Работа с обращениями граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы - комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм взаимодействия государственных органов России по поводу обращений граждан с учетом их генезиса и современных особенностей проявления.

Оглавление

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 РОЛЬ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН 7
1.1 Понятие, функции и роль обращения граждан 7
1.2 Классификация обращений граждан 15
1.3 Электронное правительство, как новая концепция работы органов власти с обращениями граждан 19
2 РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Анализ системы по работе с обращениями граждан 26
2.2 Нормативно-правовые основы обращения граждан 31
2.3 Опыт российских регионов в работе с обращениями граждан 34
3 ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ 43
3.1 Зарубежный опыт работы с обращениями граждан 43
3.2 Опыт работы с обращениями граждан в рамках Электронного правительства Республики Казахстан 50
3.3 Проблемы и перспективы развития системы роботы с обращениями граждан в Российской Федерации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

Файлы: 1 файл

Курсовая по СГМУ.doc

— 796.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ              3

ВВЕДЕНИЕ              5

1 РОЛЬ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН              7

1.1 Понятие, функции и роль обращения граждан              7

1.2  Классификация обращений граждан              15

1.3 Электронное правительство, как новая концепция работы органов власти с обращениями граждан              19

2 РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              26

2.1 Анализ системы по работе с обращениями граждан              26

2.2 Нормативно-правовые основы обращения граждан              31

2.3 Опыт российских  регионов в работе с обращениями граждан              34

3  ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ              43

3.1 Зарубежный опыт работы с обращениями граждан              43

3.2 Опыт работы с обращениями граждан в рамках Электронного правительства Республики Казахстан              50

3.3 Проблемы и перспективы развития системы роботы с обращениями граждан в Российской Федерации              56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              71

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

 

В выпускной квалификационной работе применены следующие термины с соответствующими определениями, обозначениями и сокращениями.

Актор: действующий субъект; индивид, совершающий действия, направленные на других, например, лидер общественного мнения.

Государственный аппарат: система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Гражданин: лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства; подданный какого-либо государства.

Должностное лицо: лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

ИКТ: информационно-коммуникационные технологии.

Институт: элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни; совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения.

ОГВ: органы государственной власти.

ОДКО: отделом документооборота, контроля и работы с обращениями граждан .

ОИВ: органы исполнительной власти.

Омбудсмен: это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие силу закона.

Орган власти: это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Регистрация: запись лиц, фактов или явлений с целью учета, систематизации или придания им законности.

РКФ: регистрационно-контрольная форма.

РФ: Российская Федерация.

СМИ: средства массовой информации.

ФЗ: Федеральный Закон.

ЭЦП: электронно-цифровая подпись.


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Право граждан на обращения - гарантированная Конституцией РФ возможность граждан обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане имеют право лично, а также через своего законного представителя на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, к их руководителям и должностным лицам, депутатам законодательных (представительных) органов и органов местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим.

Объектом данного исследования явились конституционно-значимые отношения, складывающиеся между государственными органами власти по поводу обращений в них граждан с учетом обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы личности.

Предмет выпускной квалификационной работы – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих формы взаимодействия государственных органов Российской Федерации по поводу обращений граждан с учетом правозащитной обязанности государства на примере Курской области.

Цели работы - комплексное исследование и выявление конституционно-правовых форм взаимодействия государственных органов России по поводу обращений граждан с учетом их генезиса и современных особенностей проявления.

Исходя из этого, задачи данной работы можно определить как: изучение нормативной документации, устанавливающей порядок работы органов власти с обращениями граждан, в частности исследование процедур регистрации, рассмотрения, ответа на обращения, письменные и устные, оценка результатов деятельности Администраций субъектов Российской Федерации в сфере работы с обращениями граждан, анализ существующих проблем на пути проведения Административной реформы и перспективы внедрения электронного правительства в РФ.

Методологическая основа исследования представлена совокупностью различных научно-теоретических методов, таких как диалектический, анализа и синтеза, а так же системные общенаучные методы.

На основе формально-юридического метода был проанализирован и систематизирован обширный правовой материал и освещено авторское представление о различных аспектах работы государственных органов с обращениями граждан.

В процессе использования социально-правового метода был изучен российский и зарубежный опыт регулирования права граждан на обращение. А статистический метод исследования позволил провести сбор, анализ и обобщение данных по процессу рассмотрения и принятия мер в ответ на поступившие обращения.

Для написания данной работы были использованы различные источники: как печатные, так и электронные ресурсы. Были изучены публикации в региональных СМИ, научные труды, а так же официальные интернет-сайты Администраций регионов Российской Федерации и Республики Казахстан.

 


1 РОЛЬ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

 

 

1.1 Понятие, функции и роль обращения граждан

 

 

 

В Российской Федерации, как стране с переходной экономикой, на данном этапе развития протекают активные социально-экономические и политические процессы. Становление демократии связано не только с изменениями государственных институтов (прежде всего способов формирования власти), но и с процессами, протекающими за пределами собственно политической системы, в самом обществе. Осмысление именно этих процессов и возможностей граждан влиять через них на политические решения властных акторов (что и есть главная отличительная черта демократии) предстаёт сегодня одной из актуальных задач политической науки.

Обращения граждан в органы государственной власти с развитием государства и его институтов служили важнейшим механизмом «обратной связи», необходимой государству.

Конституция Российской Федерации (ст.32) закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; в ней предусматриваются различные формы этого участия[3]. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы в механизме реализации этого права. Многие вопросы нашли свое отражение в действующем российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право соотноситься с любыми органами государственной власти, и не только в случаях ущемления их законных прав и интересов.

Проблема доступа граждан к государственным органам является чрезвычайно актуальной и практически значимой. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин - государство.

Вместе с тем обращения - это важное средство реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Одной из животрепещущих проблем для граждан остается обеспеченность жильем. Так, в 1999 г. в Правительство РФ по вопросам жилищного фонда и его использования обратилось более 5,5 тыс. граждан.

Обращения граждан являются существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Так, например, при проектировании и строительстве "третьего кольца" в Москве остро встала проблема сохранения исторических и культурных памятников в центральной части города. Граждане своими коллективными обращениями привлекли внимание правительства Москвы к этим проблемам, и органами власти были приняты соответствующие решения, позволившие сохранить историко-культурное наследие, в частности архитектурные памятники ХIV-ХVIII вв.

Российское законодательство выделяет несколько форм взаимодействия органов власти с гражданами: обращение граждан; предложение; заявление; жалоба. В Федеральном Законе РФ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2.05.2006 года дается четкое определение всем указанным выше формам взаимодействия. Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Граждане могут обращаться к любому субъекту права законодательной инициативы, которые определены ч.1 ст.104 Конституции РФ и соответствующими статьями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, с предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Эти предложения изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами государственной власти и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении планов и программ законопроектных работ[3].

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Органы и должностные лица, принявшие заявление от гражданина, обязаны: рассмотреть заявление по существу безотлагательно, но не позднее 15-дневного срока с момента его регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки и истребования дополнительных материалов срок рассмотрения может быть продлен до двух месяцев; принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение; сообщить гражданину, подавшему заявление, о результатах рассмотрения его заявления и принятом по нему решении в течение десяти дней; в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать возможный порядок обжалования принятого по заявлению решения. Отказ в принятии заявления, а также решение, принятое по заявлению гражданина, но не удовлетворяющее его, может быть обжаловано в вышестоящие в порядке подчиненности органы или должностным лицам либо в суд[9].

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы и должностные лица, решения, а также неправомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Следует отметить, что законодательство четко определяет возможности гражданина, обратившегося с жалобой. Гражданин имеет право:

- лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства и изложить свои доводы по существу жалобы и нарушенных его прав;

- присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке;

- представлять дополнительные материалы и сведения или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу;

- получить в установленные сроки официальный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;

- при несогласии с принятым решением обжаловать его;

- требовать возмещения морального и материального ущерба в установленном законом порядке;

- пользоваться услугами законного представителя, доверенного лица и адвоката[9].

Наряду с ответственностью органов и должностных лиц в законодательстве об обращениях граждан предусмотрена ответственность самих граждан. Она наступает в тех случаях, когда в обращении гражданина содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц. Граждане в таких случаях привлекаются в установленном законодательством порядке к административной или уголовной ответственности. Граждане, которые систематически предъявляют заведомо необоснованные требования, которые влекут значительные материальные затраты на рассмотрение и проверку их обращений, могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке, с компенсацией понесенных затрат за их счет.

Информация о работе Работа с обращениями граждан