Пути повышения эффективности управления на примере ООО «Мобаил Информ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Они вызваны, прежде всего, уменьшением удельного веса и роли государственной формы собственности с присущими ей управленческими связями преимущественно «по вертикали» и административно-командными методами управления. Соответственно возрастает роль коммерческих структур, взаимосвязи между которыми строятся главным образом «по горизонтали», на договорных основах. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятиями, а также к управленческим кадрам.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы управления предприятием 7
1.1 Состав и структура системы управления предприятием 7
1.2 Социально-психологические методы 13
1.3 Психологические методы управления. 17
1.4 КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА 23
1.5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ 30
1.6 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА И ПЕРСОНАЛА 36
1.7 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 42
2. 46
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

Диплом Полный_херь.doc

— 318.50 Кб (Скачать)
  1. по продолжительности влияния;
  2. по характеру влияния;
  3. по степени формализации;
  4. в зависимости от масштаба влияния;
  5. по содержанию;
  6. по форме влияния;

     Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.

     По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

     По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

     По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.

     В зависимости от масштаба влияния, факторы, можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.

     По содержанию различают факторы:

  • научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда),
  • организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),
  • экономические (система материального поощрения и материальной ответственности),
  • социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения),
  • технические,
  • физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.

     По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

     Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном, положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

     В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.

     Есть конечный результат, в котором, управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

     Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс  критериев и показателей эффективности.

     Что же такое  критерий и показатель эффективности управления?

     Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

     Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

     Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).

     Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.

     Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

     Группа более частных локальных критериев:

  • затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
  • затраты материальных ресурсов;
  • затраты финансовых ресурсов;
  • показатели использования основных производственных фондов;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • сокращение срока окупаемости капиталовложений.

     Группа качественных критериев:

  • увеличение доли продукции высшей категории качества;
  • обеспечение экологической чистоты;
  • выпуск продукции, необходимой обществу;
  • улучшение условий труда и быта работников;
  • ресурсоэнергосбережение и др.

     Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.

     Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.

     Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

     Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

     Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

     Показателями, характеризующими работу, аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

     При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.

1.5 Экономическая оценка эффективности

 

     На  уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.

     Показатель  эффективности использования материальных ресурсов (Эм) характеризует материалоемкость продукции:

      ,

     где: МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость  выпущенной продукции.

     Снижение  материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения  эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.

     Показатель  эффективности использования основных производственных фондов (Эф) определяется обычно показателем их фондоотдачи.

      ,

     где: ОФ – стоимость  основных производственных фондов; ВП – стоимость  выпущенной продукции.

     К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.

     Показателем эффективности капитальных вложений (Эп) является срок окупаемости капитальных вложений.

      ,

     где: К – объем капитальных  вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.

     Как известно, оптимальный срок окупаемости  капитальных вложений не должен превышать  двух лет.

     Показателем, характеризующим эффективность  деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.

      ,

     где: ЧР – среднегодовая  численность работников, занятых на предприятии.

     Кроме того, производительность труда определяется выработкой продукции в единицу  времени.

     Повышение производительности труда зависит  от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом  количестве материалов и т.д.

     Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам:

      ,

     где: П – расчетная  прибыль, т.е. прибыль  оставшаяся в распоряжении предприятия; С –  издержки, связанные  с созданием и  пополнением основных и оборотных средств.

     Рентабельность  качественно характеризует работу предприятия и отражает сопоставление  прибыли со всеми затратами. В  различных отраслях на уровне отдельных  предприятий могут иметь место  специфические особенности.

     Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

     Достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности  менеджмента учитывается ее динамический аспект.

     В связи с этим показатели эффективности  менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода.

     Динамический  показатель эффективности менеджмента можно представить следующим образом:

      ,

     где: Ппб – конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Руп, Руб – расходы на управление, соответственно, в данном и базисных годах.

     Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

     Динамику  экономической эффективности менеджмента  характеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента, выраженный в процентах:

      ,

     где: Э1 и Э2 – экономическая эффективность управления предприятием, соответственно, в базисном и данном годах.

     Приведенные динамические показатели целесообразно  рассчитывать также при осуществлении коренных изменений системы управления организацией, при сравнении различных вариантов совершенствования системы управления. Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности менеджмента и перечисленных характеристик системы управления позволяет диагностировать систему управления, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования.

Информация о работе Пути повышения эффективности управления на примере ООО «Мобаил Информ»