Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа
Управленческие решения разрабатываются и принимаются различными субъектами, в частности, владельцами для обоснования стратегических решений (какие долгосрочные мероприятия следует включить в бизнес-план компании для обеспечения устойчивого развития); менеджерами для обоснования оперативных решений (какие оперативные мероприятия следует включить в план финансового оздоровления компании); арбитражными управляющими для выполнения судебных решений (какие неотложные мероприятия следует предусмотреть в плане внешнего управления компанией);
Введение
1. Проблема баланса ликвидности и рентабельности
2. Проблемы манипулирования финансовой отчетностью предприятия и способы их выявления
3. Проблемы организации финансового планирования и контроля на российских предприятиях
4. Проблемы управления оборотным капиталом (на примере российских промышленных предприятий)
5. Проблема внедрения и регулирования управленческого учета на предприятии
Заключение
Библиографический список
В последние годы в работах многих отечественных авторов процесс финансового планирования связывается исключительно с формированием бюджетов (в частности, работы Акулова В.Б., Бухалкова М.И., Романовой М.В.). Объяснением такого подхода служит тот факт, что государство в лице Министерства экономики издало в 1998 г. Типовую программу реформирования предприятий, в которой излагались методические рекомендации по реформированию различных аспектов деятельности отечественных предприятий и которой придерживаются многие авторы. Согласно этой программе, система финансового планирования состоит из следующих подсистем: а) бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и б) сводного бюджетного планирования деятельности предприятия. При этом взаимосвязь финансового планирования с другими видами планирования на предприятии не рассматривается.
Рисунок 3.1- Система планов предприятия
Взаимосвязь между планами можно представить в виде схемы (см. рис. 1 [4]). Как видно на схеме, система планов предприятия представляет собой достаточно разветвленную сеть. Задача финансового плана состоит в финансовом выражении тех целевых установок и количественных показателей, которые заданы другими планами.
Если посмотреть на представленную систему не с точки зрения видов включаемых в нее планов, а исходя из ее содержательных элементов, то можно выделить следующие составляющие системы:
- механизм планирования (разработка целей развития предприятия, функции и методы планирования);
- средства, обеспечивающие процесс планирования; собственно процесс планирования (последовательность этапов);
- персонал, осуществляющий планирование;
- организационная структура планирования.
Сравнение двух точек зрения позволяет сделать вывод о том, что методика и инструментарий, применяемые различными видами планирования на предприятии, во многом схожи. Поэтому в дальнейшем элементы системы планирования целесообразно рассматривать в рамках финансового планирования.
Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации финансового планирования на отечественных предприятиях, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие на современных отечественных предприятиях в этой области, и объекты совершенствования.
На основании опыта работы специалистов консалтинговых фирм по постановке автоматизированных систем финансового планирования [5] был выявлен целый ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в области организации финансового планирования:
- нереальность формируемых финансовых планов, что связано с необоснованными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;
- низкая оперативность составления планов. Это связано с отсутствием четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации;
- отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;
- «оторванность» стратегического планирования от текущего;
- слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.
Многие причины возникновения проблем в области финансового планирования связаны с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.
Для решения указанных проблем в области финансового планирования необходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования они в наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для их решения.
Результаты корпоративного семинара, проведенного консультационной группой «Воронов и Максимов» совместно с Центром «Диалог» при участии руководителей финансовых служб крупнейших предприятий г. Санкт-Петербурга и области (в т.ч. ОАО «Петмол», ОАО «Мегафон» и др.), показывают, что зачастую проблемы лежат в области определения основных функций финансового планирования на предприятии.
Участники семинара также пришли к выводу, что организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:
- происходит координация интересов различных служб в процессе разработки плана и его реализации;
- создается единый порядок действий для всех работников предприятия;
- действует система мотивации, направленная на эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия;
- весь процесс планирования разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс разработки и реализации плана, а также контроль за его выполнением;
- разработана система документооборота, смысл которой заключается в том, что на ее основе можно получить объективное представление о производственно-хозяйственной деятельности на предприятии;
- существует взаимосвязь между долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного альтернатив использования ресурсов;
- составляемые на предприятии планы сбалансированы между собой.
Таким образом, только в результате реализации этих функций на практике можно говорить о постановке и организации финансового планирования на предприятии.
Для построения эффективной системы финансового планирования на предприятии важно определить не только функции, но и методы планирования. С нашей точки зрения, методы планирования (так же как и организация плановой работы на предприятии, представленная в системе финансового планирования элементом «персонал, занятый планированием») относятся к внешней стороне финансового планирования и непосредственно связаны с организацией этого процесса на предприятии. Здесь необходимо иметь четкое представление о том, что и каким образом организовывать.
К внутренней стороне финансового планирования относятся средства обоснования плановых решений. Эти средства помогают ответить на вопрос, каким образом планировать, и составляют ядро системы планирования. Они могут иметь различную степень формализации. Некоторые из них доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют программное обеспечение, другие характеризуются слабым описанием как самого метода, так и алгоритма его применения.
Следующим элементом системы финансового планирования, требующим рассмотрения, выступает процесс планирования. Процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность этапов, выполняемых при составлении плана. Таким образом, при диагностике данного элемента системы на предприятии необходимо выяснить, соблюдается ли последовательность этапов процесса, и если нет, то необходимо выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии.
На первом этапе обосновываются цели, определяющие функции и методы планирования. Они задают также критерии принятия плановых решений и контроля за ходом их реализации. На этапе анализа проблемы определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечный сценарий. Далее, среди возможных вариантов решения предложенного сценария выбирается наилучший, после чего производится оформление планового решения и начинается его реализация.
В ходе контроля фактически полученные результаты сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и выясняются причины отклонений факта от плана. Результаты такого анализа используются при корректировке целей планирования.
С нашей точки зрения, при совершенствовании системы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания к организации, а не наоборот. Поэтому перед предприятием должна прежде всего ставиться задача реформирования внутренней стороны системы.
Еще одним важным элементом системы финансового планирования выступают средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.
Финансовое планирование и контроль
При изучении системы финансового планирования нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового контроля на предприятии. Несмотря на то что планирование и контроль — это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля.
Изучая систему финансового контроля, необходимо также, как и в случае с системой финансового планирования, рассмотреть элементы исследуемой системы. Систему финансового контроля целесообразно рассматривать как систему внутреннего финансового контроля, принимая во внимание тот факт, что объектом совершенствования в данной работе выступает система финансового планирования, замкнутая в рамках предприятия.
К элементам системы внутреннего финансового контроля можно отнести:
- элементы входа (информационное обеспечение контроля);
- центры ответственности;
- технику контроля (информационно-вычислительная техника и технология);
- процедуры контроля;
- среду контроля;
- систему учета;
- элементы выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) [2].
Информационная база внутреннего финансового контроля создается в процессе финансового планирования и затем используется в целях контроля в ходе исполнения финансовых планов. Техника контроля представляет собой содержание, внутреннюю сторону системы финансового контроля, поэтому, с нашей точки зрения, как и в случае с системой финансового планирования, она должна подлежать реформированию в первую очередь.
Процедуры финансового контроля могут быть представлены в виде следующего алгоритма:
1. определение и документальное закрепление порядка деятельности конкретного состава работников в процессе планирования и контроля на предприятии.
2. определение первичных документов, в которых отражаются данные об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации планов соответствующих финансовых или хозяйственных операций.
3. Выбор порядка движения документов.
4. определение точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки наличия и состояния ресурсов предприятия; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик.
5. выбор методов проведения контроля.
Среда внутреннего контроля определяется как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить следующие:
- стиль работы руководителей (включая конкретные действия по организации на предприятии системы внутреннего контроля);
- организационный статус отдела внутреннего контроля;
- определение и документальное закрепление процедур контроля;
- налаженность системы информационного обеспечения управления;
- изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным отклонениям.
К внешним факторам, определяющим среду внутреннего финансового контроля на предприятии, относятся:
- уровень развития экономики;
- развитие законодательной базы;
- налоговая политика государства;