Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 22:48, курсовая работа
Цель настоящей дипломной работы состоит в изучении источников формирования прибыли, чтобы определить пути их увеличения и резервы роста в современных наших условиях переходу к развитым рыночным отношениям. В качестве объекта исследования мною выбрано предприятие АО «Маргаритар», которое специализируется на закупке и переработке винограда, производстве и реализации винодельческой продукции, инвестиционной деятельности.
Введение..............................................................................................
Глава I. Сущность прибыли и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия..................................................
Прибыль как мера эффективности работы
предприятия...........................................................................
Факторы, влияющие на величину
прибыли..................................................................................
Методике формирования, использования и
распределения прибыли предприятия.................................
Источники информации и задачи анализа
прибыли..................................................................................
Глава II. Анализ финансовых результатов.......................................
2.1. Характеристика АО «Маргаритар»..............................
2.2. Анализ состава, уровня, динамики и структуры
прибыли АО «Маргаритар».................................................
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации
продукции.............................................................................
2.4. Анализ и оценка использования чистой прибыли
предприятия..........................................................................
Глава III. Пути увеличения прибыли АО «Маргаритар»................
Заключение..........................................................................................
Библиография......................................................................................
Точка безубыточности необходима еще и для того, чтобы определить объемы производства и себестоимость продаж, при которых предприятие сможет покрыть все расходы, работая без прибыли и в тоже время без убытков.
Данный метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные при расчете маржинальной прибыли. Маржинальную прибыль еще называют валовой маржей, маржинальным доходом, суммой покрытия, предельной прибылью. В этом случае из доходов от реализации продукции (без НДС и акцизов) вычисляют условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Из маржинальной прибыли далее вычисляют условно- постоянные затраты и определяется тем самым финансовый результат (прибыль или убыток).
В 2005 году АО «Маргаритар» произвело и продало продукции на 38663668 леев. В этот период были произведены затраты в размере 23934032леев, из которых на постоянные затраты приходилось 15266059 леев.
Для расчета точки безубыточности при полученном соотношении постоянных и переменных затрат сначала следует определить процент маржинальной прибыли в выручке от реализации, затем вычислить точку безубыточности. Для наглядности представим данные в таблице 2.4.2
Таблица 2.4.2
Данные для расчета порога окупаемости производственных затрат на АО «Маргаритар» за 2005 год.
Показатели |
Сумма. леев |
Процент |
1.Объем продаж |
38663668 |
100 |
2.Переменные затраты |
8667973 |
22,5 |
3. Маржинальная прибыль (п.1-п.2) |
29995695 |
77,5 |
4. Постоянные затраты |
15266059 |
- |
5. Прибыль (убыток) (п.3-п.4) |
14729636 |
- |
Таким образом, маржинальная прибыль в относительном выражении, определяемая отношением маржинальной прибыли к объему продаж, составила: 77,5% .
В этом случае точка безубыточности равна отношению постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации:
Точка безубыточности = (15266059 : 77,5%) * 100% = 19698140 леев.
Это значит, что при данной структуре переменных и постоянных затрат объем продаж в размере 19698140 леев не принесет предприятию ни прибыли ни убытка. В этом случае запас финансовой прочности предприятия составляет 18965528 леев (38663668 леев – 19698140 леев). Несмотря на то ,что предприятие производит такую рентабельную продукцию, в годовом финансовом отчете за 2005 год отражены убытки от операционной деятельности в размере 1456558 леев. Это связано с тем, что в АО «Маргаритар» в данном отчетном периоде были отражены огромные суммы коммерческих расходов (10500312 леев), общих и административных расходов (2420900 леев) а также другие операционные расходы в размере 25497988 леев, некоторую часть из которых должна была покрыть стоимость частично выполненного заказа.
После определение точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного рычага, который состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных расходов на финансовый результат при изменении объемов производства и реализации продукции. При этом, чем выше доля условно-постоянных затрат в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага и наоборот.
Следует отметить, что эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли (убытку) полученному при расчете порога окупаемости. В АО «Маргаритар» он составляет:
Сила воздействия операционного рычага
Это означает, что любое изменение доходов от продаж повлечет за собой изменение прибыли в пропорции 1 : 2,04. в этом случае предприятию целесообразно использовать любую возможность увеличения прибыли от увеличения объема продаж, так как от увеличения выручки от реализации, например, на 1%,прибыль возрастет на 2,04%. И наоборот, снижение выручки влечет за собой снижение прибыли в таких же пропорциях.
Выполненные нами расчеты показывают что сила воздействия операционного рычага достаточно велика и она связана с большой долей постоянных затрат, большую часть из которых составляют коммерческие расходы и долги предприятия. В связи с этом, предприятие резко увеличило объемы продаж, почти в 2 раза в 205 году по сравнению с 2004 годом. Это приводит к снижению доли постоянных затрат в себестоимости единицы продукции.
Кроме этого, предприятию необходимо изыскать и внутренние резервы снижения производственных затрат, что позволит снизить себестоимость продукции и увеличить объем реализации продукции, при постоянном уровне рентабельности.
Глава III. Пути увеличения прибыли на предприятии
На предприятии АО «Маргаритар» должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем, плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
- увеличение выпуска продукции,
- улучшение качества продукции,
- продажа излишнего
- снижение себестоимости
- диверсификация производства,
- расширение рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.
Следует отметить, что в условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, фирмами выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В тоже время каждый предприниматель стремится к получению производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.
В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.
Так, значительную долю в структуре издержек производства АО «Маргаритар» занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них --механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи предприятию без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.
Кроме того, важное значение для повышения производительности труда имеет также надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов.
Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и виноматериалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.
На зарубежных предприятиях рассматриваются также и такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет и свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов (см. таб. 3.1.2).
При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут затраты на подготовку производства.
В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.
Проблема безубыточного функционирования, расширенного воспроизводства, с одной стороны, убыточности и банкротства - с другой, для многих наших отечественных компаний, банков и предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности являются как нельзя более актуальной. Только рост прибыли и нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществления ее расширенного воспроизводства.
Благодаря прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Цена, издержки и объем производства продукции находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. В связи с этим максимизация прибыли предприятия возможна только при определенных сочетаниях данных величин. Все решения, связанные с увеличением прибыли необходимо принимать с учетом предполагаемых величин предельного дохода и предельных издержек. Чтобы прибыль предприятия увеличилась, следует обеспечить равенство предельных издержек и предельного дохода, а также отрицательный знак разности производной предельного дохода по количеству продукта и производной предельных издержек по количеству продукта.
Цель предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли при меньших издержках, можно представить в виде функции:
R = (P*Q) - C - max
Тогда введем следующие условные обозначения:
Q - количество товара
P – цена товара
P*Q – доход от реализации
C - издержки производства
R – прибыль от реализации
Применение предельного дохода и предельных издержек производства дает нам следующее соотношение:
(3.1.2)
,
где - предельный доход,
- предельные издержки.
Это подтверждает вывод о том, что чтобы обеспечить максимальную прибыль необходимо обеспечить равенство предельных доходов и предельных издержек АО «Маргаритар», а также отрицательный знак второй производной прибыли по количеству товаров. Тогда данное соотношение позволяет вычислить оптимальный размер объема производства при заданных функциях спроса P = F(Q) и издержек С = (Q).
На основе данных таблицы 3.1.1 проведем расчет оптимальности объема производства на АО «Маргаритар».
Зависимость между ценой товара и его количеством в динамике также представим в виде функции:
P=ao + a1*Q (3.1.4)
Далее по методу наименьших квадратов определим неизвестные параметры ao и a1 путем составления и решения нормальных уравнений следующего вида:
nao+a1 +ΣQ= ΣP
ao * ΣQ+a1 * ΣQ2 = ΣPQ. (3.1.5)
где n – число наблюдений ( лет).
Таблица 3.1.1
Исходные данные для определения предельного расчета по
АО «Маргаритар» за 2003-2005 гг.
Показатели |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
1. Производство и реализация |
640267,4 |
498057,3 |
1104728,1 |
2. Средняя цена одной единицы (Р), леев |
40,0 |
42,2 |
35,0 |
3. Затраты по полной |
19999,7 |
17551,5 |
23934,0 |
4. Выручка от реализации |
25610,7 |
21018,0 |
38665,5 |
5. Прибыль (R), тыс.леев |
5611,0 |
3466,5 |
14731,5 |