Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании системы управления адаптацией персонала организации, а также выявить основные перспективы ее совершенствования.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические аспекты управления системой адаптации персонала………………………………………………………………..…….5
Сущность адаптации……………………………………………………..…...5
Аспекты адаптации……………………………………………………..……12
Аспекты адаптации для молодых сотрудников………………………..…..16
Аспекты адаптации сотрудников, имеющих опыт………………………...18
Аспекты адаптации для сотрудников при организационных нововведениях…………………………………………………………….…..20
Глава 2. Методологические аспекты системы адаптацией персонала……22
Система управления адаптацией………………………………………….…22
Участники адаптационного процесса……………………………………….26
Этапы создания или развития системы адаптации…………………………31
Анализ текущей ситуации…………………………………………………...31
Разработка адаптационных процедур…………………………………....….32
Внедрение адаптационных процедур…………………………………...…...33
Анализ эффективности…………………………………………………..…...34
Глава 3. Разработка и совершенствование системы адаптации………...…39
Разработка Положения об адаптации персонала. Разработка Должностной инструкции менеджера по персоналу………………………………………...41
Совершенствование технологии процесса адаптации персонала……….….42
Первый этап технологии процесса адаптации…………………………….....43
Второй этап технологии процесса адаптации……………………………......47
Третий этап технологии процесса адаптации……………………………......49
Мероприятия по адаптации при организационных нововведениях……...…55
Заключение…………………………………………………………………...…60
Список литературы……
Наиболее распространенными в российских службах персонала методами оценки адаптации являются следующие.
1. Проведение интервью с сотрудниками через один/ два/три месяца работы. Интервью с новичком может проводить как сотрудник, отвечающий за адаптацию со стороны службы персонала, так и любой другой работник НR-службы.
2. Анкетирование сотрудников после завершения адаптационного периода.
3. Проведение пульс-опросов среди сотрудников, проработавших в компании менее года. Пульс-опрос — корпоративное исследование на определенную тематику, чаще всего состоящее всего из нескольких вопросов и адресованное конкретной группе сотрудников.
4. Включение вопросов о системе адаптации и адаптационных мероприятиях в ежегодные комплексные исследования удовлетворенности.
Наиболее часто замеряемыми в опросах удовлетворенности факторами являются:
Глава
3. Разработка и совершенствование
системы адаптации.
Адаптация
работника на производстве, эффективное
управление этим процессом требуют
большой организационной
Службы
адаптации работника могут
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Выделение соответствующего подразделения в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
Главная цель этих служб это – сделать процесс адаптации новых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в адаптации, а также выпускников учебных заведений, так как для них проблема адаптации стоит наиболее остро, чем у работников, имеющих опыт работы в коллективе.
Подразделение по управлению адаптацией должно выполнять следующие функции: изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей переструктуризации кадрового потенциала; наем и отбор персонала с использованием профессиограмм, расстановкой кадров, закреплением ротаций и внутрифирменными перемещениями кадров, формированием стабильного трудового коллектива; организацией взаимодействия с региональной системой управления адаптацией на взаимовыгодных условиях.
Руководству организации следует определить документацию, необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процесса управления адаптацией и поддержки результативного и эффективного его функционирования.
Характер и степень документированности должны отвечать требованиям, потребностям и ожиданиям сотрудников и организации. Документация может быть в любой форме или на любом носителе, исходя из потребностей организации.
Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результативности и эффективности организации на основе следующих критериев:
Первоначально необходимо разработать следующие нормативные документы:
Технология процесса адаптации состоит из трех больших этапов, включающих в себя комплекс мероприятий, приходящихся на конкретный этап адаптации.
Этапам технологии процесса адаптации предшествовал подготовительный этап - разработка документационного обеспечения процесса адаптации.
Согласно должностной инструкции, разработка документационного обеспечения процесса адаптации закреплена за менеджером по персоналу.
Документы, необходимые для реализации процесса адаптации сотрудников, составляются в произвольных формах с учетом деятельности организации, утверждаются и подписываются директором по персоналу и директором.
Набор документов, сопровождающих процесс адаптации на каждом его этапе, представлен ниже. Этапы адаптации сотрудников определены третью частью «Этапы управления адаптацией персонала» Положения об адаптации персонала.
На подготовительном этапе менеджером по персоналу были разработаны следующие документы:
В дальнейшем разработанные документы будут применяться в процессе адаптации. В случае отсутствия изменений и дополнений к этим документам подготовительный этап будет отсутствовать.
3.2.1. Первый этап технологии процесса адаптации
1) Разработка информационной брошюры. Менеджер по персоналу в день подписания между работником и организацией трудового договора (контракта) встречается с новым работником, вручает информационную брошюру о предприятии.
На
ознакомительном этапе работы с
адаптантом проводятся мероприятия, способствующие
ускорению овладения
ИНФОРМАЦИОННАЯ БРОШЮРА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ.
Общий блок информации (для новых работников)
Специальный блок информации (отдельно для каждой профессиональной и должностной категории работников)
2) Разработка общей и специализированной программ адаптации. Менеджер по персоналу знакомит нового сотрудника с его общей и специализированной программами адаптации, т.е. информирует о разработанных мероприятиях по управлению его адаптацией, сроках их проведения.
Общая программа адаптации является организационным документом по управлению адаптацией, составленным для конкретного работника на период ознакомительного этапа адаптации. Она содержит перечень планируемых мероприятий по включению работника в новую для него производственную и социальную среду (с указанием сроков проведения и ответственных лиц).
Среди мероприятий выделяют такие как:
На основе общей программы адаптации менеджер по персоналу разрабатывает проект специализированной программы адаптации для конкретного нового сотрудника с учетом его личностных особенностей. Специализированная программа адаптации охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Проект согласовывается с руководителем структурного подразделения, в которое принят новый работник. В процессе согласования руководитель может вносить изменения в специализированную программу адаптации.
После согласования в течение 2-3 дней специалист отдела кадров доводит до сведения лиц, участвующих в процессе управления адаптацией персонала, содержание и сроки проведения мероприятий, предусмотренных программой.
Информация о работе Разработка (совершенствование) управления системой адаптацией персонала