Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 22:48, курсовая работа
Цель настоящей дипломной работы состоит в изучении источников формирования прибыли, чтобы определить пути их увеличения и резервы роста в современных наших условиях переходу к развитым рыночным отношениям. В качестве объекта исследования мною выбрано предприятие АО «Маргаритар», которое специализируется на закупке и переработке винограда, производстве и реализации винодельческой продукции, инвестиционной деятельности.
Введение..............................................................................................
Глава I. Сущность прибыли и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия..................................................
Прибыль как мера эффективности работы
предприятия...........................................................................
Факторы, влияющие на величину
прибыли..................................................................................
Методике формирования, использования и
распределения прибыли предприятия.................................
Источники информации и задачи анализа
прибыли..................................................................................
Глава II. Анализ финансовых результатов.......................................
2.1. Характеристика АО «Маргаритар»..............................
2.2. Анализ состава, уровня, динамики и структуры
прибыли АО «Маргаритар».................................................
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации
продукции.............................................................................
2.4. Анализ и оценка использования чистой прибыли
предприятия..........................................................................
Глава III. Пути увеличения прибыли АО «Маргаритар»................
Заключение..........................................................................................
Библиография......................................................................................
, где,
РО - валовая прибыль базисного периода,
К2 – отношение себестоимости продаж отчетного периода к базисному.
Далее под цифрами I и II понимается сравнение 2004 года с 2003 годом, и соответственно 2005 года с 2004 годом.
леев
леев
Таким образом, вследствие снижения объёма реализации в 2004 году по сравнению с 2003 годом на –0,13171 пунктов, падение прибыли в данном периоде составило сумму в –777346,3 леев.
Это связано с тем, что при снижении объёма производства себестоимость единицы продукции, как правило, повышается, отрицательно влияя на увеличение общей массы прибыли.
Принимая за отчётный период 2005 год, и сравнивая его с базисным 2003 годом, то можно увидеть, что произошло увеличение суммы прибыли на 709128,8 леев, так как в этом случае, в связи со значительным повышением объёма продаж себестоимость единицы продукции увеличилась незначительно.
Кроме этого, на прибыль от реализации продукции оказывают влияние и изменение в структуре и номенклатуре реализованной продукции. Это имеет место потому, что рентабельность различных видов товаров неодинакова и при увеличении в составе реализованной продукции доли изделий с высокой рентабельностью продаж сумма прибыли возрастает, и наоборот.
где К1 – отношение величины чистых продаж отчётного периода к аналогичному показателю базисного периода.
Рассмотрим расчет влияния изменения структуры и номенклатуры реализованной продукции на прибыль АО «Маргаритар».
леев
леев
Как видим, изменение структуры реализованной продукции имеет важное значение при расчётах. Так, в результате сдвигов в структуре реализованной продукции (работ, услуг) в 2004 году произошло сокращение массы прибыли на –363569 леев. Вместе с тем, в 2005 году наблюдается увеличение массы прибыли на 2360070 леев под влиянием этого же фактора. Следовательно, в связи с увеличением доли менее рентабельной продукции в общем объёме реализованной продукции увеличение прибыли составило 2360070 леев, что оказывает большое воздействие на финансовый результат предприятия при небольших объёмах реализации.
Значительное влияние на сумму прибыли оказывает и такой фактор, как изменение себестоимости реализованной продукции. При этом следует иметь в виду, что между уровнем себестоимости и прибыли имеется обратная зависимость. Так, снижение себестоимости продукции при прочих равных условиях приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. Это связано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостью реализованной продукции в отпускных ценах (без НДС и акцизов) и её себестоимостью.
3. Влияние изменения уровня
, ( )
где - величина чистых продаж отчётного периода;
- себестоимость чистых продаж базисного периода;
- величина чистых продаж
- себестоимость чистых продаж отчётного периода.
Рассмотрим влияния изменения уровня затрат на 1 лей реализованной продукции применительно к нашему предприятию АО «Маргаритар», которое выглядит следующим образом:
леев
леев
Увеличение затрат на 1 лей реализованной продукции в 2004 год, в основном за счёт снижения объёма реализации, привело к отрицательному результату и к уменьшению прибыли в размере 1291275 леев. Вместе с тем, в 2005 году произошло резкое увеличение массы полученной предприятием прибыли и это говорит нам о том, что при увеличении объёма реализации в отчётном периоде по сравнению с базисным, постоянные расходы уменьшались и их доля на единицу продукции также уменьшалось. В результате этих изменений прибыль предприятия увеличивалась на 8382182 леев.
Следовательно, сумма всех факторных отклонений должна давать общее изменение прибыли от реализации. Тогда,
С целью лучшей наглядности результаты факторного анализа прибыли от реализации продукции обобщим в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2.
Результаты факторного анализа прибыли от реализации продукции на АО «Маргаритар» за 2003-2005гг.
Показатели |
Сумма |
Удельный вес | ||
2004г. |
2005г. |
2004г. |
2005г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Изменение прибыли В том числе: |
-2432190 |
11451381 |
100% |
100% |
Изменения объёма реализации |
-777346,3 |
709128,8 |
31,9% |
6,2% |
Изменения структуры и ассортимента реализованной продукции |
-363569 |
2360070 |
15,0% |
20,6% |
Изменения уровня затрат на 1 лей реализованной продукции |
-12991275 |
8382182 |
53,1% |
73,2% |
Из таблицы 2.3.2. видно, что в 2004 году наибольшее влияние на снижение прибыльности предприятия оказало уменьшения уровня затрат на 1 лей реализованной продукции (53,1%), затем уменьшение уровня объёма реализации (31,9%), а также и в меньшей мере изменения структуры и ассортимента реализованной продукции (15,0%). В 2005 году, по сравнению с 2003 годом, все факторы повлияли положительной на прибыль от реализации продукции, однако наибольший удельный вес занимает фактор изменения уровня затрат на 1 лей реализованной продукции (73,2%), затем фактор изменения структуры и ассортимента реализованной продукции (20,6%) и намного меньше фактор изменения объёма реализации (6,2%).
Сложившуюся на предприятии АО «Маргаритар» хозяйственную ситуацию, по нашему мнению можно охарактеризовать как нестабильную для деятельности предприятия, поскольку это говорит нам о нерациональном расходовании средств.
2.4. Анализ и оценка использования чистой прибыли.
В соответствии с законодательством Республики Молдова прибыль, получения предприятием от коммерческой деятельности подлежит расположению.
В первую очередь уплачивается подоходный налог, ставка которого в 2005 году была установлена в размере 18%. При этом, разница между прибылью отчётного периода до налогообложения и величиной подоходного налога с учётом льгот является чистой прибылью.
Главные направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно, и, в основном, это отчисления в резервный фонд, образования фондов накопления и фондов потребления, на благотворительные цели и т.п., а в акционерных обществах – выплаты дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям.
Информация о распределении прибыли содержится в форме № 3 бухгалтерского баланса в «Отчёте о движении собственного капитала». Для такого анализа необходимо составить аналитическую таблицу. Составим и мы такую таблицу 2.4.1.
Таблица 2.4.1.
Анализ использования чистой прибыли в АО «Маргаритар»
за 2003-2005гг.
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
1. Чистая прибыль в том числе:
|
513255
- 513255 - - - |
(172295)
- (172295) - - - |
(67310)
- (673104) - - - |
Из таблицы 2.4.1. видим, что чистая прибыль на данном предприятии была направлена в фонды накопления, а в балансе чистая прибыль (убыток) отчётного периода в следующем периоде в полном размере отражается по статье «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет».
Следует отметить, что распределение чистой прибыли в акционерных обществах заключается в проблеме дивидендной политики, в центре внимания которой стоят вопросы регулирования курса акций общества, о размерах и темпах роста капитала общества, о размерах привлеченного или заемного капитала общества и т.п.
Однако в АО «Маргаритар» выплата дивидендов отсутствует, а происходит капитализация, позволяющая предприятию расширить свою деятельность за счёт собственных источников финансирования. При этом объёмы капитализации чистой прибыли дает возможность определить не только темпы роста собственного капитала предприятия, но и с помощью использования факторной структуры этого роста производить оценку запаса финансовой прочности оборачиваемости активов, рентабельности продаж и т.д.
Факторные модели рентабельности служат и как модели прогнозирования финансовой устойчивости предприятия. Это имеет огромное значение в работе по предвидению перспектив развития предприятия.
Таким образом, темпы роста производства зависят и от состояния финансовых ресурсов предприятия, структуры капитала и других факторов.
Следует отметить, что ограничением в планировании темпов роста предприятия являются ограничения в увеличении его собственного капитала, которые зависят от следующих факторов:
Темпы роста собственного капитала, которые характеризуют возможности предприятия по рассмотрению действующего производства можно представить в форме мультипликативной модели взаимосвязи отмеченных выше факторов:
У = Х1 * Х2 * Х3 * Х4 ( )
Где У – коэффициент роста собственного капитала, который равен отношению прибыли на накопление к собственному капиталу.
;
;
;
.
Рассмотрим влияние данных факторов на деятельность анализируемого нами предприятия АО «Маргаритар» в 2003 году:
;
;
;
.
Таким образом, коэффициент роста собственного капитала равен:
.
В 2004 году величина данного коэффициента составила:
.
В 2005 году величина данного коэффициента составила:
.
На основании выполненных нами расчётов можно сделать вывод о том, что наибольшее воздействие на увеличения собственного капитала оказывает финансовая активность предприятия по привлечению заемных средств (фактор Х3). Вместе с тем, данный фактор стол же сильно действует в противоположном направлении, когда предприятие не имеет прибыли, а ещё хуже, когда имеет убытки. В таком случае, главным условием прироста капитала является получение чистой прибыли.
Если провести сравнительный анализ факторов, которые оказали влияние на увеличение собственного капитала предприятия в 2004 году по сравнению с 2003 годом, то можно отметить, что отрицательно повлияли снижение рентабельности продаж на 2,7% замедление оборачиваемости всего капитала на 0,149 оборотов. За исследуемый период наблюдалось значительное увеличение финансовой активности предприятия с 8,123 до 24,05 в 2005 году или на 15,93 пункта. Увеличение влияния финансовой активности связано с возможностью получения предприятием дополнительном ной прибыли за счет дополнительного привлечения заемных средств. Чем больше чистой прибыли было капитализировано, тем больше возможностей у предприятия получить дополнительной прибыли за счет дополнительного привлечения заемных средств. Предприятию следует быть осторожным, так как привлечение заемных средств целесообразно лишь тогда, когда экономический эффект от их использования выше платы за них. Поэтому данная модель отражает действие тактических (Х1 и Х2) и стратегических (Х3 и Х4) финансовых решений. Расширение рынков сбыта и правильно выбранная ценовая политика ведут к росту прибыли за счет увеличения объема продаж и повышения скорости оборота всего капитала. Вместе с тем, не правильная инвестиционная политика и снижение доли заемного капитала в структуре источников средств предприятия снижают результат действия тактических факторов.
Представленная нами модель привлекательна тем, что она легко может быть расширена за счет включения в нее новых факторов, как ликвидность, оборачиваемость текущих активов, соотношения срочных обязательств и капитала предприятия.
В заключении можно отметить положительный эффект от накопления нераспределенной прибыли в АО «Маргаритар».
Необходимым условием получения прибыли является определение степени развития такого производства, которая обеспечила бы превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству. В данном случае очень важно правильно определить порог окупаемости затрат, после которого предприятие начинает получать прибыль и установить точку безубыточности.