Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании системы управления адаптацией персонала организации, а также выявить основные перспективы ее совершенствования.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты управления системой адаптации персонала………………………………………………………………..…….5
Сущность адаптации……………………………………………………..…...5
Аспекты адаптации……………………………………………………..……12
Аспекты адаптации для молодых сотрудников………………………..…..16
Аспекты адаптации сотрудников, имеющих опыт………………………...18
Аспекты адаптации для сотрудников при организационных нововведениях…………………………………………………………….…..20
Глава 2. Методологические аспекты системы адаптацией персонала……22
Система управления адаптацией………………………………………….…22
Участники адаптационного процесса……………………………………….26
Этапы создания или развития системы адаптации…………………………31
Анализ текущей ситуации…………………………………………………...31
Разработка адаптационных процедур…………………………………....….32
Внедрение адаптационных процедур…………………………………...…...33
Анализ эффективности…………………………………………………..…...34
Глава 3. Разработка и совершенствование системы адаптации………...…39
Разработка Положения об адаптации персонала. Разработка Должностной инструкции менеджера по персоналу………………………………………...41
Совершенствование технологии процесса адаптации персонала……….….42
Первый этап технологии процесса адаптации…………………………….....43
Второй этап технологии процесса адаптации……………………………......47
Третий этап технологии процесса адаптации……………………………......49
Мероприятия по адаптации при организационных нововведениях……...…55
Заключение…………………………………………………………………...…60
Список литературы……
Менеджер по персоналу назначает время встречи в первый день работы нового сотрудника.
3) Разработка теста для выбора наставника. Для ускорения процесса адаптации на стадии ознакомления может использоваться механизм формального и неформального наставничества. В первом случае необходимо четко определить наставника из числа работников подразделения.
При зачислении нового сотрудника в подразделение, менеджер по персоналу совместно с непосредственным руководителем подбирают для него наставника (если принято решение, что наставничество необходимо).
Наставник должен обладать достаточным объемом знаний, умений и навыков (профессиональных и методических), желанием работать с новым работником, отзывчивостью, должен быть дисциплинированным, исполнительным, коммуникабельным и т.д. Очень важно, чтобы новый сотрудник и наставник подходили друг, для этого менеджер по персоналу отдельно с каждым из кандидатов в наставники проводит беседу, тестирует и на основе своих выводов и результатов тестирования принимает решение о том, к какому наставнику будет целесообразней прикрепить новичка.
Наставничество закрепляется распоряжением руководителя предприятия на период от 1 до 6 месяцев (в зависимости от имеющегося стажа работы у адаптанта).
Наставником может быть и непосредственный руководитель. В этом случае, помимо выполнения своих функций в процессе управления адаптацией, он выполняет и функции, предусмотренные для наставника.
Подбор
наставника должен проводится очень
тщательно и с учетом его психологической
совместимости с новым
4) Информирование сотрудника о критериях оценки результатов адаптации и сроках проведения оценки. Сотрудник должен знать, что параллельно с этапом его непосредственной работы будет идти оценка текущих результатов адаптации (через 1 месяц и через 3 месяца с начала работы).
5) Первый рабочий день. Очень важным для адаптанта и его последующей деятельности является первый день работы. Поэтому необходимо четко организовать этот день, чтобы адаптант почувствовал свою ценность для предприятия и одновременно осознал свое место в иерархии организационных и профессиональных отношений.
В первый рабочий день работника встречает менеджер по персоналу, интересуется информацией, которую тот почерпнул из информационной брошюры, отвечает на возникшие вопросы. В ходе беседы важно снять излишнее напряжение у работника, раскрепостить его, дать понять его ценность и значимость для эффективной работы предприятия.
Состоит
в представлении работника
1) Представление работника непосредственному руководителю. В назначенный день менеджер по персоналу провожает нового сотрудника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю.
От руководителя работник в устном и графическом виде получает специальные сведения о работе (о функциях подразделения, организационной структуре, взаимоотношениях с другими подразделениями, взаимоотношениях между различными родами деятельности внутри подразделения). Более детально разъясняется специальная часть информационной брошюры и даются ответы на возникшие вопросы. Руководитель также доводит до сведения работника основные правила и требования к работе, к которым относятся:
Руководитель доводит до работника его основные функции, уточняет обязанности и ответственность информацией, содержащей:
Для оказания помощи в приспособлении к условиям труда, руководитель знакомит работника с «Правилами внутреннего трудового распорядка», действующими на предприятии.
2)
Представление работника
рабочему коллективу.
Руководитель вводит нового работника
в рабочую группу, происходит представление
сотрудников данного подразделения и
тех работников других подразделений,
с которыми адаптант будет взаимодействовать
при выполнении своих функций.
Наставник
наблюдает за ходом работы адаптанта,
помогает решить текущие проблемы,
советует и направляет. В случае
необходимости наставник
1) Разработка адаптационного листа. Через 1 неделю с начала работы руководитель (наставник) совместно с адаптантом, во время собеседования заполняют адаптационный лист, а именно принятый сотрудник совместно с руководителем и наставником составляют и фиксируют поручения, устанавливают сроки выполнения намеченных поручений. В течение первого месяца работы в Центре (до первой оценки, которая проводится через месяц со дня приема на работу) адаптант может обсуждать все возникающие в процессе начального периода проблемы.
2) Разработка документа «Оценка уровня адаптированности сотрудников ». Параллельно с этапом непосредственной работы с адаптантом идет этап оценки текущих результатов адаптации (через 1 месяц и через 3 месяца с начала работы).
Разработка показателей оценки и проведение контрольных оценок уровня адаптированности входят в обязанности менеджера по персоналу, текущая оценка проводится линейным руководителем и наставником. О результатах оценки на всех этапах необходимо информировать адаптанта.
Оценка
уровня адаптированности проводится по
предусмотренным показателям, закрепленным
в нормативном документе «
В общем виде можно выделить 2 основные группы критериев оценки уровня адаптации:
- продуктивность деятельности;
- поведение в коллективе (участие/неучастие работника в решении проблем коллектива, в конфликтах).
а) со стороны адаптанта:
б) мнение коллег, наставника и руководителя о профессиональных качествах адаптанта, его трудовой и социальной активности, положении в коллективе.
В
качестве показателей продуктивности
деятельности работника используются
данные о выполнении задания, зафиксированного
в адаптационном листе
Поведение в коллективе также частично фиксируется с помощью сводных результатов сквозной оценки (оценка отношений с коллегами по работе, оценка соответствия поведения нормам внутреннего распорядка), а также с помощью опроса самого работника, его коллег, наставника, руководителя.
Для оценки уровня адаптированности был разработан документ «Оценка уровня адаптированности сотрудников».
Документ включает в себя перечень оценочных показателей о проявлении профессиональных и личностных качеств работника, выполнении им функциональных обязанностей, усвоении общих принципов деятельности кафедры и принятии норм корпоративной культуры.
Для оценки показателей была принята 3-х балльная система. Каждому баллу соответствует расшифровка показателя, исходя из:
1 балл – очень низкая оценка, неудовлетворительное значение показателя;
2
балла – удовлетворительное
3 балла – самая высокая оценка, характеризующая отличное значение показателя.
Максимальное количество баллов – 30, минимальное – 10 баллов.
Каждому показателю из перечня присваивается балл, в соответствии с разработанной 3-х бальной шкалой. По итогам оценки подсчитывается общий балл, свидетельствующий об уровне адаптированности работника на момент проведения оценки. Для составления заключения об адаптированности более важна не сумма баллов, а расшифровка показателя, соответствующая баллу.
Приняты следующие баллы, характеризующие уровень адаптированности:
26 – 30 баллов – высокий уровень адаптированности;
16 – 25 баллов – средний уровень адаптированности;
менее 16 баллов – низкий уровень адаптированности.
Оценка уровня адаптированности проводится дважды: спустя месяц с начала работы адаптанта и по истечении испытательного срока – 3 месяца.
Оценка
осуществляется по перечисленным в
данном документе показателям, путем
сбора и содержательного
Каждому показателю присваивается балл в соответствии с разработанной 3-х балльной шкалой. По итогам оценки подсчитывается общий балл, свидетельствующий об уровне адаптированности работника на момент проведения оценки:
26 – 30 баллов – высокий уровень адаптированности;
16 – 25 баллов – средний уровень адаптированности;
менее 16 баллов – низкий уровень адаптированности.
3) Разработка бланка оценки адаптации. Бланк оценки адаптации фиксирует результаты оценки, проведенной в 2 этапа: через 1 месяц и через 3 месяца со дня приема сотрудника на работу. Хранится в личном деле сотрудника в службе персонала. Заполняется менеджером по персоналу.
Утверждены следующие сроки проведения оценки уровня адаптированности:
Информация о работе Разработка (совершенствование) управления системой адаптацией персонала