Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Цели работы - комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм взаимодействия государственных органов России по поводу обращений граждан с учетом их генезиса и современных особенностей проявления.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 РОЛЬ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН 7
1.1 Понятие, функции и роль обращения граждан 7
1.2 Классификация обращений граждан 15
1.3 Электронное правительство, как новая концепция работы органов власти с обращениями граждан 19
2 РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Анализ системы по работе с обращениями граждан 26
2.2 Нормативно-правовые основы обращения граждан 31
2.3 Опыт российских регионов в работе с обращениями граждан 34
3 ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ 43
3.1 Зарубежный опыт работы с обращениями граждан 43
3.2 Опыт работы с обращениями граждан в рамках Электронного правительства Республики Казахстан 50
3.3 Проблемы и перспективы развития системы роботы с обращениями граждан в Российской Федерации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Перед началом регистрации необходимо выявить, не является ли данное обращение повторным. Повторное обращение при первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, но при регистрации повторного обращения указываются номера и дата первого документа ставится отметка «повторно».Обо всех поступивших обращениях после регистрации докладывается руководителю учреждения или его заместителям. Руководитель обязан определить порядок и сроки их рассмотрения, дать по каждому из них письменное указание исполнителям.
В условиях модернизации процесса документооборота в органах власти и внедрения автоматизации управления информационными потоками внутри администраций различных уровней во многих регионах успешно применяется электронная форма обращений граждан в органы государственной власти. Реализуется данная программа путем создания на сайте специального раздела, с помощью которого граждане имеют возможность обратиться в компетентные органы государственной власти (Рис.2).
Рисунок 2 Раздел на сайте Администрации Ростовской области для приема обращений граждан
Для решения основных задач отдел выполняет следующие функции по организации личного приема:
1. Составляет графики приема граждан заместителями Главы Администрации (Губернатора) области и направляет их в пресс-службу Главы Администрации (Губернатора) области для опубликования в печати.
2. Осуществляет предварительную запись граждан на прием к Главе Администрации (Губернатору) области и его заместителям.
3. Проводит ежедневный прием граждан, оказывает им возможное содействие в разрешении их просьб.
Одной из важных категорий документов по организации работы с обращениями граждан являются документы, касающиеся личного приема граждан. Руководители органов власти и управления несут личную ответственность и отчитываются перед вышестоящими органами за организацию приема и рассмотрения обращений граждан.
Прежде чем проводить прием, его необходимо тщательно организовать. Обязательно устанавливаются время и место приема. Расписание приема вывешивается на видном месте. В нем должно быть предусмотрено и вечернее время. Прием ведется в помещении, имеющем свободный доступ. Приемная должна иметь столы, стулья, достаточное количество бумаги и ручек.
Во время ведения приема руководителю помогает секретарь. Секретарь встречает посетителей, регистрирует их. Регистрация ведется в журнале приема, где записываются: дата приема, фамилия, имя, отчество пришедшего на прием, его адрес, краткое содержание вопроса, фамилия ведущего прием[23].
Если еженедельно на прием приходит большое количество посетителей, то журнал можно заменить на карточки с теми же реквизитами.
Если во время приема нельзя сразу решить вопрос, затронутый в обращении, то посетитель оформляет его в письменной форме, и это обращение идет по технологии работы с обращениями граждан, как было описано ранее.
Запись посетителей на прием, который проводится специалистами в день обращения, осуществляется в регистратуре специалистом Отдела. При первичном обращении заявитель сообщает вопрос, по которому он хотел бы получить консультацию. Сведения из документов, удостоверяющих личность заявителя (фамилия, имя, отчество, адрес), поступают в электронную базу данных и одновременно в компьютер на рабочем месте специалиста, ведущего прием, в виде электронной карточки заявителя. Кроме того, специалист может вызвать на монитор и просмотреть сведения о вопросах заявителя и результатах их рассмотрения, если этот гражданин ранее уже обращался на (это если автоматизирована система делопроизводства). А в других случаях регистрация происходит в журнале или ведет регистрационно-контрольные карточки.
После изучения представленных посетителем документов дает необходимые разъяснения, знакомит его с действующими законодательными и нормативными правовыми актами. Завершив прием, специалист заполняет электронную карточку с подробным содержанием беседы. Эти сведения поступают в электронную базу данных, журнал[23].
В случае необходимости проверки фактов, изложенных посетителем, от него принимают заявление, передают его на регистрацию и только после этого специалист делает необходимый контрольный запрос или направляет ходатайство по данной проблеме в органы по труду и органы социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или по принадлежности в другие органы.
Одним из регионов, где уже внедрена и функционирует система Электронного правительства, является Республики Татарстан. Нормативно-правовыми актами, лежащими в основе учреждения Электронного правительства в Республике Татарстан являются:
1. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»;
2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 947 «Об утверждении Правил разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2007 г. № 871-р «Об утверждении Типовой программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации»;
4. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»;
5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2009 г. № 920 «О единой межведомственной системе электронного документооборота органов государственной власти Республики Татарстан»;
6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2009 г. № 919 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан»;
7. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 августа 2009 г. № 548 «О государственных информационных системах Республики Татарстан, Едином реестре информационных систем Республики Татарстан и Едином реестре информационных ресурсов Республики Татарстан»;
8. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 июля 2008 г. № 513 «О республиканской целевой программе "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан ("Электронный Татарстан" 2008-2010 годы)»;
9. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 2006 г. № 1426-р «Об утверждении интернет-портала www.prav.tatar.ru в качестве официального информационного ресурса Правительства Республики Татарстан и органов исполнительной власти Республики Татарстан в сети Интернет»;
10. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 1242-p «О составе рабочей группы по координации внедрения "Электронного Правительства Республики Татарстан»[14].
На площадке Интернет-сайт Правительства Республики Татарстан располагаются Интернет-ресурсы всех Министерств и ведомств, нормативно-правовые акты Республики Татарстан и Российской Федерации, Электронная пресс-служба Правительства Республики Татарстан, Электронная карта, Интернет-приемная и прочие разделы (Рис. 3).
Рисунок 3 Интернет-сайт Правительства Республики Татарстан
В отличии от интернет-сайта Администрации Ростовской области на интернет-ресурсе Правительства Республики Татарстан в форме, предназначенной для обращения граждан существует раскрывающийся список министерств и ведомств, с помощью которого гражданин самостоятельно может выбрать тот орган, в компетенции которого, по его мнению, лежит возникший у гражданина вопрос, если же гражданин не может определиться к вопросам ведения какого органа власти относится его обращение, то в результате обработки оно будет передано компетентному органу (Рис. 4).
Рисунок 4 Форма обращения граждан в органы государственной власти Республики Татарстан
Первоначально данная форма практически ничем не отличается от формы обращения в Правительства и Администрацию других субъектов Российской Федерации. Однако если рассматривать вопрос обращения гражданина в государственный орган с точки зрения увеличения эффективности документооборота, то можно заметить, что если гражданин указывает в форме определенное министерство или ведомство, то обращение поступает непосредственно в данное подразделение, где уже регистрируется и обрабатывается согласно Федеральному закону №59-ФЗ. Кардинальное отличие заключается именно во взаимодействии различных органов государственной власти между собой – оно переходит на совершенно новый уровень. Электронный документооборот сокращает затраты времени на обработку обращений граждан, а так же на перенаправление обращений, если оно было направленно в министерство или ведомство, не являющееся компетентным в том вопросе, которые содержался в конкретном обращении.
3 МИРОВОЙ ОПЫТ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ГРАЖДАН. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Зарубежный опыт работы с обращениями граждан
В сфере защиты прав и свобод человека значительное место принадлежит конституционному праву на петицию, которым наделяются как индивид, так и объединения лиц. Обычно оно закрепляется в конституциях в качестве субъективного права гражданина, а в некоторых странах предоставляется каждому, включая иностранцев. Традиционно употребляемый законодателем и доктриной термин "петиция" охватывает такие ее разновидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Все они обеспечивают определенную деятельность государственных органов прежде всего в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также информируют публичную власть о сложившемся понимании какой-либо общественно значимой проблемы или интереса. В последнем случае право подачи петиции становится осуществлением принадлежащей каждому свободы выражать свое мнение.
В доктринах большинства западных стран (Германия, Австрия и др.) петиции или обращения к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллективов на процесс принятия политических и правовых решений. При этом в отдельных странах смысл и целевая направленность понятий "петиция" и "обращение" не совпадают. Так, во Франции петицию-жалобу вправе подать любой индивид, в то время как право на обращение к публичным властям с какими-либо позитивными предложениями предоставляется только гражданам. Иная картина в ФРГ, где право на петицию отнесено к основным правам и в силу этого его носителем может быть каждый, т. е. не только граждане ФРГ, но и иностранцы, апатриды, а равно германские юридические лица, объединения лиц частного права и т. п. При этом человек не должен заявлять непременно личные требования; он может выступать в защиту общих интересов[5].
Оформленные в виде письменных обращений за подписью конкретного индивида или группы лиц, петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсмену и т. д., которые обязаны такое обращение принять, зарегистрировать, рассмотреть по существу и о решении уведомить заявителя. В случае, если ходатайство или жалоба поступают не по адресу, они, как правило, пересылаются по принадлежности, о чем заинтересованное лицо сразу же извещается. Такой широкий подход к праву петиции объясняется его важной функцией — способствовать участию граждан или их объединений в процессе политического волеизъявления, служить демократическим средством коммуникации и интеграции интересов людей, общества и государства. Следует также отметить, что право петиции в такой трактовке служит своеобразным средством контроля за государством со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от незаконного вмешательства и посягательства со стороны государства, его органов и должностных лиц. Особое значение этого права связано с тем, что оно не ограничено законом ни по содержанию (за исключением прямых оскорблений, клеветы или угроз, что карается уголовным законом), ни по срокам подачи. Важно и то, что петиции могут подаваться одновременно с использованием иных средств защиты прав и свобод человека.
Основными нормативными источниками, закрепляющими и регулирующими право петиции, являются конституции, парламентские регламенты и законы. В Конституции ФРГ оно записано в ст. 17 раздела об основных правах: "Каждый имеет право как отдельно, так и вместе с другими лицами, обращаться письменно с просьбами и жалобами в компетентные учреждения и органы народного представительства". Это право можно найти и в ст. 45 Конституции ФРГ, согласно которой Бундестаг формирует Комитет по петициям, обязанный разбирать просьбы и жалобы, направляемые в парламент. В Законе о полномочиях Комитета Бундестага по петициям от 19 июля 1975 г. определяются и устанавливаются процедурные правила деятельности Комитета при рассмотрении жалоб, главным образом его отношения по этому поводу с другими федеральными органами. В параграфе 4 Закона предусматривается право Комитета заслушивать подателя петиции, свидетелей и экспертов; запрашивать все акты, информацию, за исключением секретных материалов, которые являются таковыми по закону, иметь доступ во все учреждения (§1). Вопрос об отказе в принятии петиции решает высшая контрольная инстанция федерации; отказ должен быть мотивирован (§ 3). Суды и административные органы обязаны оказывать Комитету необходимую помощь (§ 7). Комитет ежемесячно представляет парламенту доклад о рассмотренных петициях в виде общего обзора вместе с рекомендуемыми решениями. Если вопрос о петиции решается неправильно или она вовсе не рассматривается, это считается нарушением права на петицию[5].