Пути повышения эффективности внедрения систем менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 03:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выделить главные принципы управления качеством, а также обязательные процедуры системы менеджмента качества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…..5
1. Обзор нормативной базы по созданию системы менеджмента качества в организации………………………………………………………………….…..6
Система международных стандартов ISO 9000…………………….….6
Процессный подход к управлению качеством…………………….….10
Особенности международного опыта по внедрению СМК в деятельность организации………………………………………………………………….….16
Японский опыт управления качеством………………………………...16
Опыт управления качеством в США……………………………….…..20
Немецкий опыт по управлению качеством………………………….…26
Европейский опыт управления качеством………………………….….28
Пути повышения эффективности внедрения системы менеджмента качества на предприятие………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………….38
Приложение А Перечень возможных процедур СМК на предприятии….40

Файлы: 1 файл

MK_Kursach(1).doc

— 245.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

Кафедра «Управление  качеством»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Менеджмент  качества и элементы системы качества»

На тему: «Пути повышения эффективности внедрения систем менеджмента качества»

 

 

 

 

Выполнил:       студентка гр. КССа – 12с

Хотякова Галина

 

 

Проверили:       профессор Момот А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2013

 

Донецький национальный технический университет

Кафедра «Управление  качеством»

Специальность 7.000001 "Качество, стандартизация,сертификация"

Дисциплина «Менеджмент качества и системы менеджмента качества»

Утверждаю

Заведующий кафедры

________________ А.И.Момот

"____"_______________2012 р.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студентки 

Хотяковой Галины Сергеевны

1. Тема работы: Пути повышения эффективности внедрения систем менеджмента качества.

Утверждена «__» ____________2012г.

2. Срок сдачи студентом  оконченной работы: «__» ____________ 2013г.

3. Выходные данные  работы:

____________________________________________________________________

4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно рассмотреть: определить понятие системы менеджмента качества, определить принципы; рассказать о практическом применении СМК на основе опыта зарубежных стран; предложить пути повышения эффективности использования и внедрения системы менеджмента качества в организацию.

5. Перечень графического  материала: ____________________________________________________________________

 

Дата выдачи задания: «30» октября 2012 г.

 

Руководитель  __________________

          (подпись)

Задание принял _________________

(подпись)

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит: 40 страниц, 3 рисунка, 1 приложение, 15 ссылок.

Объект исследования – система менеджмента качества в организации.

Цель работы - выделить главные принципы управления качеством,  а также обязательные процедуры системы менеджмента качества.

Актуальность работы - система менеджмента качества призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей. При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК), ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД, PLAN-DO-CHECK-ACT (PDCA), КРУЖКИ КАЧЕСТВА, ПРОЦЕДУРЫ СМК, ДОКУМЕНТАЦИЯ СМК.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….…..5

1. Обзор нормативной  базы по созданию системы менеджмента  качества в организации………………………………………………………………….…..6

    1. Система международных стандартов ISO 9000…………………….….6
    2. Процессный подход к управлению качеством…………………….….10
  1. Особенности международного опыта по внедрению СМК в деятельность организации………………………………………………………………….….16
    1. Японский опыт управления качеством………………………………...16
    2. Опыт управления качеством в США……………………………….…..20
    3. Немецкий опыт по управлению качеством………………………….…26
    4. Европейский опыт управления качеством………………………….….28
  2. Пути повышения эффективности внедрения системы менеджмента качества на предприятие………………………………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………….…..37

Список использованной литературы……………………………………….38

Приложение А Перечень возможных процедур СМК на предприятии….40

 

    ВВЕДЕНИЕ 

 

Качество является задачей  номер один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции  в этой области. Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества передовые зарубежные фирмы  добились лидирующих позиций на различных рынках.

Украинские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности.

В тоже время произвести качественный продукт, повысить качество, завоевать рынок, превзойти конкурентов, создать лучший продукт и получить большую прибыль хотят все. Можно решать подобные задачи самостоятельно, но есть и другой путь – воспользоваться опытом успешных компаний по внедрению СМК.

Система менеджмента  качества - это система, созданная  на предприятии для постоянного  формирования политики и целей в  области качества, а также для  достижения этих целей с целью  постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых  услуг.

Актуальность работы: система менеджмента качества призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей. При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

Цель курсовой работы: выделить главные принципы управления качеством, а также обязательные процедуры системы менеджмента качества.

Задачи курсовой работы: определить понятие системы менеджмента качества, определить принципы; рассказать о практическом применении систем менеджмента качества на основе опыта зарубежных стран; предложить пути повышения эффективности использования и внедрения системы менеджмента качества в организацию.

 

1 ОБЗОР НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО  СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА  КАЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ISO 9000

 

Глобализация экономики  и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

Потребитель получил  возможность выбирать из большого числа поставщиков и диктовать свои требования к качеству товаров, которые он готов приобрести. И если раньше потребитель довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает декларируемое качество.

Качество стало одним  из наиболее популярных лозунгов конца  двадцатого - начала двадцать первого  века. Качество товаров и услуг. Качество в технологиях и бизнес-процессах, связанных с производством товаров и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 - серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности.

Стандарты ISO 9000 разработаны  Международной организации по стандартизации (International Standard Organization - ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества. Стандарты изложены в форме  требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004). В стандартах отсутствует описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов [1].

Три модели обеспечения  качества, входящие в состав стандартов серии ISO 9000, отражают различные виды (сочетания) производственных этапов предприятия, которые могут быть сертифицированы. Они позволяют сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные обязательства в договоре (контракте) на разработку, поставку или испытание продукции [1].

Первая модель - стандарт ISO 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)". Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до обслуживания. Область организационного применения - договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная первая модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством [2].

Вторая модель - стандарт ISO 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа". Стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена [3].

Третья модель - стандарт ISO 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции". Эта модель устанавливает возможности и обязанности изготовителя (поставщика) в части контроля и испытания поставляемой продукции. Третья модель качества может содержать полный набор требований или только часть наиболее важных элементов [4].

Главная целевая  установка систем качества, построенных на основе стандартов ISO серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель

Согласно  стандарту ISO серии 9000:2008, система менеджмента качества - это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией [1].

Стандарт ISO серии 9000:2008 может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки организации выполнения требований потребителей и своих собственных.

Современные принципы менеджмента качества в ISO серии 9001:2008 трактуются следующим образом: для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо выбрать направление ее развития и обеспечить управление систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности   с   учетом   потребностей   всех   заинтересованных   сторон.   Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.  Для этого при разработке стандартов ISO серии 9000 были определены восемь принципов управления качеством. Эти восемь принципов менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации [1]:

1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Информация о работе Пути повышения эффективности внедрения систем менеджмента качества