого представления  о реальных возможностях организации, умении правильного определения и выбора направлений развития, подробного обоснования перспективных целей и способов их достижений и многого другого, что составляет сущность стратегического управления, с помощью которого обеспечивается поступательное развитие компании.

Стратегическое управление выступает как процесс, посредством  которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением. В  то же время стратегическое управление – это область научных знаний, изучающая приемы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют добиваться ей своих целей, соответствует ее внутренним возможностям и позволяет оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды. Стратегическое управление – это управление в социально-экономических системах.

Цель данной контрольной работы – исследование стратегического планирования на предприятии.

Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть сущность и проблемы стратегического планирования на предприятии;
  • дать характеристику стратегического потенциала организации при стратегическом планировании;
  • разработать стратегию развития предприятия;

Предмет исследования —  процесс стратегического планирования в системе стратегического управления.

Объект исследования — стратегическое планирование в  ЗАО «ЭР-Телеком».

Глава 1. Теоретические  основы стратегического планирования в системе стратегического управления

  • 1.1. Процесс стратегического планирования: сущность, функции, задачи

 

Под стратегией можно  понимать совокупность ориентиров и  ограничений, которые определяют направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Стратегия – это своеобразный «коридор» использования различных тактик. Тактика – это пути и этапы движения в рамках развития фирмы в соответствии с поставленной целью.

Реальность стратегии определяется тактикой управления, которая представляет собой выбор путей и этапов движения к цели в рамках стратегического направления.

С позиций стратегии и тактики  можно проанализировать любую проблему, ситуацию, любое управленческое решение.

Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы.

План - это: намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организацию в такое положение, когда они:

  • не понимают поставленных целей, будущих задач;
  • хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
  • теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
  • оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Применение планирования:

  • улучшает координацию действий в организации;
  • позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
  • делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
  • улучшает информационный обмен в организации;
  • способствует оптимальному распределению ресурсов;
  • четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
  • стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров – к большей обоснованности и реализации своих решений;
  • улучшает контроль в организации.

Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений. Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация ко внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде – охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организации необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т. д.

Внутренняя координация  есть координация деятельности организации  учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной  интеграции внутренних операций. Обеспечение  эффективных внутренних операций в  организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.

Осознание организационных  стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

Процесс стратегического  менеджмента – совокупность последовательных действий (функций) для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям. Планирование в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды приобретает стратегическую направленность.

Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей организации и решения о том, что следует делать для их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Проблема стратегического  планирования становится очень актуальной в условиях повышающейся нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления. Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов.

В сложившейся ситуации особое значение имеет разработка теории и методов анализа потенциала экономических систем. Основной задачей  является создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать, оценить потенциал и разработать систему стратегического планирования деятельности предприятия на основе оценки уровня использования рыночного потенциала.

  • 1.2. Оценка и анализ деловой среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

 

Внешние факторы, действующие  на организацию, принято делить на среду  прямого воздействия и среду  косвенного воздействия. Внешняя среда  организации прямого воздействия  – факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации и  испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты. Внешняя среда организации косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.

Анализ и оценка внешней  среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы окружения, чтобы определить как возможности, так и опасности, ее подстерегающие.

С точки зрения возможностей и опасностей для организации  роль анализа и оценки внешней среды в процессе стратегического планирования заключается, по существу, в ответе на вопросы: где организация находится в настоящее время; где организация должна находиться в будущем; что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из положения, в котором она находится в настоящее время, в то положение, где ее хочет видеть руководство.

При помощи анализа внешней  среды организация может создать  перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в  этой среде.

После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования руководству необходимо иметь полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а также о существенных внешних проблемах.

Внутренняя среда организации  – это совокупность ситуационных факторов внутри организации: целей, структуры, задач, технологии и людей.

Анализ внутренней среды  представляет собой процесс, посредством  которого разработчики стратегического  плана контролируют внутренние по отношению к организации факторы окружения, чтобы определить возможности и угрозы для организации. В условиях быстро меняющейся внешней среды «плюсы» прошлой деятельности могут обернуться «минусами» в будущем. Анализ внутренней среды проводится в виде управленческого обследования внутренних сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование включают пять функций – маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культуру и образ корпорации.

Путем тщательного рассмотрения каждого из пунктов названного перечня, руководство может выявить потенциальные  слабые зоны и предпринять соответствующие  корректирующие меры. Если организация  обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.

Наконец, можно выделить ограниченное число факторов, за которые  прямую ответственность несет только высшее руководство организации, чтобы  сохранить нормальное внутреннее и  внешнее состояние организации. Эти нетрадиционные факторы, как, оказывается, имеют решающее значение для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе. К ним относятся культура корпорации и ее образ (имидж). Атмосфера или климат в организации называются культурой. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж организации, как внутри, так и вне организации, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Это впечатление стимулирует клиентов отдавать предпочтение товарам одних фирм, отказываясь от товаров других. Имидж может привлекать, например, абитуриентов к тем или иным вузам.

После проведения внутреннего обследования, выявления сильных и слабых сторон и взвешивания факторов по степени важности, руководство может определить те зоны, которые требуют немедленного внимания, те, которые могут подождать, и те, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде. Приведя внутренние силы и слабости в соответствии с внешними опасностями и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

Информация о работе Разработка стратегического плана «ЭР-Телеком»