Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. По мере экономического реформирования и реструктуризации промышленных предприятий стратегическое управление играет все большую роль в руководстве, как отдельным предприятием, так и экономикой в целом. В современных экономических условиях многие российские промышленные предприятия не имеют достаточного опыта и соответствующей информационной базы для выработки хозяйственной стратегии своего развития. В определенной степени отсутствуют и необходимые методические разработки в данной области исследования.
Содержание
Введение 3
1. Понятие о стратегии вертикальной интеграции как стратегии внутриотраслевого роста 5
1.1. Типы стратегий роста 5
1.2. Сущность вертикальной интеграции 9
1.3. Стратегические преимущества и недостатки вертикальной интеграции 12
2. Использование стратегии вертикальной интеграции предприятием 16
2.1 Общая характеристика предприятия 16
2.2 Оценка основных показателей деятельности предприятия 22
2.3 SWOT- анализ предприятия 30
3. Определение стратегии развития на предприятии 41
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Из таблицы 2.5 видно, что доход на 1 руб. от реализации готовой продукции в 2008 году уменьшился в 1,4 раза, рентабельность производства уменьшилась в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом. Это еще раз подчеркивает, что в 2006 году ООО «Русский свет» работало более успешно и эффективно чем в 2007 году. А согласно показателям предприятия на 2008 год, этот год оказался более успешным, чем 2007 год.
На анализируемом предприятии, достаточно «нормальных» источников средств для покрытия товарно-материальных запасов. В начале года данный показатель равнялся 1,57 и к концу года стал равен 1,83. В результате это привело к уменьшению кредиторской задолженности по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом и т.д.
Таблица 2.6.
Сводная таблица показателей финансовой устойчивости, характеризующих состояние оборотных средств
Показатель | Значение показателя | Рекомендуемый критерий | ||
2006 г. | 2007г. | 2008г. | ||
Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами | 0,27 | 0,48 | 0,69 | >0,1 |
Коэффициент обеспеченности товарно-материальных запасов собственными оборотными средствами | 0,69 | 0,94 | 1,49 | >0,5 |
Коэффициент
соотношения товарно- |
1,24 | 1,06 | 1,67 | >1<2 |
Коэффициент покрытия товарно-материальных запасов | 1,48 | 1,57 | 1,83 | |
Коэффициент маневренности собственного капитала | 0,52 | 0,54 | 0,56 | |
Коэффициент маневренности функционального капитала | 0,14 | 0,25 | 0,07 | |
Коэффициент фондоемкости производственных фондов | 0,063 | 0,069 | 0,07 | |
Коэффициент закрепления оборотных средств | 0,068 | 0,059 | 0,06 | |
Общий коэффициент оборачиваемости | 0,59 | 0,52 | 0,32 | |
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств | 1,77 | 0,98 | 0,46 | |
Коэффициент оборачиваемости запасов | 1,39 | 0,58 | 0,31 | |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | 16,6 | 20,2 | 13,3 | |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 1,81 | 1,12 | 0,59 | |
Коэффициенты рентабельности всего капитала, % | 10,68 |
20,70 |
10,63 |
|
Коэффициенты
рентабельности
продаж, % |
18,12 |
40,17 |
33,7 |
|
Коэффициенты
рентабельности
перманентного капитала, % |
15,86 | 38,46 | 22,77 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что предприятие располагает определенным запасом прочности. Показатели оборачиваемости показывают сколько раз в год (или за анализируемый период) оборачиваются те или иные активы предприятия Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, те скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.
Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия. Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии.
Во время работы на оптово – торговое предприятие ООО «Русский свет» постоянно действуют различные факторы, оказывая на него сильное влияние. Эти факторы делятся на внешние (связанные с внешним окружением фирмы: конкуренцией, потребителями, поставщиками, влиянием государственных органов, политической и экономической обстановкой) и внутренними (связанные с самой фирмой, ее целями, задачами, технологией работы). Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает фирма. Проводят первичный стратегический анализ с помощью составления матрицы SWOT. Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей.
Таким образом, проведённый SWOT-анализ позволяет сделать вывод о том, что сильный стороны ООО «Русский свет» и возможности среды позволят компании преодолеть её слабые стороны, а также устранить имеющиеся угрозы. Анализ действия внешних и внутренних факторов, влияющих на ООО «Русский свет» с использованием SWOT-анализа.
Таблица 2.7.
SWOT – анализ деятельности ООО «Русский свет»
Сильные
стороны
Широкий рынок сбыта Гибкая система скидок Удобные условия доставки товара клиенту Внимательное отношение к заказчику и долгосрочное сотрудничество Оказание консультационных и инженерных услуги Увеличение объёма рекламы Возможность обучения кадров Высокий образовательный уровень персонала Эффективная система мотивации сотрудников Деловая и профессиональная специализация Умение сотрудников работать в команде |
Возможности
Политическая стабильность Снижение ставки рефинансирования Рост покупательной способности рубля Создание в скором будущем единого экономического пространства на территории России Потребность заказчика в комплексных поставках Снижение таможенных пошлин Большой рынок рабочей силы высокой квалификации Большой выбор поставщиков |
Слабые
стороны
Отсутствие маркетинговых исследований Недостаточно знаний о конкурентах Снижение рентабельности деятельности вследствие опережающего роста издержек Затоваривание складов |
Угрозы
Повышение требований к качеству товара и низким ценам Рост числа конкурентов Нестабильность цен поставщиков Нестабильность поставок со стороны поставщиков Риск использования конкурентами современных технологий Повышение цен на транспортные перевозки |
Анализ показал, что к сильным внутренним сторонам организации относятся:
- Широкий рынок сбыта;
- Гибкая система скидок;
- Удобные условия доставки товара клиенту;
- Внимательное отношение к заказчику и долгосрочное сотрудничество;
- Оказание консультационных и инженерных услуги;
- Увеличение объёма рекламы;
- Возможность обучения кадров;
- Высокий образовательный уровень персонала;
- Эффективная система мотивации сотрудников;
- Деловая и профессиональная специализация;
- Умение сотрудников работать в команде.
ООО «Русский свет» определили следующие свои внутренние слабые стороны.
- Отсутствие маркетинговых исследований;
- Недостаточно знаний о конкурентах;
- Снижение рентабельности деятельности вследствие опережающего роста издержек;
- Затоваривание складов.
Анализ внешних факторов воздействия на организацию выглядит таким образом:
Факторы прямого воздействия:
- законы;
- информация;
- поставщики;
- клиенты;
- банк;
- конкуренты;
- госорганы;
- местная власть.
Факторы косвенного воздействия:
- состояние экономики;
- политическая обстановка;
- международные события;
- экологические факторы;
- социокультурные факторы;
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а так же уровень изменчивости каждого фактора. На мой взгляд, сложность внешней среды не высокая, потому что число факторов внешней среды относительно не большое и их вариативность можно приблизительно прогнозировать.
Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитыми рыночными отношениями наиболее широкое применение получили АВС – анализ, XYZ – анализ и логистика.
АВС – анализ является важным инструментом, используемым на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов.
В системе контроля за движением запасов все виды запасов делят на три группы исходя из их стоимости, объёма и частоты расходования, отрицательных последствий при их нехватке.
К категории А относят более дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьёзностью финансовых последствий при их нехватке. Здесь нужен ежедневный контроль за их движением.
В категорию В включают те ТМЦ, которые имеют меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формирования конечных финансовых результатов. Запасы этой группы контролируются раз в месяц.
В категорию С включаются все остальные ТМЦ с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Контроль за их движением осуществляется раз в квартал.
АВС – анализ концентрирует внимание за движением наиболее приоритетных групп товарно-материальных ценностей.
При XYZ – анализе материалы распределяются в соответствии со структурой их потребления. К группе Х относятся материалы, потребление которых носит постоянный характер, к группе Y – сезонный характер, к группе Z – нерегулярный характер. Такая классификация запасов позволяет повысить эффективность принятия решений в области закупки и складирования.
Важную роль в управлении запасами играет логистика, которая используется для оптимизации товарных потоков в пространстве и во времени. Она координирует движение товаров по всей цепочке «поставщик – предприятие – покупатель» и гарантирует, что необходимые материалы и продукты будут предоставлены своевременно, в нужном месте, в требуемом количестве и желаемого качества. В результате сокращаются затраты на складирование, значительно уменьшается продолжительность нахождения капитала в запасах, что способствует ускорению его оборачиваемости и повышению эффективности функционирования предприятия, его конкурентоспособности.