Формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение порядка формирования и распределения прибыли предприятия. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности постепенно перемещается в основное звено всей экономики – на предприятия (фирмы). Любое предприятие является связующим звеном, между возникающими потребностями людей и возможностями удовлетворения этих потребностей. Создаваясь, оно ставит перед собой задачу производство товаров, выполнение работ и услуг для потребления и имеет свой экономической целью создать более высокий результат своей работы в денежном выражении за определенный период, или получить максимальную прибыль. Предприятия не только решают задачи производства полезных обществу продуктов и услуг, но и активно воздействуют на внешнюю среду – состояние рынков сырья, инноваций, труда, государственное регулирование, экологию и т.д. Все это требует глубоких экономических знаний. Каждое предприятие отвечает за свою работу само, и само принимает решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретический аспект формирования и использования прибыли…...5
1.1. Виды и функции прибыли…………………………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на формирование прибыли и её использование…13
Глава 2. Анализ формирование и использование прибыли на предприятии (на примере ОАО ПурагроУк)……………………..20
2.1. Анализ формирования прибыли финансовых результатов…………..18
2.2. Формирование, распределение и использование прибыли………….....25
Глава 3. Пути совершенствования законодательной базы
по налогообложению прибыли российских предприятий ………………..32
Заключение……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

САМА Курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)
 

     В нашем примере объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 166152 рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 15476, т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 10,27%.

     Прибыль от реализации во многом зависит от изменения объема продаж. Для определения влияния объема реализации на прибыль необходимо прибыль планового периода умножить на изменение объема продаж, т.е.:

D ПV = П0 * DJРП (1)

D П V  - изменение прибыли от реализации за счет изменения объема

             реализованной продукции;

П0      - прибыль от реализации в базисном периоде;

D J РП – прирост индекса объема реализованной продукции.

D ПV =2086*(1,15-1,0)=312,9

     Объем реализации за отчетный период в ценах  базисного периода составил 166152.тыс. руб. (191075 : 1,15). С учетом этого изменения объема продаж за анализируемый период составило110,27% (166152 : 150676,) т.е. произошло увеличение объема реализации продукции на 10,27%.

     1.За  счет увеличения объема реализации  продукции прибыль от реализации  продукции, товаров, работ и услуг увеличилась на:

       тыс.рублей

      2. Влияние цен реализации продукции.

     Для определения влияния цен реализации продукции, товаров, работ и услуг  на изменение прибыли  необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

      191075-166152=24923тыс.  рублей

     3. Влияние изменения коммерческих  и управленческих расходов на  прибыль можно определить сопоставлением  их величины в отчетном и  базисном периодах. За счет увеличения коммерческих расходов прибыль снизилась на 165 тыс.руб. (736-571) и за счет увеличения размера управленческих расходов прибыль снизилась на 1265тыс.руб. (8468-7203).

     4. На изменение прибыли от реализации  оказывает влияние изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Влияние данного фактора можно определить сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

   Прибыль отчетного периода, исходя их себестоимости  и цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

  • выручка от реализации отчетного периода в ценах

    базисного периода                                                                    166152

  • фактически реализованная продукция, рассчитанная

    по  базисной себестоимости   (140816*1,1027)                      155278

-     коммерческие расходы базисного  периода(020)                   571        

-     управленческие расходы базисного периода(030)                7203

  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной

    себестоимости и базисным ценам                                             3100

        Таким образом, влияние сдвигов  в структуре ассортимента на  величину прибыли от реализации равно:

3100 –  ( 2086 * 1,1027 ) = 800 тыс.рублей

     5. Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции на прибыль  можно определить сопоставляя  себестоимость реализации продукции  отчетного периода с затратами  базисного периода, пересчитанными на изменение объема реализации:

      186827-(140816*1,1027)= +31549 тыс. рублей

     Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от реализации продукции снизилась на ту же сумму.

     Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

    • изменение объема реализации                                                 +2300
    • изменение структуры ассортимента продукции                    +800
    • изменение себестоимости                                                        +31549
    • изменение цен реализации                                                       +24923
    • изменение величины коммерческих расходов                        -165
    • изменение величины управленческих расходов                     -1265
    • ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ                                             -4956

    Значительное  удорожание себестоимости реализованной  продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье  и материалы. Кроме этого увеличился объем реализации, произошли положительные  сдвиги в структуре ассортимента продукции, а также уменьшение коммерческих и управленческих расходов. Отрицательное воздействие перечисленных факторов повлияло на общую величину факторов путем повышения уровня цен на реализованную продукцию и себестоимость.  

2.2 Анализ использования прибыли 

    Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей руководителей  и формирование доходов государства.

    Механизм  распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

    С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

    Экономически  обоснованная система распределения  прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

    Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том  числе государство, не имеют права  вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

    Наряду  с финансированием производственного  развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из это прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, осуществляются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия. [19]

    Прибыль используется в случаях нарушения  предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов  и санкций.

    Итак, наличие чистой прибыли, создающей  стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

    Основная  задача анализа использования прибыли  состоит в выявлении тенденций  и пропорций, сложившихся в распределении  прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

    В процессе анализа необходимо изучить  динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, сумма прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов.  

    Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию  прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными  плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

    Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.

    Расчет  влияния факторов на размер отчислений в фонды предприятия.

                      Таблица 2.2.1

Вид фонда Доля  отчислений, %
2007 2008 2009
план Факт
Накопления 55 57 57 59
Потребления 22 22 22 21
Материальной  помощи 7 6 6 5
Социального развития 16 15 15 15
Чистая  прибыль 100 100 100 100
 

    Анализируя  распределение прибыли за три  года, можно говорить об уменьшении распределяемой чистой прибыли в  фонды. Сравнивания 2009 год с 2007 годом  сумма отчислений в фонды сократилась  на 42 тыс. рублей. Это связано с  уменьшением чистой прибыли. Прибыль зависит от расходов.

    В фонд накопления чистая прибыль поступает  на совершенствование технологии и  организацию производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции, на приобретение основных средств. В  фонд потребления – на улучшение условий организации труда, на стимулирование работников.

    Материальная  помощь включает расходы на бесплатное питание работников.

    Руководителю  предприятия необходимо с каждым годом увеличивать сумму отчислений в фонды. От этого зависит дальнейшая производственная деятельность предприятия.

    Затем надо рассчитать влияние факторов изменения  чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого  прирост чистой прибыли за счет каждого  фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

    Расчет  влияния факторов на сумму отчислений в фонды предприятия. 

  Таблица 2.2.2

Фактор Изменение суммы, тыс. руб.
чистой  прибыли отчислений  в фонд предприятия
накопление потребление ФМП ФСР
Объем продаж +20 +11,4 +4,2 +1,2 +3
Структура товарной продукции -10 -5,7 -2,1 -0,6 -1,5
Цены  реализации +16 +9,1 +3,4 +0,96 +2,4
Себестоимость продукции -6 -3,4 -1,3 -0,36 -0,9
Налог на прибыль -14 -8 -2,9 -0,8 -2,1
ИТОГО: +6 +3,4 +1,3 +0,4 +0,9

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия