Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Цели работы - комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм взаимодействия государственных органов России по поводу обращений граждан с учетом их генезиса и современных особенностей проявления.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 РОЛЬ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН 7
1.1 Понятие, функции и роль обращения граждан 7
1.2 Классификация обращений граждан 15
1.3 Электронное правительство, как новая концепция работы органов власти с обращениями граждан 19
2 РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Анализ системы по работе с обращениями граждан 26
2.2 Нормативно-правовые основы обращения граждан 31
2.3 Опыт российских регионов в работе с обращениями граждан 34
3 ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ 43
3.1 Зарубежный опыт работы с обращениями граждан 43
3.2 Опыт работы с обращениями граждан в рамках Электронного правительства Республики Казахстан 50
3.3 Проблемы и перспективы развития системы роботы с обращениями граждан в Российской Федерации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
И ещё одним специфическим видом коллективных обращений является гражданский наказ. По содержанию он почти не отличается от петиции. Отличие здесь в другом. Если субъектом петиции выступает определённое количество граждан (притом не менее установленного законом числа), то субъектом, заявителем в гражданском наказе должна выступать инициативная гражданская организация, общественное объединение. Притом здесь крайне важно отметить следующее - гражданский наказ есть именно обращение граждан, составляющих это объединение, а не обращение объединения как юридического лица, которое здесь не рассматривается. А общественные объединения характерны прежде всего тем, что они объединяют, как правило, самых инициативных граждан, во-вторых, обладают опытом реализации инициатив и, в-третьих ясно видят интересы тех групп граждан, которые они представляют (например, ветеранские организации - интересы ветеранов). Даже если число членов какой-либо организации невелико, предложения её могут быть очень ценны и полезны, подчас даже небольшая организация может внести такие предложения, до которых чиновники сами никогда не смогли бы додуматься по недостатку информации.
1.3 Электронное правительство, как новая концепция работы органов власти с обращениями граждан
В последнее столетие прогресс в науки и технике происходит колоссальными темпами. На современном этапе развития человечества создано множество революционных продуктов, влияющих на все сферы жизнедеятельности человека. Настоящим прорывом можно считать создание электронной вычислительной машины. Самым первым электронным программируемым компьютером был 1500 ламповый «Коллос», который был создан 1943 году, профессором Максом Ньюменом в Великобритании. Он предназначался для расшифровки кодов немецкой шифровальной машины «Энигма». Те работы на которые у механических дешифраторов уходили дни, «Колосс» выполнял за несколько часов. Информация о нем была под грифом совершенно секретно практически до конца 20 века[22].
Примерно в тоже время 1943-1945 годах в Соединенных штатах кипела работа над первым компьютером «Eniac» (Electronic Numerical Integrator And Computer), о котором мир узнал только в феврале 1946 года. Его строительство обошлось Америке почти в пол миллиона долларов. Eniac поражал своими размерами, его вес составлял 28 тонн, он потреблял 140кВт энергии и занимал целую комнату. Охлаждение компьютера обеспечивали авиационные двигателя Chrysler.
Первый советский компьютер, который назывался МЭСМ (Малая электронная счётная машина) был создан С.А. Лебедевым в 1950 году. Этот компьютер считают первым созданным в континентальной Европе. И хотя он занимал площадь шестьдесят квадратных метров, возможности этого компьютера в то время поражали. Мощность 25 кВт, быстродействие три тысячи операций в минуту. Данные считывались с перфокарт или при помощи штеккерного коммутатора. Также могли использовать магнитный барабан, который хранил до пяти тысяч кодов чисел или команд.
В результате создания и последующей эволюции ПК возник вопрос об организации электронного документооборота.
Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Глушков Виктор Михайлович. В 1963 г. В. М. Глушков утвержден председателем Межведомственного научного совета по внедрению вычислительной техники и экономико-математических методов в народное хозяйство СССР при Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике. Уже в 1964 прошла разработка концепции АСУП и участие в создании и внедрении «Системы Львов» на Львовском телевизорном заводе, принятой в эксплуатацию в 1967 году[22].
Прототип Электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология именно Глушкова В. М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД)[22].
Однако в СССР концепция Электронного правительства так и не была реализована, а в Российской Федерации о самой технологии электронного документооборота в органах власти стали говорить только в начале XXI века.
Цели создания Электронного правительства:
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
снижение воздействия фактора географического местоположения.
При этом электронное правительство обеспечивает эффективное и менее затратное администрирование, кардинально изменяет взаимоотношения между обществом и органами государственной власти, приводит к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
Законодательно курс на создание революционно нового формата диалога между обществом и государственными структурами был закреплен лишь в 2010 году в ФЗ РФ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который вступил в силу с 30 июля 2010 года. Однако еще в 2008-2009 годах началась активная разработка вопроса реализации проекта Электронного правительства: был издан Приказ Президента РФ от 7 февраля 2008 года № Пр-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» и ФЗ РФ от 9 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». На основание этих нормативно-правовых актов была разработана Схема формирования Электронного правительства, в которой отображались цели, задачи и мероприятия (Рис. 1).
Рисунок 1 Схема формирования Электронного правительства
Помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов существует два фундаментальных документа, являющихся ключевыми для реализации концепции Электронного правительства на практике: Концепция формирования в Российской Федерации Электронного правительства и Типовой план субъекта РФ о переходе к межведомственному взаимодействию, разработанный Минэкономразвития[7].
Но следует заметить, что Концепция формирования в Российской Федерации Электронного правительства была рассчитана до 2010 года. В данном документе дается определение термину Электронное правительство: «Под электронным правительством в настоящей концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».
Так же в концепции освещается круг проблем, которые существуют в Российской Федерации и ее субъектах в сфере взаимодействия органов государственной власти и общества, а как указывалось выше у обращений граждан имеются информационная и коммуникационная функции, осуществление которых затрудняется отсутствием отлаженного механизма взаимодействия государства и социума по следующим причинам:
4. часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах;
5. использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный и недискриминационный доступ к государственным информационным системам;
6. регламенты работы органов государственной власти практически не поддерживают оперативное информационное обновление Интернет-сайтов;
7. ведомственные Интернет-сайты практически не используются для поддержки предоставления гражданам государственных услуг;
8. не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота между Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными и региональными органами государственной власти;
9. получение гражданами необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения граждан и организаций в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации в бумажном виде;
10. проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.
Настоящим прорывом в области создания Электронного правительства можно назвать запуск справочно-информационного портала «Государственные услуги», где размещается информация федеральными и региональными органами исполнительной власти. И хотя портал пока работает в тестовом режиме можно обратить внимание на некоторые недоработки. Чтобы получить доступ к электронному оказанию государственных услуг нужно зарегистрироваться на данном информационном ресурсе, однако при процедуре регистрации от вас требуется указать не только персональные данные, но и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Однако граждане, которые еще не начали активную трудовую деятельность могут не иметь или не знать ИНН и СНИЛС, хотя уже являются дееспособными. Это ведет к невозможности использования портала «Государственные услуги» и требует изменения процедуры регистрации на Интернет – портале[25].
По-прежнему остается неразрешенной проблема внедрения Электронного правительства в субъектах РФ, которая значительно упростила бы процедуру обращения граждан в органы государственной власти, а так же обработку обращений и принятие решения по ним. Следовательно, очевидна необходимость продолжения внедрения электронного документооборота в сферу государственного и муниципального управления и ее распространение на все субъекты РФ. А поскольку уровень дифференциации регионов в России достаточно высок, то необходима финансовая поддержка определенных субъектов Российской Федерации для осуществления реализации концепции Электронного правительства.
2 РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ системы по работе с обращениями граждан
Институт обращения граждан является одним из важнейших элементов взаимодействия органов власти и общества. Однако в силу несовершенства нормативно-правовой базы и организации работы с обращениями граждан этот институт далеко не всегда функционирует эффективно. Рассмотрим поэтапно систему действий, которые совершает гражданин для подачи обращения в органы власти и которые совершают уполномоченные лица для рассмотрения данного обращения.
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти России и органы муниципальной власти.
Согласно ст. 7. Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:
либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
суть предложения, заявления или жалобы;
ставит личную подпись и дату.[9]
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Если эти требования соблюдены не будут, то обращение будет возвращено с соответствующими разъяснениями.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган власти или должностному лицу (статья 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа власти или его территориальных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующую службу или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»).
Уполномоченный орган государственной власти рассматривает письменные обращения граждан, юридических лиц непосредственно поступившие в его адрес, принятые при личном приеме или направленные ему на рассмотрение Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, иными органами государственной власти и местного самоуправления, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации[9].