Пути увеличения прибыли АО «Маргаритар»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы состоит в изучении источников формирования прибыли, чтобы определить пути их увеличения и резервы роста в современных наших условиях переходу к развитым рыночным отношениям. В качестве объекта исследования мною выбрано предприятие АО «Маргаритар», которое специализируется на закупке и переработке винограда, производстве и реализации винодельческой продукции, инвестиционной деятельности.

Оглавление

Введение..............................................................................................

Глава I. Сущность прибыли и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия..................................................

Прибыль как мера эффективности работы
предприятия...........................................................................

Факторы, влияющие на величину
прибыли..................................................................................

Методике формирования, использования и
распределения прибыли предприятия.................................

Источники информации и задачи анализа
прибыли..................................................................................

Глава II. Анализ финансовых результатов.......................................

2.1. Характеристика АО «Маргаритар»..............................

2.2. Анализ состава, уровня, динамики и структуры
прибыли АО «Маргаритар».................................................

2.3. Факторный анализ прибыли от реализации
продукции.............................................................................

2.4. Анализ и оценка использования чистой прибыли
предприятия..........................................................................

Глава III. Пути увеличения прибыли АО «Маргаритар»................

Заключение..........................................................................................

Библиография......................................................................................

Файлы: 1 файл

дип. Сущность прибыли и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия.doc

— 626.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение..............................................................................................

 

Глава I. Сущность прибыли и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия..................................................

 
    1. Прибыль как мера эффективности работы   

предприятия...........................................................................

 
    1. Факторы, влияющие на величину

прибыли..................................................................................

 
    1. Методике формирования, использования и

распределения прибыли предприятия.................................

 
    1. Источники информации и задачи анализа

прибыли..................................................................................

 

Глава II. Анализ финансовых результатов.......................................

 

              2.1. Характеристика АО «Маргаритар»..............................

 

              2.2. Анализ состава, уровня, динамики  и структуры 

              прибыли АО «Маргаритар».................................................

 

              2.3. Факторный анализ прибыли от  реализации 

              продукции.............................................................................

 

              2.4. Анализ и оценка использования  чистой прибыли

              предприятия..........................................................................

 

Глава III. Пути увеличения прибыли АО «Маргаритар»................

 

Заключение..........................................................................................

 

Библиография......................................................................................

 

Приложения.........................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики основной задачей хозяйствующих субъектов является удовлетворение постоянно растущих потребностей общества в его продукции, работах условиях с высокими потребительскими свойствами и высоким качеством при наименьших издержках, а также для увеличения вклада в ускорение социально-экономического роста нашего государства. Для осуществления этой главной задачи предприятию необходимо постоянно повышать эффективность производства с целью увеличения прибыли.

Следует отметить, что возможности получения высокой прибыли ограничены, во-первых, издержками производства, а во-вторых, спросом на произведенную продукцию. Кроме этого, может возникнуть такая ситуация на рынке, когда производители будут вынуждены принимать решения, которые не укладываются в русло увеличения прибыли, а наоборот, снижать прибыль преодолевая рыночную конкуренцию для выхода на новые рынки сбыта, проведения дорогостоящих коммерческих и других расходов по исследованию рынка, для привлечения новых покупателей, осуществления дорогостоящих мероприятий экологического характера носят второстепенный характер и, в конечном счёте, они подчинены главной стратегической цели – получения возможно большей прибыли.

Возможность получения прибыли побуждает предпринимателей искать более эффективные способы использования ресурсов, внедрять такие организованные и технические нововведения, которые позволили бы значительно повысить эффективность производства и изобретать новые товары, которые пользовались бы большим спросом, чем имеющиеся в наличии. Поэтому прибыль наиболее полно отражает эффективность производства, состояние производительности труда, уровень себестоимости, объём и качество произведённой продукции и другие стороны производственно-коммерческой деятельности.

В любой экономической системе прибыль играет важную роль, однако, в рыночных условиях хозяйствования её значение  увеличивается многократно. Это связано ещё и тем, что прибыль в рыночной экономике служит важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности предпринимательских структур и прежде всего, через механизм налогообложения. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль обеспечивает самофинансирование и самоокупаемость предприятий, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы выше расходов.

Независимо от формы собственности  и организационно-правовой формы управления, любое предприятие, получив финансовую и правовою самостоятельность и независимость, самостоятельно решает, на какие цели и в каких размерах использовать свою прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей.

Цель настоящей дипломной работы состоит в изучении источников формирования прибыли, чтобы определить пути их увеличения и резервы роста в современных наших условиях переходу к развитым рыночным отношениям. В качестве объекта исследования мною выбрано предприятие АО «Маргаритар», которое специализируется на закупке и переработке винограда, производстве и реализации винодельческой продукции, инвестиционной деятельности.

Для достижения поставленной цели мною были решены следующие задачи:

  • Изучена прибыль, её сущность, функции и виды;
  • Определены основные показатели прибыли, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
  • Выявлены основные экономические факторы, влияющие на уровне прибыли;
  • Определены пути, и резервы увеличения прибыли на АО «Маргаритар».

Решению этих задач способствовали используемые научные труды таких учёных, как Бердникова Т.Б., Зимин Н.Е., Ковалева А.И., Ковалева В.В., Колчина Н.В., Любушин И.П., Пармакли Д.М., Савицкая Г.В., Балануцэ В., Илясов Г.Г. и другие. Мною были использованы такие методы анализа, как трендовый анализ, горизонтальный и вертикальный анализ на основе данных финансовых отчётов АО «Маргаритар» за 2003-2004гг. и др.

Данная работа состоит из введения, основной части и заключения.

Введение раскрывает актуальность выбранной темы, цель работы и специфику работы над темой.

В первой главе «Сущность прибыли и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия» дана характеристика прибыли; показаны факторы, влияющие на величину прибыли; рассматривается методика формирования, использования и распределения прибыли предприятия; определены источники информации, и необходимость анализа прибыли.

Во второй главе «Анализ финансовых результатов» показано фактическое состояние исследуемой прибыли на примере АО «Маргаритар» за период 2003-2005гг., проведён глубокий анализ прибыли предприятия, факторный анализ и дана соответствующая оценка на основе данных финансовых отчётов: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчёта о финансовых результатах (форма № 2); пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах – отчёт о движении капитала (формула № 3), отчёт о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

В третьей главе «Пути увеличения прибыли АО «Маргаритар»» рассматриваются направления выявления резервов увеличения прибыли, исходя из специфики деятельности данного предприятия, и сформулированы отдельные выводы и предложения по повышению эффективности работы.

В заключение дана оценка прибыльности предприятия и рекомендации по её увеличению.

 

Глава I: Сущность прибыли и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия

 

1.1. Прибыль как мера  эффективности работы предприятия.

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.

Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль — это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль — это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами -стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны — большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства - предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Прибыль бывает: нормальная, бухгалтерская, экономическая (чистая). Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) - альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то её доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Однако экономисты определяют прибыль иначе. Экономическая прибыль-это общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предприятия).

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

  • первый источник образуется за  счет монопольного положения предприятия  по выпуску той или иной  продукции или  (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление  продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
  • второй    источник - связан   непосредственно   с   производственной    и предпринимательской    деятельностью.    Практически  он касается    всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развития производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
  • третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Информация о работе Пути увеличения прибыли АО «Маргаритар»