Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа
Управленческие решения разрабатываются и принимаются различными субъектами, в частности, владельцами для обоснования стратегических решений (какие долгосрочные мероприятия следует включить в бизнес-план компании для обеспечения устойчивого развития); менеджерами для обоснования оперативных решений (какие оперативные мероприятия следует включить в план финансового оздоровления компании); арбитражными управляющими для выполнения судебных решений (какие неотложные мероприятия следует предусмотреть в плане внешнего управления компанией);
Введение
1. Проблема баланса ликвидности и рентабельности
2. Проблемы манипулирования финансовой отчетностью предприятия и способы их выявления
3. Проблемы организации финансового планирования и контроля на российских предприятиях
4. Проблемы управления оборотным капиталом (на примере российских промышленных предприятий)
5. Проблема внедрения и регулирования управленческого учета на предприятии
Заключение
Библиографический список
Рентабельность собственного капитала
Рентабельность собственного капитала = Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов * Коэффициент финансовой зависимости (финансовый рычаг)
Полученная в результате преобразований формула устанавливает взаимосвязь рентабельности собственного капитала с рентабельностью продаж, оборачиваемостью активов и структурой источников финансирования.
Таким образом, причинами снижения рентабельности собственного капитала могут быть:
- снижение рентабельность (прибыльность) продаж;
- уменьшение оборачиваемости капитала;
- изменение структуры финансирования (стоимость источников финансирования).
Для анализа эффективности управления структурой источников финансирования компании рассчитывается так называемый эффект рычага. Суть эффекта рычага заключается в следующем:
Компания, используя заемные средства, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственного капитала. Снижение или увеличение рентабельности собственного капитала зависит от средней стоимости заемного капитала и размера финансового рычага.
Эффект рычага
Если рентабельность капитала больше стоимости заемных источников финансирования (стоимости кредитов, кредиторской задолженности), с точки зрения повышения рентабельности собственного капитала целесообразно увеличивать долю заемных средств. Если рентабельность капитала меньше стоимости заемных источников финансирования, с точки зрения повышения рентабельности собственного капитала целесообразно увеличивать долю собственных.
Например: компания с рентабельностью капитала 10% обслуживает обязательства общей стоимостью 8,5%, тогда заемный капитал как более «дешевый» источник финансирования следует увеличивать для повышения рентабельности собственного капитала (НО!!! это ухудшает финансовую независимость компании). Если стоимость заемного капитала дорожает, например, до 12%, то увеличение заемного капитала не целесообразно и с точки зрения рентабельности собственного капитала, и с точки зрения финансовой независимости.
Если говорить о методах повышения собственного капитала, то это:
- увеличение прибыльности (рентабельности продаж);
- повышение оборачиваемости активов за счет сокращения затратного цикла;
- финансирование развития за счет более дешевых источников финансирования, но не забывая о финансовой устойчивости компании.
Рентабельность продаж можно увеличить за счет:
- снижения себестоимости;
- повышения объема реализации;
- управления ценообразованием;
- оптимизации ассортимента, номенклатуры производимой продукции;
- грамотной маркетинговой стратегии;
- прочих мер, позволяющих повысить объем реализации, снизить затраты на производство и реализацию.
В целом, по результатам анализа рассмотренных финансовых показателей определяются направления управленческих воздействий, как видно из приведенного на схеме примера (рис. 1).
Рисунок 1.1 - Использование результатов анализа для принятия управленческих решений
Помимо озвученных причин о необходимости принятия мер по устранению нежелательных тенденций в деятельности предприятия могут свидетельствовать следующие критерии:
- убытки, потери при осуществлении основной производственной деятельности;
- превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
- чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;
- хроническая нехватка оборотных средств;
- «перекос» в сторону заемного капитала;
- неграмотная политика реинвестирования;
- невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов);
- высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности;
- наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;
- вынужденное использование новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;
- применение в производственном процессе устаревшего оборудования;
- потери долгосрочных контрактов, клиентов;
- неблагоприятные изменения в портфеле заказов, потеря доли рынка.
Мониторинг данных индикаторов, а также регулярный расчет и анализ тенденций изменений показателей ликвидности и рентабельности позволят избежать ряда финансовых трудностей.
Оценка ликвидности
Показатели ликвидности баланса выражают способность предприятия осуществлять расчеты по всем видам обязательств – как по ближайшим, так и по отдаленным.
Таблица 1 - Коэффициенты ликвидности
Название коэффициента | Формула для расчета |
Коэффициент текущей ликвидности | Оборотные активы/Краткосрочные пассивы |
Коэффициент быстрой ликвидности | Денежные средства + Дебиторская задолженность(за вычетом резерва по сомнительным долгам)/Краткосрочные пассивы |
Коэффициент абсолютной ликвидности | Денежные средства + Легкореализуемые ценные бумаги/Краткосрочные пассивы |
Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой мере текущие обязательства обеспечиваются оборотными ресурсами. Значение должно быть более 1, положительная тенденция означает рост.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какие средства могут быть использованы, если срок погашения всех или некоторых текущих обязательств наступит немедленно. Ориентировочное значение - 0,8-1,5.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена в ближайшее время за счет денежных средств. Рекомендуемый диапазон значений данного коэффициента - 0,1 - 0,2.
Значения этих коэффициентов играют решающую роль для предприятий промышленности, поскольку для производства продукции им необходимо иметь большие по величине оборотные активы.
Оценка рентабельности
Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности любой компании.
Таблица 2 - Показатели рентабельности
Название коэффициента | Формула для расчета |
Чистая прибыль | нераспределенная прибыль+отвлеченные средства |
Коэффициент рентабельности основной деятельности (рентабельность) | Прибыль от реализации / (себестоимость+коммерч. и управленч. расходы) |
Коэффициент рентабельности продаж (продукции) | Прибыль от реализации /Выручка от реализации |
Коэффициент рентабельности всего капитала предприятия | Прибыль от реализации/Итог баланса |
Коэффициент рентабельности собственного капитала | Чистая прибыль/Источники собственных средств |
Коэффициент рентабельности активов | Чистая прибыль/Баланс |
Эффективность бизнеса оценивается с помощью показателей "Рентабельность основной деятельности", "Рентабельность продаж", "Рентабельность собственного капитала" и др., показывающих размер чистой прибыли, которая была генерирована себестоимостью, выручкой от реализации, собственным и всем капиталом предприятия, и характеризующих степень привлекательности объекта для вложения средств.
Манипулирование финансовой отчетностью становится в последние годы серьезной проблемой для бизнеса всего мира. Россия не исключение - по данным обзора подготовленного в 2007 году Pricewaterhouse Coopers, потери от мошенничества в бухгалтерском учете 125-ти крупных российских компаний, участвовавших в опросе, составили 232 млн. долларов
Основные мотивы искажения финансовой отчетности
Один из мотивов - необходимость соблюдать условия или ограничения по договорам с третьими лицами. Например, для многих компаний искусственное завышение активов - это способ формально соблюдать условия кредитных соглашений (стоимости залогового имущества или установленные заемщиком критерии предоставления или продления кредитов).
Очевидный мотив - повлиять на решение инвестора, «приукрашивая» финансовые результаты или скрывая реальное финансовое положение компании. В крупных холдингах, в роли инвестора может выступать материнская компания, распределяющая финансовые средства и устанавливающая приоритеты развития группы.
Манипулирование - это необязательно завышение показателей (стоимости активов, прибыльности), но и наоборот. В случае сговора сотрудника компании о получении неофициальной комиссии от «потенциальных инвесторов», планирующих недружественное поглощение или даже криминальное банкротство, целью манипулирования будет скорее занижение реальной стоимости активов компании. В данном примере наблюдается сразу два типа корпоративного мошенничества (манипулирование показателями финансовой отчетности и коррупция). А в некоторых случаях сценарий развивается по еще более сложному сюжету и может сопровождаться сговором с конкурентами, нарушением информационной безопасности и т.д.).
Мотивом для манипулирования может быть также стремление соответствовать критериям (нормативам, стандартам, показателям эффективности) регулирующих или контролирующих организаций, таких как Центральный Банк для банков или материнская компания для компаний группы, составляющей финансовую отчетность по МСФО.