Формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение порядка формирования и распределения прибыли предприятия. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности постепенно перемещается в основное звено всей экономики – на предприятия (фирмы). Любое предприятие является связующим звеном, между возникающими потребностями людей и возможностями удовлетворения этих потребностей. Создаваясь, оно ставит перед собой задачу производство товаров, выполнение работ и услуг для потребления и имеет свой экономической целью создать более высокий результат своей работы в денежном выражении за определенный период, или получить максимальную прибыль. Предприятия не только решают задачи производства полезных обществу продуктов и услуг, но и активно воздействуют на внешнюю среду – состояние рынков сырья, инноваций, труда, государственное регулирование, экологию и т.д. Все это требует глубоких экономических знаний. Каждое предприятие отвечает за свою работу само, и само принимает решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретический аспект формирования и использования прибыли…...5
1.1. Виды и функции прибыли…………………………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на формирование прибыли и её использование…13
Глава 2. Анализ формирование и использование прибыли на предприятии (на примере ОАО ПурагроУк)……………………..20
2.1. Анализ формирования прибыли финансовых результатов…………..18
2.2. Формирование, распределение и использование прибыли………….....25
Глава 3. Пути совершенствования законодательной базы
по налогообложению прибыли российских предприятий ………………..32
Заключение……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

САМА Курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретический аспект формирования и использования прибыли…...5

  1.1. Виды и функции прибыли…………………………………………………5

  1.2. Факторы, влияющие на формирование  прибыли и её использование…13

Глава 2. Анализ формирование и использование прибыли на предприятии (на примере ОАО ПурагроУк)……………………..20

  2.1. Анализ формирования прибыли  финансовых результатов…………..18

  2.2. Формирование, распределение и использование прибыли………….....25

Глава 3. Пути совершенствования законодательной базы

 по  налогообложению прибыли российских  предприятий ………………..32

Заключение……………………………………………………………..37

ВВЕДЕНИЕ

      Целью данной курсовой работы является изучение порядка формирования и распределения  прибыли предприятия. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности постепенно перемещается в основное звено всей экономики – на предприятия (фирмы). Любое предприятие является связующим звеном, между возникающими потребностями людей и возможностями удовлетворения этих потребностей. Создаваясь, оно ставит перед собой задачу производство товаров, выполнение работ и услуг для потребления и имеет свой экономической целью создать более высокий результат своей работы в денежном выражении за определенный период, или получить максимальную прибыль. Предприятия не только решают задачи производства полезных обществу продуктов и услуг, но и активно воздействуют на внешнюю среду – состояние рынков сырья, инноваций, труда, государственное регулирование, экологию и т.д. Все это требует глубоких экономических знаний. Каждое предприятие отвечает за свою работу само, и само принимает решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности.

      Прибыль – важнейший показатель, характеризующий  финансовый результат деятельности предприятия. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль  является показателем для определения рентабельности собственных и заемных средств предприятия, основных производственных фондов, авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя целесообразность  вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим измерителем его финансового здоровья.

      Чтобы управлять прибылью, нужно знать  механизм ее формирования, уметь определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

      В условиях современного состояния экономической нестабильности нашей страны инфляция приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Ценовой фактор перестает играть свое решающее значение в образовании прибыли при развитии конкуренции и насыщение рынка товарами, т.к.  эти условия  ограничивают возможности производителей повышать цены и получать прибыль таким способом. На первое место в этом случае  выходит фактор снижения себестоимости, который достигается как за счет повышения эффективности производства, так и за счет целесообразного отнесения ряда расходов на оплату  из прибыли,   остающейся в    распоряжении    предприятия. Исключение их     из     себестоимости    продукции    будет способствовать росту   конечных   результатов   деятельности предприятий, снижению   цен,   увеличению  доходов  бюджета, эффективному использованию  имеющихся  ресурсов,   повышению заинтересованности в получении прибыли.

      Таким образом, актуальной становится проблема  создания таких условий собственной работы предприятия и разработка производителями соответствующей этим условиям финансово-хозяйственной политики, которые способствовали бы достижению поставленной   цели увеличения прибыли и ее оптимизации. Очевидно, что решение этой проблемы должно проходить во взаимосвязи с   совершенствованием налоговой политики, развитием предпринимательства и рыночных отношений, чтобы прибыль могла выполнять присущие ей функции стимулирования экономики, создания соответствующей ресурсной базы для ее поддержания и оздоровления. 

                 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

      1.1. Виды и функции прибыли

      Прибыль является итоговым показателем  деятельности предприятия. Она характеризует не что иное, как эффект, получаемый в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

      Прибыль – это превышение дохода над расходами. Обратное положение называется убытком. С экономической точки зрения прибыль -  это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения – разность между имущественным состоянием предприятия на начало и конец отчетного периода. [15]

      Существует  несколько трактовок понятия  прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

      Современная экономическая мысль рассматривает  прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива. [9]

      В качестве прибыли в рыночной экономике  понимают вознаграждение за использование  специфического фактора производства – предпринимательства. Предпринимательство  является специфическим фактором, так  как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль. [5]

      В микроэкономике понятие прибыль  определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

      Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой  коммерческой организации, прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

      В современной теории учета, прежде всего  в англоязычных странах, различают  налоговую и экономическую концепцию  прибыли.  В связи с этим выделяют бухгалтерскую или балансовую прибыль, как результаты от реализации работ, услуг, материалов и другого имущества и  результаты от внереализационной деятельности,  и налогооблагаемую прибыль. Если отталкиваться от цели, ради которой образовывается предприятие, прибылью  целесообразнее было бы считать только ту часть добавленной стоимости, создаваемую в процессе производственно-хозяйственной деятельности, включающую в себя затраты живого труда и накопления, которая создана в результате реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Тогда как реализация других активов и внереализационные и прочие операции формируют доход. Поскольку данные финансовой отчетности предприятий влияют на курс акций,  следовательно, имеет смысл раздельное обложение  налогом прибыли и дохода. [20]

      Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд функций.

      Во-первых, она является критерием и показателем  эффективности предприятия деятельности предприятия. Причем ее конкретная величина дает возможность удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц для собственников, кредиторов и работников в той или иной степени.

      Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. От нее зависят направления  решений дивидендной и инвестиционной политики предприятия, обновления производственных фондов и совершенствования производства. За счет прибыли осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

      В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней.  Она поступает в бюджеты в  виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

      Вместе  с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя.[4]

      Основными составными элементами балансовой прибыли  являются:

      1. прибыль  от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.

      2. прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

      3. прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции.

      4. прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется разными способами, в частности на основе опыта прошлых лет.

         Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

        Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

        Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооценки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

      Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая  представляет собой балансовую прибыль  за минусом или плюсом финансового  результата от операций с основными  фондами, нематериальными актива-ми и иным имуществом.

      Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может  быть определена по формуле

      Пб = Пр + Пи + Пво. ,   где

      Пр  – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

      Пи  – прибыль (убыток) от реализации имущества  предприятия,

      Пво. – доходы (убытки) от внереализационных  операций.

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия