Пути и методы увеличения прибыли и рентабельности на ООО «Светлый путь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.
Объектом исследования является ООО «Светлый путь». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

Оглавление

Введение
Теоретические основы организации прибыли
1.1 Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования
1.2 Направления использования прибыли предприятия
1.3 Роль прибыли в условиях развития предпринимательства
2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Светлый путь»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Светлый путь»
2.2. Факторный анализ прибыли и рентабельности ООО «Светлый путь»
3. Пути и методы увеличения прибыли и рентабельности на ООО «Светлый путь»
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, можно сделать вывод, что  одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные  факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

    Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной  продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят  от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. 

    1.2 Направления использования  прибыли предприятия 

    В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

    В отечественной практике, в отличие  от зарубежной, сложилась тенденция  не показывать убытки во внешней отчетности, так как, по мнению налоговых органов,  убытки вызваны сокрытием прибыли  и уходом от налога на прибыль, работой предприятия в теневой экономике. В реальном положении убытки могут быть вызваны не компетенцией руководства предприятия, отсутствием объемов работ (в строительстве), порчей продукции (в торговле), системой неплатежей сложившейся в последние годы в Беларуси и т.д.

    Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения доходов  главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного  наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов.  Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

    Развитие  рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым результатом является валовая прибыль.

    Значение  прибыли обусловлено тем, что  она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую  заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как является основным источником производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником  формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

    Рост  прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем  социального и материального  поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.

    Однако  различных пользователей бухгалтерской  отчетности интересуют определенные показатели финансовых результатов. Например, администрацию  предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину, налоговые инспекции в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересует качество прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы организации.

    Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (т.е. «горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (что принято называть «вертикальным анализом» показателей ); в третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ» показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.

    Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рассчитывается и анализируется общая рентабельность работы предприятия, рентабельность продукции и ряд других показателей. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.

    Финансовый  результат – важнейший показатель деятельности хозяйствующего субъекта,  отражающий изменение стоимости собственного капитала предприятия за отчетный период в результате производственно-коммерческой деятельности.

    Если  финансовые результаты в отчетном периоде  положительны (прибыль), то происходит  приращение  собственного капитала, если получен убыток  от хозяйственной деятельности,  происходит уменьшение собственного капитала предприятия.

    Распределение прибыли производится в соответствии с Законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия. Предприятия должны обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организациями, финансирование затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств; социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств [1]. 

    Создание  правильных соотношений при распределении  прибыли между основными направлениями  обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства и торговли.

    Налогооблагаемая  прибыль формируется от прибыли отчетного периода, которая направляется на удовлетворение потребностей общества (в виде налогов) и предприятия.

    Для определения налогооблагаемой прибыли  необходимо из прибыли отчетного  периода вычесть сумму, облагаемую по ставкам налога на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), налог на недвижимость, а также затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.

    После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), а вторая  -    на создание фонда потребления. Создается также резервный фонд предприятия.

    За  счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, производятся отчисления в благотворительные фонды, уплачиваются экономические санкции. Оставшаяся сумма представляет собой чистую прибыль, которая действительно остается предприятию.

    Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное восп­роизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. 

    В процессе анализа необходимо изучить  динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия  и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма  самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

    Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию  прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям срав­ниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли [13, c.175-179].

    По  результатам анализа прибыли  предприятий необходимо разрабатывать  мероприятия текущего и перспективного характера по улучшению использования финансовых ресурсов, укреплению режима экономии в расходовании средств, усилению режима роли механизма формирования и распределения прибыли как экономического рычага интенсификации производства.

    Правильное исчисление резервов увеличения прибыли необходимо для ее планирования на будущий период. Зная перспективную сумму прибыли предприятия, можно правильно прогнозировать инвестиционную политику, а также расходы на социально-культурные мероприятия и материальное стимулирование работников [5, c.133-137]. 

    1.3 Роль прибыли в условиях развития предпринимательства 

    Прибыль - один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

    Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства. Предприятие  любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

    Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью.

    Ведущее значение прибыли в качестве финансового  показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей  роли прибыли показывает, что в  отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

    В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

    Стремление  любыми путями получить высокую прибыль  с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.

    Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.

    Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Информация о работе Пути и методы увеличения прибыли и рентабельности на ООО «Светлый путь»