Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Цели работы - комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм взаимодействия государственных органов России по поводу обращений граждан с учетом их генезиса и современных особенностей проявления.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 РОЛЬ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН 7
1.1 Понятие, функции и роль обращения граждан 7
1.2 Классификация обращений граждан 15
1.3 Электронное правительство, как новая концепция работы органов власти с обращениями граждан 19
2 РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Анализ системы по работе с обращениями граждан 26
2.2 Нормативно-правовые основы обращения граждан 31
2.3 Опыт российских регионов в работе с обращениями граждан 34
3 ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ 43
3.1 Зарубежный опыт работы с обращениями граждан 43
3.2 Опыт работы с обращениями граждан в рамках Электронного правительства Республики Казахстан 50
3.3 Проблемы и перспективы развития системы роботы с обращениями граждан в Российской Федерации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Данная система основана на трех базовых понятиях: электронный документооборот, электронный документ и электронно-цифровая подпись.
Электронный документооборот - это первый опыт по внедрению электронного управления. Электронный документооборот позволит открыть оперативный доступ к информации, необходимой для принятия управленческих решений государственными органами, а также сократить почтовые расходы по пересылке и время доставки документов адресату.
Электронный документ - документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации, подписанный электронной цифровой подписью и сохранённый на машинном носителе в виде файла соответствующего формата.
Электронная цифровая подпись - аналог собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов.
Основные принципы электронного документооборота в сфере работы с обращениями граждан:
однократная регистрация документа, позволяющая однозначно идентифицировать документ в любой инсталляции, данной системы;
возможность параллельного выполнения операций, позволяющая сократить время движения документов и повышения оперативности их исполнения;
непрерывность движения документа, позволяющая идентифицировать ответственного за исполнение документа (задачи) в каждый момент времени жизни документа (процесса);
единая (или согласованная распределённая) база документной информации, позволяющая исключить возможность дублирования документов;
эффективно организованная система поиска документа, позволяющая находить документ, обладая минимальной информацией о нём.
Внедрение электронного правительства - это важный элемент административной реформы, направленный на повышение эффективности государственного управления. Электронный документооборот способствует сокращению времени на обработку обращения и принятие мер по его удовлетворению, а так же на получение ответа гражданином, направившим обращение, за счет ускорения процесса его передачи от адресанта к адресату. Так же исключается возможность дублирования регистрации обращения и упрощается его поиск, предоставляя возможность в режиме on-line проследить стадию обработки обращения гражданина.
3.3 Проблемы и перспективы развития системы роботы с обращениями граждан в Российской Федерации
Информационные технологии развиваются настолько быстро, что общество не в состоянии полностью оценить значимость произошедших перемен. Россия вошла в число стран, где Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни. К 2010 году число пользователей превысило 43 миллиона. В настоящее время в России разрабатывается новая форма организации деятельности органов государственной власти — электронное правительство. Основная цель новации — повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, поскольку существовавшая прежде система перестала удовлетворять критериям эффективности в сфере работы с обращениями граждан.
В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для повышения качества и доступности предоставляемых услуг населению и организациям, повышения результативности, качества и прозрачности работы государственного аппарата на основе широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Расширяется доступ населения к электронным средствам коммуникаций и сети Интернет. По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.
ИКТ активно внедряются и в систему государственного управления. Органы государственной власти являются крупнейшими потребителями на российском рынке продукции и услуг в сфере ИКТ. В настоящее время в основном решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-коммуникационной инфраструктуры. Удовлетворяются потребности органов государственной власти в компьютерной технике, создаются локальные и территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти сотрудникам обеспечен доступ к сети Интернет. Успешно реализуются масштабные программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки и хранения сведений, необходимых для выполнения этими органами возложенных на них функций.
Однако в настоящее время существует ряд проблем, тормозящих проходящую Административную реформу и, как ее основной аспект, разработку и внедрение электронного правительства, одной из целей которого является модернизация системы работы с обращениями граждан.
Первоначальным барьером в реализации проекта электронного правительства является недостаточно развитая технологическая база. Исходя из данных Росстата меньше половины домохозяйств имеют персональные компьютеры, а доступ к сети Интернет имеют менее 40%(Табл. 2).
Таблица 2 Статистическая информация о доступе к сети Интернет организаций и домохозяйств
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Домохозяйства имеющие доступ к сети Интернет в % | 25 | 28,5 | 23,7 | 33,5 | 35,5 |
Организации использующие сеть Интернет для размещения заказов в % к общему числу организаций | 16,3 | 20,5 | 24,1 | 25,3 | 28,8 |
Организации использующие сеть Интернет для получения заказов в % к общему числу организаций | 12,6 | 12,6 | 13,6 | 13 | 14,4 |
Проанализировав данные таблицы можно заметить определенную тенденцию к росту использования сети Интернет, как среди домохозяйств, так и среди организаций. Однако темпы роста достаточно небольшие и суммарная доля использования данной информационной технологии весьма невелика, что ограничивает круг лиц, которые будут иметь возможность доступа к системе электронного правительства[26].
Основной причиной такой небольшой в масштабах нашей страны компьютеризации и интернетификации можно назвать весьма низкий уровень дохода населения, уровень которого не позволяет оплатить покупку персонального компьютера и пользование услугами Интернет-соединения(Табл. 3).
Таблица 3 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по федеральным округам
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Российская Федерация | 8554,9 | 10633,9 | 13593,4 | 17290,1 | 18637,5 |
ЦФО | 9621,8 | 12117,4 | 15876,7 | 20665,7 | 22404,6 |
СЗФО | 9487,2 | 11851,3 | 15256,1 | 19396 | 20892,7 |
ЮФО | 5800,3 | 7221,4 | 9219,4 | 11733,9 | 13274,6 |
ПФО | 6473,3 | 8118 | 10347,4 | 13209,9 | 13987,4 |
УФО | 11679,5 | 14306,9 | 17837,6 | 21826 | 22269 |
СФО | 8109,7 | 9877,5 | 12344,8 | 15381,4 | 16606,4 |
ДФО | 11507,9 | 13711,4 | 16713 | 20778,3 | 23157,8 |
По данным таблице видно, что среднемесячная заработная плата не превышала двадцати четырех тысяч , в то время как по данным газеты «Комерсантъ» среднерыночная стоимость персонального стационарного компьютера составляет 15 тысяч рублей, а ноутбука 22 тысячи рублей. Так же нужно отметить, что в регионах с среднемесячной заработной платой ниже, чем по России число персональных компьютеров у домохозяйств ниже, однако в этих же регионах наблюдается достаточно высокая компьютеризация и интернетификация коммерческих организаций. Следовательно, при существующих темпах распространения услуги доступа к сети Интернет для домохозяйств под угрозу ставится сам процесс внедрения и реализации концепции электронного правительства[26].
Основанием для проходящей Административной реформы должно послужить усовершенствование нормативно-правовой базы. На сегодняшний день в Российской Федерации существует множество нормативно-правовых актов, однако они являются обособленными и не образуют единую систему регулирования создания и функционирования электронного правительства, призванного оптимизировать систему работы с обращениями граждан и, в принципе, диалог между властью и обществом.
Первоначальным нормативно-правовым актом, дающим возможность гражданам направлять свои обращения в органы государственной власти с помощью ИКТ, является Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». ЭЦП безусловно дает своему владельцу ряд преимуществ. Однако несмотря на девятилетнюю историю существования ФЗ №1-ФЗ еще недостаточно проработан механизм защиты от фальсификации ЭЦП и слабо разработан механизм получения и применения ЭЦП гражданином, более того значительная доля населения не осведомлены о возможности приобретения и использования ЭЦП[10].
Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации. В Федеральном законе раскрывается понятие "информация", предусматриваются правомочия обладателя информации, право на доступ к информации, гарантии и порядок реализации данного права, различные формы использования современных информационных технологий, таких, как информационные системы, информационно-