Пути повышения эффективности внедрения систем менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 03:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выделить главные принципы управления качеством, а также обязательные процедуры системы менеджмента качества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…..5
1. Обзор нормативной базы по созданию системы менеджмента качества в организации………………………………………………………………….…..6
Система международных стандартов ISO 9000…………………….….6
Процессный подход к управлению качеством…………………….….10
Особенности международного опыта по внедрению СМК в деятельность организации………………………………………………………………….….16
Японский опыт управления качеством………………………………...16
Опыт управления качеством в США……………………………….…..20
Немецкий опыт по управлению качеством………………………….…26
Европейский опыт управления качеством………………………….….28
Пути повышения эффективности внедрения системы менеджмента качества на предприятие………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………….38
Приложение А Перечень возможных процедур СМК на предприятии….40

Файлы: 1 файл

MK_Kursach(1).doc

— 245.00 Кб (Скачать)

9. Шовинизм. Подумаешь ISO! У нас "спёрли" КС УКП, а теперь нас учат.

10. Внутренние проверки  не соответствуют нашему менталитету. "Не выносить сор из избы". Каждое подразделение "государство в государстве". Начальство любит только "победные" рапорты, зачем же его огорчать.

11. Наличие на предприятиях  как правило разных Систем, которые  переплетаются, частично дублируют  друг друга, не понятно где  заканчивается система охраны  труда а начинается система  качества или культура производства или культура безопасности. За каждую из таких систем отвечают разные люди. Координация возможна только высшим руководителем.

Существует много различных  путей решения этих проблем.

Внедрение СМК начинается с документирования всех основных и вспомогательных бизнес-процессов в компании, создания «пирамиды» документации, в основании которой лежат стандарты и системы показателей качества, которые отражаются в рабочих инструкциях и на которые ссылаются документированные процедуры, описывающие процессы. Все документы объединяются в «Руководстве по качеству» (рис.3.1) [15, с.60-63]. Подготовка к внешнему аудиту актуальности и соответствия системы качества стандартам ИСО занимает приблизительно от шести месяцев до года. Сначала происходит оценка актуальности существующей документации и соответствие процедур с помощью внутреннего аудита. Затем все дорабатывается и издается новая, актуальная полная версия «Руководства по качеству».

 


Рисунок 3.1 – Иерархия документации по управлению качеством.

Поэтому внешний аудит  никогда не назначается сразу  после создания руководства, а даётся несколько месяцев, чтобы СМК  «поработала» и можно было устранить  выявленные в процессе «промышленного запуска» системы несоответствия.

Разумеется, организация  не имеет ни собственных ресурсов, ни, зачастую, знаний для подготовки к сертифицированию СКМ в стандартах ISO. Поэтому, принято приглашать в команду по внедрению ISO квалифицированных консультантов, имеющих подтвержденный опыт в аналогичных предприятиях, желательно, знакомых с отраслевой спецификой.

Сертификационный аудит  консультанты, работающие по договору, не проводят. Это делают независимые  аудиторы, обычно, из фирмы–консультанта.

Сертификационный аудит проводится однократно, если организация сможет подтвердить свою готовность и соответствие международным стандартам в требованиях к системе менеджмента качества. В случае если аудит покажет слишком большое количество несоответствий, предприятие получит время для их устранения, к сожалению, в этом случае придется оплатить повторный аудит.

Получить сертификат соответствия стандарту СМК ISO 9001 очень непросто и не слишком дешево, а подтверждать его из года в год – еще труднее. Поэтому наличие такого сертификата является очень престижным подтверждением уровня предлагаемого качества не только производимой продукции, но и бизнеса организации в целом.

Процедуры системы менеджмента  качества включают несколько этапов.

Процедуры системы менеджмента качества – это в своем роде некоторые определенные правила осуществления производственных процессов или деятельности организации [14].

В случае разработки и  внедрения на предприятии системы  менеджмента качества необходимо очень  тщательно разработать все процедуры СМК, также это нужно сделать в том случае, если планируется проходить последующую сертификацию на соответствие отечественным и международным стандартам ISO. Кроме того, если на предприятии уже существует система менеджмента, но для ее эффективного функционирования требуется произвести существенные улучшения и доработки, то также следует проработать необходимыепроцедуры системы менеджмента качества.

И как показывает практика, в большинстве случаев бывает более выгодным заказать проработку некоторых отдельных процедур, чем полностью модернизировать существующую систему менеджмента или разрабатывать ее с нуля.

Следует заметить, что  стоимость услуг такого рода довольно высокая, поскольку в основном они  оказываются не по отдельности, а  в комплексе. Но в том случае, если предприятие уже располагает основным пакетом документов по системе менеджмента качества или оно уже проходило процедуру сертификации, то нет необходимости оплачивать полностью всю процедуру. Таким образом, заказывая разработку отдельных процедур, можно обойтись без дополнительных расходов. Сегодня существуют компании, которые разрабатывают процедуры системы менеджмента качества в количестве шести самых необходимых (Приложение А) [15]. 

В первую очередь –  это контроль имеющейся документацией. Данная процедура приводит в порядок систему документооборота предприятия, следовательно, при ее разработке необходимо, в первую очередь, уделять внимание движению и составу документации, а также установленным нормам ее обработки.

Вторая процедура системы менеджмента – это управление заметками по качеству, контроль протоколов. Сюда можно включить систематизацию всех имеющихся записей, которые сопровождают прохождение отдельных процессов, назначение ответственных сотрудников за создание, сопровождение и сохранность заметок по качеству.  

Третья процедура – проведение внутреннего аудита, в которую обычно входит процедура определения сотрудников, которые будут нести ответственность за выполнение процесса, за составление необходимой документации, по планированию аудитов и за выполнение графика их проведения.

Четвертая процедура  – контроль несоответствия продукции. Организация должна обеспечить идентификацию и контроль продукции, которая не соответствует требованиям и стандартам, чтобы предотвратить ее использование и поставку.

Пятая процедура заключается разработке корректирующих действий, которые предпринимаются для устранения различных причин несоответствия. Во время разработки такой процедуры следует обязательно определить степень ответственности за проведение данных мероприятий, временные сроки и порядок их проведения, определить соответствующие формы документов для регистрации поступающей информации.   

Шестая процедура – управление упреждающими мероприятиями. Сразу стоит сказать, что данная процедура более сложная, чем предыдущая, поскольку для ее проведения требуется применять методы управления будущими событиями, куда входит и управление возможными рисками.

Данные процедуры системы менеджмента качества являются достаточно сложными, но наиболее сложной считается первая – управление документацией. Сюда входит упорядочивание имеющейся системы документооборота предприятия, следовательно, при разработке такой процедуры СМК большое внимание уделяется работе с документами. При этом задаются определенные правила обращения с документами, которые для всех являются одинаковыми, и от неукоснительного соблюдения которых в большинстве случаев зависит и эффективность работы системы менеджмента качества.

В первую очередь, для  проведения процедуры СМК, желательно определиться с видами документации, которая используется в организации, поскольку в настоящее время имеется несколько вариантов ее классификации. Сегодня для отдельных вариантов классификации разработаны нормативные правила, но, тем не менее, нет никакого запрета на то, чтобы организация разрабатывала собственную классификацию, которая была бы для нее наиболее удобной. Выбор такой классификации во многом определяется той отраслью, в которой работает предприятие.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      1. Три модели обеспечения качества, входящие в состав стандартов серии ISO 9000, отражают различные виды производственных этапов предприятия, которые могут быть сертифицированы: стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)"; стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа"; стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции".

      2. Восемь принципов управления качеством: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

      3. Процессный подход в управлении – поход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бізнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании. Согласно стандарту ISO 9001:2000, процессным подходом может считаться систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия.

  4. Опираясь на опыт Японки, США, Германии и Европы вцелом внедрения систем менеджмента качества в организацию кажется не таким проблематичным вопросом. Главное следовать определенным требованиям изложенные в ISO 9001:2008.

5. Многие фактроры  влияют на неэффективное внедрение  и использование систем менеджмента  качества. Для решения этого вопроса  следует начать работу с документацией.  Необходимо выполнять  шесть  обязательных процедур по ISO 9001:2008: контроль документации,контроль протоколов, внутренний аудит, контроль несоответствия продукции, корректирующие действия, предупреждающие действия. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. ISO 9000:2005 – Системы менеджмента качества – Основные положения и терминология.
  2. ISO 9001:2008 – Системы менеджмента качества – Требования.
  3. ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа".
  4. ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции".
  5. С. А. Степанов, А. Ю. Щербаков, В. В. Ященко. Системы менеджмента качества. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.75 с.
  6. Ершов. А.К. Управление качеством. – М.: Логос, 2008. – 288 с.
  7. Эванс, Д. Р. Управление качеством: [учеб. пособие по специальности "Менеджмент орг." Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова. - [4-е изд.]. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 637 с.: ил.- (Зарубежный учебник). - Пер.изд.: Total quality / Evans, James R.
  8. Горбашко, Е. А. Управление качеством: учебное пособие. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 382 с.: ил.
  9. Елиферов, В. Г. Управление качеством: сказки, мифы и проза жизни : стандарты ИСО 9000 и система менеджмента / В. Елиферов. - СПб.; М.: Вершина, 2006. - 295 с.: ил.
  10. Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 211 с.
  11. Салимова, Т. А. Управление качеством: учебник : по специальности Менеджмент орг. Т. А. Салимова. - 2-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2008. - 414 с.: ил.
  12. Г.Д. Крылова “Зарубежный опыт управления качества” http://otherreferats.allbest.ru/economy/00145695_0.html.

 

 

  1. Елиферов, В. Г. Управление качеством: сказки, мифы и проза жизни : стандарты ИСО 9000 и система менеджмента / В. Елиферов. - СПб.; М.: Вершина, 2006. - 295 с.: ил.
  2. Клименко Константин Константинович, главный специалист по качеству Смоленского УТЦ, статья «ISO-9000 - это просто».
  3. Момот А.И.Менеджмент качества: Учебное пособие для вузов. Донецк: ДонНТУ, 2000. -120с., ил.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 

Перечень возможных процедур СМК на предприятии

 

Пункт ISO- 9001

               Содержание записей

                Возможные виды записей

5.6.1

Анализ со стороны  руководства

Акты анализа, протоколы "дня качества", протоколы совещания ….

6.2.2. е)

Образование, подготовка, навыки и опыт персонала

личные дела сотрудников, журналы, карточки в отделе кадров …

7.1 d)

Соответствие процессов требованиям

Протокол испытаний, журнал процесса, акт испытаний….

7.2.2

Анализ требований к продукции

Протокол о  намерениях …

7.3.2

Входные данные проектирования и разработки

ТЗ на разработку…

7.3.4

Анализ проекта  и разработки

Заключение по проекту…

7.3.5

Согласование (рассмотрение) проекта и разработки

Акт приёмки  проекта, отзыв рецензента …

7.3.6

Утверждение проекта  и разработки

Утверждающая  подпись на акте …

7.3.7

Изменения проекта  и разработки

Извещение об изменении  …

7.4.1

Результаты оценивания поставщиков

Реестр надёжных поставщиков …

7.5.2 d)

Валидация процессов  обеспечения производства

Протокол проверки спец.процессов, акт исследования, журнал пооперационного контроля.

7.5.3

Идентификация продукции

Бирки, шильдики, наклейки …

7.5.4

Собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования

Извещение о  браке, дефектная ведомость, акт  …

7.6

Результаты  калибровки и поверки контрольных  и измерительных приборов

Свидетельство о калибровке, график поверки, паспорт на прибор …

8.2.2

Результаты  внутренних проверок

График внутренних проверок, отчёты и акты внутренних проверок …

8.2.4

Соответствие  продукции критериям приёмки; лицо, санкционировавшее выпуск продукции

Накладные приёмки, акт приёмки ОТК, сертификат соответствия …

8.3

Характер несоответствий, предпринятые действия

Классификатор дефектов, карточки разрешений на отклонения, акт списания в брак …

8.5.2

Результаты  предпринятых корректирующих действий

Отметка в контрольной  карточке, отметка в плане корректирующих дей-ствий

8.5.3

Результаты  предпринятых предупреждающих действий

Отметка в контрольной  карточке, отметка в плане корректирующих действий, протокол совещания

Информация о работе Пути повышения эффективности внедрения систем менеджмента качества