Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Цели работы - комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм взаимодействия государственных органов России по поводу обращений граждан с учетом их генезиса и современных особенностей проявления.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 РОЛЬ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН 7
1.1 Понятие, функции и роль обращения граждан 7
1.2 Классификация обращений граждан 15
1.3 Электронное правительство, как новая концепция работы органов власти с обращениями граждан 19
2 РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Анализ системы по работе с обращениями граждан 26
2.2 Нормативно-правовые основы обращения граждан 31
2.3 Опыт российских регионов в работе с обращениями граждан 34
3 ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ 43
3.1 Зарубежный опыт работы с обращениями граждан 43
3.2 Опыт работы с обращениями граждан в рамках Электронного правительства Республики Казахстан 50
3.3 Проблемы и перспективы развития системы роботы с обращениями граждан в Российской Федерации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.» представляет собой документ, который закрепляет цель, задачи и основные направления государственной политики в области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения. Одним из основных направлений реализации Стратегии является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счёт создания электронного правительства, концепция формирования которого одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации[7].
Очевидно, что переход на электронный вид оказания услуг снимет многие существующие проблемы: долгое ожидание в очереди; необходимость многократно обращаться по одному и тому же вопросу; длительные ожидания результата; коррупционные составляющие; недостаток информации о процедуре получения услуг и другие. Вместе с тем в регионах России существует целый ряд проблем создания электронного правительства. Первый опыт внедрения порталов позволил выделить основные проблемы, связанные с дальнейшим функционированием порталов. Зачастую наблюдаются нестыковки, дублирование информации и несогласование работы регионального портала с официальным порталом государственных услуг; практически на всех порталах отсутствует блок муниципальных услуг, в лучшем случае можно встретить ссылку на сайты администраций муниципалитетов или краткое описание тех услуг, которые предоставляются в муниципальных образованиях, а чаще всего об этом даже не упоминается; отсутствуют единые требования к составу и содержанию информации об оказываемых услугах; часто встречается существенное усложнение организации работы портала, связанное с дублированием информации на портале услуг и на сайте министерств, ответственных за оказание данных услуг.
Основной проблемой является несоответствие провозглашаемых принципов и нормативных лозунгов с одной стороны, и реальной практики работы органов государственной власти, с другой. Доминирующей парадигмой построения системы электронного правительства в России по-прежнему остается простая информатизация и автоматизация имеющихся бюрократических процедур без пересмотра основополагающих принципов организации государственного аппарата и трансформации содержания управленческих процессов. Информационные технологии не стали в России катализатором перемен.
Массовая установка компьютеров и их регулярная замена на более мощные, закупка дорогостоящего программного обеспечения, присоединение к интернету не способствовали улучшению деятельности государства в целом, о чем свидетельствуют описанные выше факты. Информатизация государства проводилась бессистемно и была ориентирована на чисто технологические проблемы отдельных ведомств.
Отказ от ориентации на граждан и максимальное удовлетворение их потребностей, привел к тому, что сегодня в России возникает псевдо электронное правительство, где удобство оказываемых услуг, принадлежит бюрократии. В этом смысле клиентом «Электронной России» стало само государство. Естественно, это не означает, что граждане и бизнес не выиграют в случае успешной реализации Программы. Однако выгоды для них, согласно концепции Программы будут следствием или вторичным результатом. При таком подходе, можно предположить, что в ходе оценки итогов ФЦП в 2015 году в качестве приоритетов будут рассматриваться изменение в работе государственных структур под воздействием ИКТ, а не улучшение жизни граждан.
Другой не менее важной проблемой создания электронного правительства в России является бессилие новых информационных технологий перед лицом чиновничества. Государственный аппарат в России не оказался заинтересованным в новациях, делающих его деятельность прозрачной и подотчетной обществу. Он по-прежнему защищает свои права на получение так называемой «статусной ренты». Помимо этого, чиновники сопротивляются внедрению ИКТ, так как это может грозить им сокращением аппарата, уменьшением бюджета и потерей ресурсов. Постсоветская бюрократия научилась имитировать реформы, блокируя угрожающие ее благополучию инновации и подтверждая известную истину о невозможности реформирования бюрократического аппарата руками бюрократии. Все это, несомненно, препятствует достижению ожидаемого прироста эффективности государственного управления и существенно сокращает потенциал технологий e-government в России.
В целом Российская Федерация имеет достаточно высокий ресурсный потенциал в сфере повышения эффективности работы государственный органов с обращениями граждан с помощью реализации системы электронного правительства и системы «одного окна»[21].
Данная концепция доминирует сегодня в реформах государственного управления в большинстве демократических или стремящихся стать таковыми стран. E-government в США были реализованы в течение полутора лет и дали экономический эффект свыше $1 млрд. В России созданием элементов е-government занимаются уже более десяти лет, но как отметил Президент Д.А. Медведев на заседании Президиума Государственного Совета в июле 2008 г. «… реально почти ничего не меняется. Практически нигде граждане не могут непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор, да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти …».
На сегодняшний день Россия находится на втором этапе создания электронного правительства. В рамках второго этапа «Электронной России» планируется создание межведомственных информационных систем, объединение правительственного портала и реестра государственных услуг, запуск системы электронных госзакупок. Еще один важный момент создание многофункциональных центров (МФЦ), в которые граждане смогут обратиться по проблемам, требующим вмешательства органов власти и получить исчерпывающую информацию.
Помимо внедрения электронного правительства в целях оптимизации работы с обращениями граждан важно реализация системы «одного окна». Внедрение режима «одного окна», как одной из наиболее известных в мире сервис-ориентированных управленческих схем, является частью административной реформы органов исполнительной власти России. В результате режим, фокусируясь на клиентах государства, создает предпосылки для сокращения административных издержек, расширяет и облегчает доступ граждан к востребованной ими информации, повышает качество жизни людей по критерию степени удовлетворения услугами органов власти.
Требования для создания нормального функционирования режима «одного окна»:
гибкость и универсальность к изменениям нормативной базы, передаче функций выдачи документов от одного держателя «одного окна» к другому, оказанию новых услуг;
многоканальность обращения и доступ к услугам государственных организаций из множества физических или виртуальных точек приема населения;
Для реализации этих условий необходимо обеспечить доступность ведомственных баз держателям «одного окна», путем интеграции, совместимости и взаимодействие территориальных и отраслевых информационных систем и ресурсов, а также соответствующих телекоммуникационных сетей[21]. Это требование обеспечит возможности организации бизнес-взаимодействия систем с функциональной интеграцией между собой различных автоматизированных фрагментов, выполняющих дополняющие друг друга бизнес-функции; весь процесс создания «одного окна» можно разделить на несколько этапов (Рис. 5).
Рисунок 5 Этапы создания режима «одного окна»
Настоящим прорывом стало открытие портала «Государственные услуги», объединившего в себе различные сферы оказания услуг органами власти. Однако до сих пор не создана интегрированная система Интернет-ресурсов органов государственной власти, что не дает в полной мере использовать все преимущества режима «одного окна» и системы электронного правительства. Также очевидна необходимость создания единой системы индивидуальных идентификационных кодов, которые будут давать гражданам возможность пользоваться Интернет - сервисами электронного правительства.
В качестве способа ускорения темпов внедрения концепции электронного правительства и режима «одного окна» автором данной выпускной квалификационной работы предложены следующие пути решения существующих проблем.
Первоначально необходимо увеличить количество граждан, имеющих доступ к сети Интернет, в целом их доля должна находиться в пределах 90-100% всего населения страны. Данный результат может быть достигнут двумя способами. Во-первых, должна быть увеличена доступность персональных компьютеров и услуги соединения с сетью Интернет. Первое можно достигнуть путем снижения таможенных пошлин на ввозимые в Россию комплектующие компьютеров, а так же снижения ставки НДС. Что касается предоставления услуги соединения, то необходим контроль государства за соблюдением антимонопольного законодательства в каждом отдельном регионе Российской Федерации с целью установления конкурентной борьбы и как результат ее снижения цены и повышение качества услуги. Во-вторых, необходима организация многофункциональных центров на базе государственных учреждений, в которых граждане смогут получить доступ к сети Интернет и информационному ресурсу электронного правительства.
Так же необходимо ускорить межведомственную интеграцию и увеличить финансирование, направленное на создание каждым органом государственной власти собственного Интернет-сайта на базе единой системы сайтов электронного правительства. В целях осуществления данных задач необходимо привлечь компетентных специалистов, имеющих опыт в реализации концепции электронного правительства и режима «одного окна».
Наконец, возможна организация новых форм сотрудничества государства и бизнеса в сфере проектов e-government. Международный опыт и оценки экспертов Gartner показывают, что сегодня государству вовсе не обязательно вкладывать огромные средства в создание интернет-порталов, действующих по принципу «одного окна». Граждане хотят иметь доступ к правительственной информации и услугам непосредственно со своих домашних страниц в социальных сетях, принадлежащих бизнесу и пользующихся большой популярностью. Государству лишь остается присоединить эти сети и использовать их в качестве посредников для оказания услуг, при этом сосредоточив свою основную активность на создании инфраструктуры, раскрывающей исходные правительственные данные для общего пользования и комментариев. Подобные формы сотрудничества могут оказаться очень полезными и существенно ускорить процесс создания электронного правительства в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены источники права граждан на обращения, принципы организации работы органов государственной власти с обращениями граждан, а так же проблемы и недостатки существующей системы работы с обращениями граждан, проанализированы перспективы России после завершения Административной реформы и перехода к системе электронного правительства.
Первая глава посвящена роли работы государственных органов с обращениями граждан, конкретно, принципам организации данной работы, классификации обращений, проведенной путем анализа основных нормативно- правовых актов, регулирующих право граждан на обращения в органы власти Российской Федерации, и функциям, которые выполняют обращения граждан, а так же современным способам организации системы по работе с обращениями граждан.
Во второй главе освещены вопросы, касающиеся работы с обращениями граждан в субъектах Российской Федерации: проведен анализ существующей системы, изучены нормативно-правовые основы, регламентирующие право граждан на обращение в органы государственной власти, рассмотрен опыт Администрации Ростовской области и Республики Татарстан по организации системы работы с обращениями граждан и электронного правительства.
В третьей главе представлен сравнительный анализ института обращения граждан в России и за рубежом: рассмотрен вопрос нормативного обеспечения права граждан на обращение в странах Западной Европы, реализация системы работы с обращениями граждан в Республики Казахстан по средствам электронного правительства, проведен анализ проблем и перспектив развития системы по работе с обращениями граждан в рамках проведения Административной реформы.
В целом институт обращения граждан на территории Российской Федерации функционирует недостаточно эффективно: существует весомая диспропорция между эффективностью работы данного института в органах федеральной власти или федеральных служб (их региональных подразделений) и в органах власти отдельных субъектов Российской Федерации. Это связано с неравномерностью распределения финансовых и трудовых ресурсов. Однако некоторые регионы уже приступили к модернизации механизма работы с обращениями граждан.
В заключение нужно сказать, что право граждан на обращение – это одно из наиболее важных политических прав граждан. Конечно, неважных прав быть не может, но данное политическое право достаточно актуально сегодня именно в нашей стране, так как осуществление права на обращение помогает осуществлению и защите других прав человека и гражданина.
Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является одним из самых важных средств проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Подтверждением всего вышесказанного служит достаточно подробная разработка права на обращение не только в федеральных законах, но и на международном уровне.