Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 22:48, курсовая работа
Цель настоящей дипломной работы состоит в изучении источников формирования прибыли, чтобы определить пути их увеличения и резервы роста в современных наших условиях переходу к развитым рыночным отношениям. В качестве объекта исследования мною выбрано предприятие АО «Маргаритар», которое специализируется на закупке и переработке винограда, производстве и реализации винодельческой продукции, инвестиционной деятельности.
Введение..............................................................................................
Глава I. Сущность прибыли и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия..................................................
Прибыль как мера эффективности работы
предприятия...........................................................................
Факторы, влияющие на величину
прибыли..................................................................................
Методике формирования, использования и
распределения прибыли предприятия.................................
Источники информации и задачи анализа
прибыли..................................................................................
Глава II. Анализ финансовых результатов.......................................
2.1. Характеристика АО «Маргаритар»..............................
2.2. Анализ состава, уровня, динамики и структуры
прибыли АО «Маргаритар».................................................
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации
продукции.............................................................................
2.4. Анализ и оценка использования чистой прибыли
предприятия..........................................................................
Глава III. Пути увеличения прибыли АО «Маргаритар»................
Заключение..........................................................................................
Библиография......................................................................................
Изданных таблицы 2.2.1 видно, что объем чистых продаж в 2004 году по сравнению с 2003 годом снизился на 19,3%, что в сумме составило 5193065 леев. Данное снижение оказало отрицательное воздействие на на увеличение чистой прибыли предприятия в 2004 году (172295 леев) по сравнению с 513255 леев в 2003 году, величина которой в процентном соотношении к 2003 году составила 133,6 % или 685550леев в сумме. Следовательно, сложилась ситуация, когда чистая прибыль предприятия в течение года снизилась почти в 1,5 раза и это говорит нм о снижении эффективности деятельности предприятия в 2004 году, тем более, что на динамике снижения объема чистых продаж наблюдается относительное увеличение уровня себестоимости продаж (величина себестоимости продаж снизилась в меньшей степени, чем чистые продажи, т.е.на 13,2%). Кроме этого, отрицательное влияние оказало увеличение величины общих и административных расходов на 173285леев или на 7,4%, увеличение других операционных расходов на 75369 леев или на 2,7%. Положительное влияние оказало увеличение в 2004 году других операционных доходов по сравнению с 2003 годом на 2083420 леев или на 850,7%.однако несмотря на это, рост общих и административных расходов, других операционных расходов, а также снижение прибыли от финансовой деятельности в 3 раза по сравнению с 2003 годом не позволило предприятию получить в 2004 году чистой прибыли, которая составила 172295 леев. следует отметить, что коммерческие расходы снизились в 2004 году на 18394 леев или на 4,2% по сравнению с 2003 годом. Также положительное влияние оказало увеличение прибыли от инвестиционной деятельности на 407013 леев или более чем в 3 раза в 2004 году по сравнении с 2003 годом. Таким образом, прибыль от инвестиционной деятельности 2004 года превысила аналогичный показатель предыдущего периода на 376,9%. Но данные изменения, хотя они и значительны, не оказали никакого влияния на итоговый финансовый результат, однако данная тенденция является благоприятной для предприятия.
Однако, если принять во внимание и то, что цены на продукцию предприятия выросли в исследуемый период пропорционально уровню инфляции, который в среднем был равен 10-12 %, а коэффициент инфляции примем на уровне 1,2, тогда чистые продажи в 2004 году в сопоставимых ценах будут равны :
- изменение чистых продаж под влиянием цены.
Следовательно, чистые продажи в 2004 году по сравнению с прошлым периодом уменьшились за счет роста цен на 3611777,7 леев.
Чистые продажи в 2005 году в сопоставимых ценах будут равны:
Таблица 2.2.2
СТРУКТУРА
прибыли АО «Маргаритар» за 2003-2004 гг.
№ п/п |
Показатели |
Годы | |||||
2003 |
2004 |
2005 | |||||
Сумма, лей |
% |
Сумма, лей |
% |
Сумма, лей |
% | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Прибыль (убыток) отчетного периода – всего, в т.ч. |
513255 |
100 |
172295 |
100 |
673104 |
100 |
1.1 |
Прибыль от операционной деятельности |
619978 |
120,8 |
40948 |
23,8 |
1456558 |
216,4 |
1.2 |
Прибыль от инвестиционной деятельности |
146993 |
28,6 |
554006 |
321,5 |
741 |
0,1 |
1.3 |
Прибыль от финансовой деятельности |
253716 |
49,4 |
767249 |
445,3 |
782713 |
116,3 |
Вместе с тем из результатов деятельности АО «Маргаритар» в 2003 году видно, что чистая прибыль равна прибыли до налогообложения. Такая же ситуация и в 2004 году. Таким образом, доля расходов по подоходному налогу из прибыли равнялась нулю. Это говорит о том, что налогооблагаемая база предприятия корректировалась с учетом вычетов, предусмотренных законодательством.
Несмотря на снижение чистых продаж АО «Маргаритар» в 2004 году по сравнению с 2003 годом, они резко увеличились в 2005 году по сравнению с 2004 годом, то есть с 21670666 леев до 40833702 леев, или на 19163036 леев, что составляет 188,4%. Это показывает, что имело место повышения эффективности деятельности предприятия по этому показателю как по отношению к 2004 году так и по отношению к 2003 году. Главным фактором повышения эффективности работы предприятия в этот период, явилось увеличение объема чистых продаж в сравнении с 2003 годом на 52% и в сравнении с 2004 годом на 88,45. В 2005 году значительно снизилась себестоимость продукции. При росте чистых продаж по сравнению с 2003 годом и 2004 годом соответственно на 52% и 88,4%, себестоимость продукции возросла на 12,0% и 29,0%. Таким образом, можно было бы отметить, что произошло резкое уменьшение себестоимости единицы продукции. Вследствие этого, валовая прибыль предприятия тоже значительно увеличилась по сравнению с предыдущими периодами и составила 11451382 лея по сравнению с 2003 годом, то есть на 294,0% и на 13883572 леев по сравнению с 2004 годом, то есть на 500,1 %.
Однако, отрицательно повлияли на финансовый результат 2005 года от операционной деятельности следующие факторы:
Несмотря на положительное влияние на финансовый результата предприятия значительного роста других операционных доходов, которые по сравнению с 2003 годом увеличились на 19331789 леев или на 7066,0%, а по сравнению с 2004 годом на 17248369 леев или на 830,6 % финансовый результат 2005 года АО «Маргаритар» составил 1456558 леев или 234,9% по сравнению с 2003 годом.
Следует отметить, что отмеченные выше расходы увеличились на фоне увеличения объема продаж, связанного с ускорением оборачиваемости товарно-материальных запасов. Тем самым уменьшился экономический эффект от осуществления хозяйственных (коммерческих) и расходных операций по сравнению с предшествующими периодами.
Таким образом, под влиянием вышеперечисленных факторов АО «Маргаритар» в 2005 году получило убыток от операционной деятельности в размере 1456558 леев, который не покрылся даже положительным результатом от инвестиционной и финансовой деятельности, сопоставившим сумму в 783454 леев. Чистая прибыль 2005 года составила сумму в 649818 леев, то есть был получен убыток.
Такая ситуация сложилась не в связи с невозможностью производить продукцию или в связи с невозможностью ее сбыта. Это связано с техническим перевооружением предприятия и в связи с большими коммерческими и другими операционными расходами, связанные с выходом предприятия на новые рынки сбыта своей продукции в связи с резким увеличением объема выпуска и реализации продукции. Можно предположить, что данные затруднения являются временными и уже в следующем году , предприятие сэкономит на коммерческих и других операционных расходов, что значительно увеличит прибыльность предприятия при прочих равных условиях.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, как известно, составляет результата деятельности от разных сфер: операционной, инвестиционной и финансовой, а прибыль до налогообложения складывается из результата от финансово-хозяйственной деятельности и величины чрезвычайного результата. Из таблицы 2.2.1 видно, что предприятие имело и прибыли и убытков в результате всего периода исследования, в силу специфики своей деятельности, поэтому структура прибыли до налогообложения содержит три составляющих результата: от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что финансовый результат от операционной деятельности является основным источником прибыли (убытка) до налогообложения, а операционная прибыль играет важную роль в процессе формирования конечного результата предприятия. Так, в 2003 году прибыль от операционной деятельности составила 120,8% в структуре прибыли до налогообложения. Доля прибыли от инвестиционной деятельности составила 28,6% в общей структуре, а прибыль от финансовой деятельности 49,4%.
В 2004 году доля прибыли от операционной деятельности равна 23,8 %, а доля прибыли от инвестиционной деятельности составила 321,5%. Убыток был получен предприятием по финансовой деятельности 445,3%, который оказался достаточно высоким в процентном отношении к прибыли до налогообложения и получен в связи с этим убыток отчетного периода в размере 172295 леев.
В 2005 году структура прибыли изменилась коренным образом. Так если в 2003 и 2004 гг. прибыль наблюдалась по результатам от инвестиционной и финансовой деятельности АО «Маргаритар», то у же в 205 году прибыль была получена от финансовой деятельности в размере 782713 леев, что составило 116,3% в общей структуре прибыли предприятия и от инвестиционной деятельности 0,1%, а от операционной деятельности был получен убыток в размере 216,4%. (см. таб. 2.2.2).
Следовательно, прибыль общества за исследуемый период складывалась в основном от операционной и инвестиционной деятельности, но в 2005 году единственным источником прибыли оказалось финансовая деятельность, а прибыль от инвестиционной деятельности положительной за весь анализируемый период, что нехарактерно для производственного предприятия.
Рис. 2.2.1. Колебания финансовых результатов АО «Маргаритар» от различных видов коммерческой деятельности за 2003 – 2005г.
Таблица 2.2.3
Налогообложения предприятия АО «Маргаритар» за период 2003-2005 гг.
№ п/п |
Виды налогов |
Сумма, тыс. леев |
Доля отчислений, % | ||||
2003 г |
2004 г |
2005 г |
2003 г |
2004 г |
2005 г | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Подоходный налог с юридических лиц |
- |
- |
39480 |
- |
- |
5,3 |
2 |
Акциз |
474996 |
414235 |
354760 |
57,9 |
49,24 |
47,4 |
3 |
Налог на недвижимость |
452 |
5287 |
3491 |
0,05 |
0,6 |
0,5 |
4 |
Земельный налог |
- |
73011 |
116962 |
- |
8,7 |
15,6 |
5 |
Налог на воду |
475 |
1025 |
890 |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
6 |
Подоходный налог у источника выплаты(5%) |
87869 |
341169 |
134994 |
10,7 |
40,6 |
18,0 |
7 |
Сбор на благоустройство |
1679 |
2607 |
2470 |
0,2 |
0,31 |
0,3 |
8 |
Пеня |
66238 |
230 |
5899 |
8,1 |
0,02 |
0,8 |
9 |
Штрафы |
189086 |
- |
89537 |
23,0 |
- |
12,0 |
10 |
Дорожный налог |
- |
3636 |
- |
- |
0,43 |
- |
11 |
Техосмотр |
- |
32 |
- |
- |
0,003 |
- |
Итого |
820795 |
841232 |
748483 |
100 |
100 |
100 |
2.3 Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
Структурный анализ прибыли АО «Маргаритар» показал, что основным источником ее формирования на анализируемом предприятии является прибыль от операционной, и в какой-то степени и инвестиционной деятельности, которая представляет собой конечный результат деятельности предприятия в сфере производства и обращения. Результат от операционной деятельности можно представить следующим образом:
PQ = QP -S - K – Y, где
QP – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг ( за минусом НДС, акцизов),
S – себестоимость реализации продукции,
K – коммерческие расходы,
Y – общие и административные расходы.
Главными условиями роста прибыли от реализации продукции является увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение более агрессивных форм расчетов и т.п.
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации продукции, ее структуры, ассортимента и себестоимости реализованной продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, соблюдение хозяйственной дисциплин, условий труда и других факторов.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции проведем с помощью показателей таблицы 2.3.1
Таблица 2.3.1
Показатели для факторного анализа прибыли от реализации продукции АО «Маргаритар» за 2003-2005 гг.
Наименование показателя |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
1 |
2 |
3 |
4 |
Чистые продажи |
26863731 |
21670666 |
40833702 |
Себестоимость чистых продаж |
20961776 |
18200901 |
23480365 |
Валовая прибыль (убыток) |
5901955 |
3469765 |
17353337 |
Уровень рентабельности реализованной продукции |
30,0% |
16,0% |
42,5% |