Формирование прибыли предприятия и пути ее роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли и выявление резервов ее роста на предприятии АПК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и функции прибыли, а также механизм ее формирования;
- выявить факторы и резервы увеличения прибыли в современных условиях;
- оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- провести комплексный анализ финансовых результатов исследуемого предприятия;
- определить резервы роста прибыли на предприятии и оценить их экономическую эффективность.

Оглавление

Введение
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
5
1.1 Сущность, функции и виды прибыли
5
1.2 Источники формирования прибыли
9
1.3 Основные показатели прибыли предприятия
12
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «КСК-АГРО»
16
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия
16
2.2 Факторный анализ прибыли предприятия
21
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ООО «КСК-АГРО»
28
3.1 Направления развития системы управления прибылью предприятия
28
3.2 Резервы экономии расходов и увеличения прибыли предприятия
30
Выводы и предложения
35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 85.43 Кб (Скачать)


Министерство сельского хозяйства 

Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Курская государственная  сельскохозяйственная академия

имени профессора И.И. Иванова»

 

 

Факультет экономики и  права

Кафедра «Экономика»

Специальность Менеджмент

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ РОСТА»

 

 

 

 

Автор работы: студентка 3 курса

группы ЭУ-115

факультета экономики и права

Горьких Светлана Ивановна

Руководитель работы: старший преподаватель

Толстых И.А.

Нормоконтролер: Соломатин Э.Г.

 

 

 

Курск - 2013 г. 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ

5

1.1 Сущность, функции и виды прибыли

5

1.2 Источники формирования  прибыли

9

1.3 Основные показатели прибыли  предприятия

12

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «КСК-АГРО»

16

2.1 Производственно-экономическая характеристика  предприятия     

16

2.2 Факторный анализ прибыли предприятия

21

3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И  ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В ООО «КСК-АГРО»

28

3.1 Направления  развития системы управления прибылью предприятия    

28

3.2 Резервы экономии расходов и  увеличения прибыли предприятия 

30

Выводы и предложения 

35

Список использованной литературы

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Повышение эффективности национальной экономики  зависит от успешной деятельности предприятий. Конечным результатом деятельности предприятий является прибыль. Прибыль  – это обобщающий показатель работы любого предприятия, которое реализует  свою продукцию потребителям, получая  за неё денежную выручку.

В условиях рыночной экономики значение прибыли  огромно. Стремление к ее получению  ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

При изучении прибыли основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет  определить внутренние резервы роста  прибыли. Стремление к получению  прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат.

Основными целями деятельности любого предприятия являются получение прибыли, сохранение и наращивание капитала. Их достижение обеспечивает необходимый уровень эффективности работы хозяйствующего субъекта и удовлетворение интересов его собственников. Обе цели тесно взаимосвязаны между собой, так как основным источником увеличения капитала выступает чистая прибыль. Важным инструментом решения обозначенной проблемы является экономический анализ, с помощью которого выявляют причины изменения показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли.

Целью курсовой работы является проведение анализа  прибыли и выявление резервов ее роста на предприятии АПК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность и функции прибыли, а также механизм ее формирования;

- выявить факторы и резервы увеличения прибыли в современных условиях;

- оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- провести комплексный анализ финансовых результатов исследуемого предприятия;

- определить резервы роста прибыли на предприятии и оценить их экономическую эффективность.

Объектом  исследования является финансовый результат деятельности предприятия. Предмет исследования – формирование и увеличение прибыли.

При проведении исследования были использованы различные  методы: абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

 

1.1 Сущность, функции и виды прибыли

 

 

Прибыль — экономическая категория, которая  отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской  деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития. При этом прибыль — это положительный результат деятельности предприятия. Отрицательный результат его деятельности называется убытком [9, С. 356].

Экономическое содержание прибыли проявляется  в выполняемых функциях.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т.е. является измерителем (мерой) эффективности общественного производства. По прибыли определяется рентабельность использования собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и т.п. Тем самым прибыль и рентабельность являются основными индикаторами эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Обратим внимание, что прибыль есть абсолютный показатель, отражающий в чистом виде величину эффекта (результата) деятельности предприятия, тогда как рентабельность — относительный показатель, отражающий эффективность его деятельности. Тем не менее, в известном смысле можно говорить о прибыли в системе показателей эффективности деятельности предприятия.

Прибыль выполняет три основные функции:

- Учетная.

Главное предназначение прибыли в современных  условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

- Распределительная.

В современных  условиях повышается значение прибыли  как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

- Стимулирующая.

Работа  предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения. Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства. Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств [1, С. 276].

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в  текущем периоде и в перспективе. Это означает:

- получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

- обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

- обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;

- получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;

- обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

В настоящее  время в бухгалтерском учете  выделены следующие виды прибыли.

Валовая прибыль — это разность между  нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продажи при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль есть валовой доход предприятия, свидетельствующий об эффективности собственного производства (строительства, торговли т.п.).

Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, т.е. это финансовый результат от основной деятельности предприятия. Тем самым прибыль от продаж свидетельствует об эффективности основной деятельности предприятия, т.е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская  прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов  за вычетом соответствующих расходов. Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это финансовый результат от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов и, следовательно, показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода  — это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за вычетом причитающихся за счет бухгалтерской прибыли установленных в соответствии с законодательством налогов и иных аналогичных обязательств. Это та часть прибыли, которая предназначена исключительно для использования на цели, определяемые самой организацией. Она является единственным источником для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также распределения доходов между участниками обществ с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале. Кроме того, в соответствии с учредительными документами часть чистой прибыли направляется на формирование резервного фонда, капитализацию прибыли, а в акционерных обществах — и на формирование специального фонда средств для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Если  из величины чистой прибыли вычесть  величину распределенной прибыли, то получим  нераспределенную прибыль отчетного  периода.

Смысл данного  показателя заключается в аккумулировании  невыплаченной в форме дивидендов (доходов), или нераспределенной, прибыли, которая остается в обороте у организации в качестве внутреннего источника финансирования долгосрочного характера, т.е. это, по сути, реинвестированная прибыль [12, С. 482-483].

 

 

1.2 Источники формирования прибыли

 

 

Так как  основную часть прибыли предприятия  получают от реализации выпускаемой  продукции, сумма прибыли находится  под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной  и реализованной продукции, себестоимости  отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов. Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка. Источники экономической прибыли следует видеть в эффективном использовании ресурсов, как людских, так и материальных. Это значит:

- необходимо постоянно повышать квалификацию работников, создавать нормальные условия для их деятельности, заботиться о них;

- совершенствовать техническое и технологическое обеспечение производства и сбыта.

Иначе говоря, нужны инновации, т.е. новая техника, новая технология, новые системы  управления. Инновации — это всегда источник прибыли. Однако в условиях конкуренции инновационная прибыль носит временный характер. Соперничающие фирмы друг у друга перенимают инновации, сводя тем самым на нет экономическую прибыль. Несмотря на это, инновационная прибыль всегда будет существовать в динамичной экономике. Может существовать иной источник экономической прибыли, отличный от новой техники, технологии, систем управления, рисковых функций предпринимателя. И таковым источником является наличие монопольной власти. Ее результатом является монопольная прибыль — это прибыль, обусловленная господством монополий. Она основана на жестком контроле над объемом производства и ценами со стороны монополиста [10, С. 169].

Источники экономической прибыли следует  видеть в эффективном использовании ресурсов, как людских, так и материальных. По Марксу, чтобы увеличить прибыль, нужно увеличить прибавочную стоимость. Ее можно увеличить путем:

- посредством удлинения «прибавочного рабочего времени», что образует «абсолютную прибавочную стоимость» при прочих равных условиях;

Информация о работе Формирование прибыли предприятия и пути ее роста