Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Цели работы - комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм взаимодействия государственных органов России по поводу обращений граждан с учетом их генезиса и современных особенностей проявления.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 РОЛЬ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН 7
1.1 Понятие, функции и роль обращения граждан 7
1.2 Классификация обращений граждан 15
1.3 Электронное правительство, как новая концепция работы органов власти с обращениями граждан 19
2 РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Анализ системы по работе с обращениями граждан 26
2.2 Нормативно-правовые основы обращения граждан 31
2.3 Опыт российских регионов в работе с обращениями граждан 34
3 ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ 43
3.1 Зарубежный опыт работы с обращениями граждан 43
3.2 Опыт работы с обращениями граждан в рамках Электронного правительства Республики Казахстан 50
3.3 Проблемы и перспективы развития системы роботы с обращениями граждан в Российской Федерации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Письменные обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, направляются в течение семи дней со дня регистрации по принадлежности, о чем сообщается заявителю.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении, жалобе вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Уполномоченный орган власти при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения[9].
Обращения, жалобы граждан, юридических лиц не направляются на рассмотрение в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В этом случае жалоба возвращается гражданину, юридическому лицу с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
После регистрации обращения, жалобы граждан, юридических лиц передаются руководителю уполномоченного органа или его заместителям для рассмотрения и принятия решения.
Указания руководителя органа государственной власти или его заместителей даются в виде резолюций, которые размещаются на первом листе письма, на свободном от текста месте. Если резолюция написана на отдельном листе бумаги, то на ней должны быть указаны дата и регистрационный индекс рассмотренного обращения, жалобы.
Отделом документооборота, контроля и работы с обращениями граждан (ОДКО) (в территориальном органе – ответственным специалистом) резолюция переносится в регистрационно-контрольную форму (РКФ), а электронная версия- в базу данных.
Копия документа направляется на исполнение в структурные подразделения в соответствии с резолюцией руководства, копия остается в ОДКО (в территориальном органе – у ответственного специалиста).
Обращение, жалоба считаются своевременно решенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и направлен ответ заявителю в срок не более 30 дней со дня регистрации, а также по просьбе направившего обращение органа государственной власти – уведомление о принятом решении.
В случаях, когда для рассмотрения обращения гражданина, юридического лица требуется продление срока исполнения, исполнитель согласовывает за три дня до окончания установленного срока продление срока с руководителем уполномоченного органа, но не более чем на 30 дней и уведомляет заявителя о причинах задержки рассмотрения его обращения, жалобы.
Должностные лица органа власти, а именно: руководитель, его заместители, начальники структурных и территориальных в целях осуществления государственной функции по рассмотрению жалоб и обращений граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных, имеют право:
1. запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;
2. осуществлять иные операции, предназначенные для принятия соответствующих мер по рассмотрению обращения.
По результатам, кроме печатной версии, в базе данных формируются электронные версии документов.
На основании предоставленных сведений должностные лица обязаны принять соответствующие меры по приостановлению или прекращению дальнейших нарушений (в случае их выявления) в соответствующей сфере деятельности государственного органа, и дать ответ на обращение, жалобу гражданина, юридического лица.
Ответ на обращения, поступившие орган власти по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении регистрируется как исходящее письмо, в конце регистрационного номера добавляется отличительный признак – «ОГ», а также формируется электронная версия «письмо – ответ» с внесением в базе данных.
За подписью руководителя или его заместителя готовятся ответы по обращениям, жалобам граждан, юридических лиц, поступившим в соответствующий орган власти из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Российской Федерации и требующими сообщить результаты рассмотрения обращений граждан, юридических лиц в их адрес, а также по другим обращениям, жалобам граждан, юридических лиц, о результатах рассмотрения которых необходимо информировать федеральные органы государственной власти.
2.2 Нормативно-правовые основы обращения граждан
Демократизация общественной жизни страны и совершенствование ее политической системы являются комплексными многоаспектными процессами, смысл которых, говоря обобщенно, сводится к созданию условий для самореализации свободного и ответственного человека. Решается задача формирования таких государственно-правовых институтов, которые бы органично сочетали в себе и обеспечивали эффективность народовластия (демократию) и надежную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Наряду с периодическим участием гражданина в референдумах и выборах он должен также иметь гарантированные возможности решать свои жизненные вопросы в государственных органах и органах местного самоуправления через соответствующие конституционно-правовые и административно-правовые механизмы. К подобного рода механизмам относится институт обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, посредством которого они реализуют свои конституционные права и свободы, добиваются восстановления прав и законных интересов в случае их нарушения, а также активно воздействуют на политику государства и государственный аппарат в формах, предусмотренных Конституцией и Законами Российской Федерации (статьи 33, 45, 46 и другие Конституции Российской Федерации)[3].
Для современной России проблема обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления приобрела важное значение в процессе перехода к новой модели народовластия в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации. В связи с этим, тенденция укрепления юридических средств обеспечения права граждан на обращения в нашей стране, безусловно, прокладывает себе дорогу. Это выражается, во-первых, в его конституционном закреплении, во-вторых, в гуманизации текущего законодательства Российской Федерации и субъектов федерации, при которой привычным уже стало отсутствие запрета на инакомыслие, свобода мнений, обсуждений, оценок. Обычным стало признание государством не только политической, но и юридической ответственности государственных органов и их представителей - отставка, роспуск, вотум недоверия и др. Наконец, в - третьих, создается механизм обеспечения конституционного права граждан на обращения[16].
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Законом также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными законами[9].
Основная проблема эффективности конституционного права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления состоит в создании прочных законодательных (юридических) гарантий, содержащихся в нормах конституционных федеральных и федеральных законов и зависит от логичности и системности, целесообразности, четкой направленности и определенности применительно к конкретному субъекту и соответствующему виду общественных отношений. Именно законодательные юридические (правовые) гарантии способны конкретизировать и обеспечить эффективную реализацию конституционного права граждан на обращения.
Поэтому в каждом субъекте Российской Федерации приняты свои законодательные акты, регулирующие работу с обращениями граждан. Например, в Курской области это новый Устав Курской области от 02 октября 2001 года, Закон Курской области №11-ЗКО от 05 апреля 2001 г. "О внесении изменения и дополнения в закон Курской области "О собраниях (сходах) граждан", Постановление Губернатора Курской области № 247 от 14 апреля 2000 года "Об общественном Совете при Губернаторе Курской области", Постановление Губернатора Курской области № 372 от 20 июня 2000 года "О целевой программе поддержки развития муниципальных образований Курской области и общественных организаций, деятельность которых направлена на повышение активности населения в решении задач местного значения", Закон Курской области "Об обращениях граждан" от 21 октября 2002 года и т. д.
В целом нормативно-правовая база системы по работе с обращениями граждан на сегодняшний момент не претерпела никаких изменений связанных с проведением Административной реформы и внедрения электронного правительства, хотя уже активно ведется работа по внедрению электронного документооборота и автоматизации процессов связанных с проведением диалога между органами власти и обществом. Из этого вытекает необходимость переработки, внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты.
2.3 Опыт российских регионов в работе с обращениями граждан
Несмотря на то, что основополагающим нормативно-правовым документом, закрепляющим за гражданами право на обращение является Конституция Российской Федерации, а порядок и виды обращений граждан определены Федеральным Законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в различных органах на федеральном, региональном и муниципальном уровне существуют некоторые различия в процессе организации работы с обращениями граждан.
В некоторых структурах власти создаются специальные отделы для организации работы с обращениями граждан, поступившими в данный орган федеральной, региональной или местной власти. В целом организация работы с обращениями граждан ведется по двум направлениям: прием и рассмотрение письменных обращений граждан и организация личного приема граждан уполномоченными сотрудниками.
Все поступающие в государственные органы, на предприятия, в учреждения и организации предложения, заявления и жалобы должны быть приняты, учтены, зарегистрированы в день их поступления. Они могут быть поданы лично в письменном виде, устно, по почте, по телеграфу, телетайпу и т. д. Все они должны быть рассмотрены.
Отдел по работе с обращениями граждан Администрации Ростовской области является структурным подразделением аппарата Администрации области. Положение об отделе по работе с обращениями граждан утверждено заместителем Главы Администрации (Губернатора) области – управляющим делами З.М. Степановой в 2002 году[23].
Основными задачами отдела являются:
1. Организация и обеспечение личного приема граждан руководством Администрации области. Ежедневный прием специалистами отдела граждан, обратившихся с предложениями, заявлениями и жалобами.
2. Организация работы по рассмотрению письменных и устных обращений граждан в аппарате Администрации области.
3. Формирование и оформление дел по обращениям граждан, хранение и своевременная передача их в архив Администрации области.
4. Осуществление контроля организации работы по рассмотрению письменных и устных обращений граждан в структурных подразделениях аппарата и органах Администрации области.
5. Оказание методической помощи должностным лицам, ответственным за рассмотрение обращений граждан в структурных подразделениях аппарата и органах Администрации области, местного самоуправления, их консультирование по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
6. Изучение и обобщение опыта работы с обращениями граждан, внедрение его в практику.
7. Взаимодействие с приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.
Для решения основных задач отдел выполняет следующие функции по организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан в аппарате Администрации области:
1. Осуществляет прием, ведет информационно-поисковую работу в системе автоматизированной регистрации обращений граждан.
2. Направляет на рассмотрение обращения граждан в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Главы Администрации (Губернатора) области.
3. Определяет совместно с руководителем протокола Главы Администрации (Губернатора) области письма для передачи в секретариат для доклада Главе Администрации (Губернатору) области.
4. Направляет для рассмотрения по принадлежности обращения, относящиеся к ведению органов Администрации области и местного самоуправления городов и районов области, предприятий, учреждений и организаций, одновременно извещая об этом авторов обращений.
5. Ведет аналитическую и справочно-информационную работу по письменным и устным обращениям граждан; информирует Главу Администрации (Губернатора) области и заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - управляющего делами о количестве и характере поступивших обращений граждан, вносит предложения по улучшению организации личного приема и рассмотрения письменных обращений граждан.