Пути повышения конкурентноспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями дипломного проекта являются:
· систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, применение полученных знаний при решении конкретных управленческих задач;
· развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методами исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломном проекте проблемы и вопросы;
· выявление подготовленности для практической работы в современных социально-экономических условиях деятельности предприятий;

Оглавление

Введение
1. Современное состояние организации
1.1. История создания и развития, организационно-правовая форма, цели и виды деятельности
1.2. Характеристика реализуемой продукции (оказываемых услуг)
1.3. Оценка технологии закупок
1.4. Структура управления
1.5. Персонал и оплата труда
1.6. Внешнее окружение и маркетинг в организации
2. Экономический анализ деятельности организации
2.1. Динамика основных экономических показателей
2.2. Анализ основных и оборотных средств организации
2.3. Анализ затрат на реализацию продукции
2.4. Анализ финансового состояния
2.5. Анализ прибыли и рентабельности
3. Проблемы повышения конкурентоспособности организации и пути их решения
3.1. Теоретические вопросы определения направлений повышения конкурентоспособности организации
3.2. Выявление основных проблем повышения конкурентоспособности организации и построение дерева «проблем»
3.3. Разработка вариантов управленческих решений по повышению конкурентоспособности организации
4. Выбор и обоснование решения (проекта) по повышению конкурентоспособности организации
4.1. Расчёт потребности в ресурсах для реализации предлагаемых решений
4.2. Источники формирования ресурсов для реализации решений
4.3. Анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений
4.4. Выбор управленческого решения (проекта) и оценка путей повышения конкурентоспособности организации
4.5. План реализации проекта
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
93 Приложение 4
Приложение 5
Приложение
Приложение

Файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности организации Центр книги .doc

— 487.50 Кб (Скачать)
  • обладание уникальными авторскими правами, патентами, лицензиями, ноу-хау, зарегистрированными моделями, коммерческими секретами, опытом;
  • наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.

Утрата конкурентоспособности  возможна в результате:

-замедления инноваций,  темпов создания и улучшения  продукции, совершенствования производственной системы;

  • резкого изменение величины и структуры спроса;
  • невозможности осуществить технически и технологические преобразования из-за слабости поддерживающих отраслей, отсутствия необходимых инвестиций;
  • утраты доверия со стороны покупателей;
  • потери гибкости;
  • ухудшения факторных параметров (отставание в темпах создания и улучшения факторов, рост издержек);
  • ослабления внутренней конкуренции, ведущего к медленному разложению фирмы.

Мерами по усилению конкурентоспособности  являются:

-постоянное совершенствование  продукта, повышающее его привлекательность,  надежность, экономичность и пр.;

  • обеспечение его превосходства над заменителями;
  • нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
  • творческое использование полезного опыта конкурентов;
  • умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
  • интенсивное использование рекламы и прочее.

Конкурентные преимущества имеют в своей основе определенные факторы (источники) - компоненты внешней или внутренней среды фирмы, по которым она превосходит, или в ближайшее время будет превосходить конкурирующие компании.

Выделяют следующие  конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными):

1.Высокая обеспеченность  факторами производства, особенно теми, которые не могут быть скопированы (высококвалифицированной рабочей силой, самыми современным оборудованием и технологиями, материальными и природными ресурсами),финансовыми возможностями и их дешевизна (самое неблагоприятное положение по фактору - его большая стоимость).

Но сегодня роль этого  источника становится второстепенной, ибо конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевизны факторов производства привязано к местным условиям и непрочно и порождает застой. Обилие или дешевизна факторов может привести к их неэффективному применению.

2.Обладание уникальными  знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются также только благодаря ним.

Хотя большая часть  нововведений обычно незначительны, носят  эволюционный характер, но часто их накопление дает более значительный результат, чем технологический прорыв.

  1. Удобное территориальное размещение, обладание необходимой производственной инфраструктурой. Однако в настоящее время низкие коммуникационные издержки приводят к тому, что роль расположения фирмы как фактора конкурентоспособности, особенно в сфере услуг, уменьшается.
  2. Наличие инфраструктурных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирму на выгодных условиях материальными ресурсами, оборудованием, информацией. Удержаться на мировом рынке, например, предприятие сможет лишь тогда, когда поставщик также будет лидером в своей области.

Конкурентоспособные родственные  отрасли за счет технологического и  информационного взаимодействия, общей  инфраструктуры усиливают конкурентоспособность  также и экономики в целом.

5.Высокий уровень национального  спроса на продукцию фирмы. Он благоприятствует развитию компании и укрепляет ее положение на внешнем рынке. Как показывают исследования, лидеры всегда начинают с преимущества, достигнутого дома, и затем на его основе распространяют свою деятельность по всему миру.

  1. Обладание всесторонней точной информацией о ситуации на рынке (потребностях, тенденциях их изменения, основных конкурентах), позволяющей правильно выбрать рыночный сегмент и стратегию и успешно ее реализовывать.
  2. Наличие надежных каналов сбыта, доступность потребителю, умелая реклама.

8.Высокий уровень организационной  культуры, что является XXI в. одним из основных конкурентных преимуществ любой организации.

Успех в конкуренции  достигается преимущественно противостоянием не столько денег, сколько людей, поэтому он - успех зависит от слаженных действий персонала и руководителей, что в немалой степени обеспечивается организационной культурой.

9.Благоприятная для  компании конъюнктура, имидж (популярность, наличие известной торговой марки).

  1. Меры государственной поддержки данного вида производства, связи руководства    в экономических и политических кругах лоббирование.
  2. Способность организовывать эффективное функционирование всех элементов ценностной цепочки.
  3. Высокое качество и широкий ассортимент продукции, низкие затраты, хорошая организация обслуживания, и пр. Они формируют важнейшее преимущество фирмы - благосклонное отношение к ней потребителя.
  4. Постоянные инновации (в технике и технологии, управлении, маркетинге), особенно предвосхищающие потребности.

Конкурентные преимущества проистекают в основе своей из улучшений, новшеств и перемен в самом широком смысле, ведущих к смене лидерства в конкуренции, особенно, если остальные соперники не поняли или не приняли нового.

  1. Изучения распознавание на раннем этапе потребностей рынка и возможностей их удовлетворения, что требует всех покупателей и посредников, конкурентов.
  2. Использование  противоправных  факторов  (коррупции, связей с организованной преступностью).

Ни одна, даже очень  крупная фирма, не обладает сразу всеми перечисленными источниками конкурентных преимуществ, а те, которыми располагает, не может задействовать одновременно и в полном объеме.

Конкурентоспособность организаций торговли означает, во-первых,  соответствие качества и ассортименты товаров, услуг запросам потребителей; во-вторых, наличие преимуществ по  сравнению с конкурентами; в-третьих, возможность выстоять в конкуренции, сохраняя преимущества в течение длительного периода.

В основе конкурентоспособности  торговых организаций лежат две  составляющие: качество торговли и экономическая эффективность. Схематично они представлены в приложении 5.

Одним из основных факторов конкурентоспособности торговой организации  являются конкурентоспособные товары. Как известно, под конкурентоспособностью товаров подразумевается то, что создает возможность из сбыта на данном рынке, в данный период (качество, цена, условия реализации, реклама, обслуживание).

Кроме того, представленные товары должны соответствовать запросам покупателей. Качество торговли также  зависит от эффективного использования торговых площадей, что способствует внедрению прогрессивных методов реализации товаров, предоставлению торговых услуг покупателям.

Качество и культура торгового обслуживания измеряются системой показателей, которая включает оценку выполнения плана товарооборота по объёму и структуре, соблюдение ритмичности реализации товаров, совершенствование технологии продажи. К показателям, характеризующим качественную сторону деятельности торговых организаций, относятся: скорость торгового обслуживания населения, широта и стабильность ассортимента, завершенность покупки и др.

Для общей оценки качества и культуры торгового обслуживания можно использовать метод экспертных оценок (метод Дельфи).

Повышение конкурентоспособности  торговых организаций тесно связано с наличием или отсутствием преимуществ по сравнению с конкурентами. Среди них можно выделить следующие: торгово-хозяйственные (эффективное использование ресурсов, местоположение организации, оптимизация расходов и т.д.); маркетинговые (объём торговых услуг, гибкость ценообразования, эффективность взаимодействия с поставщиками и др.); организационно-управленческие (квалификация и опыт руководителей, система планирования и обработки информации и т.д.). Возможность сохранения данных преимуществ будет зависеть от их значимости, количества, своевременного обновления, типа рынка, форм и методов конкуренции на нем.

В экономической литературе принято разделать конкурентные преимущества на две группы: преимущества низкого и высокого порядка. К первой группе относятся преимущества, которые могут легко получить и конкуренты, например, низкие цены, экономия расходов, использование активных форм продажи и др. Получение преимуществ высокого порядка связано с уровнем квалификации руководителей и коммерческих работников, оснащенностью торговой организации, гибким обслуживанием покупателей и т.д. К числу преимуществ  высокого порядка можно отнести следующие: дифференциация на основе товаров и услуг, имидж торговой организации, тесные взаимосвязи с поставщиками товаров и другое.

Повышению конкурентоспособности  торговых организаций способствует использование активных методов  продажи товаров; проведение рациональной ассортиментной и ценовой политики; установление оптимального режима работы организации; размещение мелкорозничной торговой сети в местах с наиболее интенсивными покупательскими потоками; обеспечение высокого качества торгового обслуживания населения; совершенствование аналитической работы; эффективное использование системы материального стимулирования труда работников; рациональное использование ресурсов,  соблюдение режима экономии.

 

3.2. Выявление основных  проблем повышения конкурентоспособности 

в организации и построение «дерева проблем».

 

Динамичное развитие экономики приводит, как и во многих других сферах деятельности, к развитию, увеличению предприятий, занимающихся книготорговой деятельностью. Так в настоящее время по городу Ижевску зарегистрировано около 20 книжных магазинов. Некоторые представляют целую сеть книжных магазинов и киосков, другие лишь единичные организации. Продуктовые магазины, использующие в практике продажу непродовольственных товаров в ассортименте, также представляют книжную продукцию.

 Следует отметить, что в последние года на  рынке книготорговли г. Ижевска  помимо организаций владельцев города, появились магазины-филиалы из других регионов. Ими являются: «Книгомир» - филиал новосибирской компании «Топ книга», который успешно развивается и в настоящее время помимо центрального магазина имеет ещё 5 филиалов по городу, а также ООО «Буква» - филиал от московского издательства «АСТ», который обладает двумя магазинами по городу Ижевску , при этом в обоих случаях имеющий удобное, выгодное месторасположение. Количество конкурентов увеличивается с каждым годом, а это одна из важнейших проблем повышения    конкурентоспособности.

Основными конкурентами магазина «Центр книги» по уровню развития, успешности и наиболее предпочитаемые потребителями являются магазины: «Книгомир», «Буква», «Свиток», «УМК». Проведём их сравнительную характеристику с магазином «Центр книги», которая позволит оценить его конкурентоспособность.

ООО «Центр книги»:

· входит в состав книготорговой сети «Инвис»;

· срок существования на рынке г.Ижевска около 4 лет;

· ассортимент: деловая, учебная и художественная литература;

· цены: средние по городу;

· частота пополнения ассортимента: 1-2 недели;

· наличие компьютерной базы;

· дополнительные услуги: бесплатная доставка, работа с предварительными заказами;

·система скидок: от 3000 руб.-5%, от 10000 руб.-7%, от 20000 руб. учебной литературы-10%, от 30000 руб. художественной и деловой литературы-10%, от 50000 руб.-12%, от 80000 руб.-15%; библиотекам УР на любую сумму предоставляется скидка 10%;

· дисконтные карты отсутствуют;

· наличие парковки у магазина;

· форма обслуживания: самообслуживание;

· форма расчёта с покупателями: наличная, безналичная (по перечислению);

· торговые площади: большие;

Информация о работе Пути повышения конкурентноспособности