Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:28, курс лекций
1. Социофакторы и этика менеджмента.
2.Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности.
3. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению.
4. Роль и место принятия решений в процессе управления. Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. Модели принятия решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей и поведение руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.
5. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления.
Координация
как функция управления в ракурсе
организации производства может
обусловливаться двумя
Во-первых,
при однообразности процессов и
технологий на длительном промежутке
времени такой подход позволяет
разработать единые (общие) решения,
что позволит в будущем использовать
без необходимости постоянно
принимать новые, что вызовет
неэффективность и затягивание
управленческих процессов.
И
второй причиной можно назвать большую
согласованность (координацию) при
выполнении работ, что в свою очередь
способствует стабильности процессов
производства.
Кроме
этого координация действий в
контексте организации
-
повышение уровня (потенциала) менеджмента,
что приводит к заметному
-
позволяет развивать большие
бизнес структуры, которые
-
рациональное использование
Однако
координация как функция
Такие
негативные воздействия могут произойти
в результате:
-
чрезмерной схематизации, при которой
все хозяйственные процессы
-
ограничение принятия
-
обезличивания процессов
При
возникновении последнего пункта негативных
явлений следует обратить внимание
и на такой процесс как социальный
мониторинг как функция управления.
Именно используя данный инструмент
можно выявить переход
Оперативная координация работы и её этапы.
Смысл и эволюция понятия «мотивация».
Смысл
и эволюция понятия “мотивация”.
При
планировании и организации работы
руководитель определяет, что конкретно
должна выполнить данная организация,
когда, как и кто, по его мнению,
должен это сделать. Если выбор этих
решений сделан эффективно, руководитель
получает возможность координировать
усилия многих людей и сообща реализовывать
потенциальные возможности
Руководители
воплощают свои решения в дела,
применяя на практике основные принципы
мотивации. В данном контексте, т.е.
в отношении управления, можно
дать такое определение:
МОТИВАЦИЯ
- это процесс побуждения себя и
других к деятельности, для достижения
личных целей или целей организации.
Первоначальные
концепции мотивации.
Хотя
сейчас общепризнанно, что основные
допущения, заложенные в первоначальных
концепциях мотивации, неверны, понять
их все же важно. И хотя руководители
в отдаленные времена в большей
степени неверно понимали поведение
людей, приемы, которыми они пользовались
в тех условиях, часто были очень
эффективными. Поскольку эти приемы
“работали” и применялись много
сотен лет, в отличие от пары десятилетий
существования современных
Более того, вы можете испытать искушение самому применить эти простые и прагматические подходы. Но это, скорее всего будет ошибкой. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности окажутся более сложными и трудными для воздействия, если не понять хотя бы что-то в природе мотивации. И, наконец, хотя это соображение по значимости и не последнее, мы надеемся, что краткий исторический обзор поможет вам лучше осознать, что эффективность мотивации, как впрочем, и все в управленческой деятельности, связана с конкретной ситуацией.
Политика
кнута и пряника.
За
тысячи лет до того, как слово
“мотивация” вошло в лексикон
руководителей, было хорошо известно,
что можно намеренно
Это
было обычным явлением в странах
Запада в конце XIX в. В течение
почти всего периода
Когда,
примерно в 1910 г., возникла “школа научного
управления”, жизнь трудящихся существенно
не улучшилась, несмотря на достижения
технологии. Однако Тейлор и его
современники уже осознали всю глупость
заработков на грани голода. И они
сделали мотивацию по типу кнута
и пряника более эффективной,
когда объективно определили понятие
“достаточной дневной выработки”
и предложили оплачивать труд тех, кто
производил больше продукции, пропорционально
их вкладу. Увеличение производительности
труда, явившееся результатом
Постепенно,
однако, благодаря в основном эффективности,
с которой организации
Попытки
использовать в управлении методы психологии.
Как
писали еще Тейлор и Гилбрет, “новости
о теории подсознательного Зигмунда Фрейда
распространились по Европе и, наконец,
достигли Америки”. Однако тезис о том,
что люди не всегда поступают рационально,
был слишком радикальным, и менеджеры
не сразу “накинулись” на него. Хотя попытки
применить в управлении психологические
мотивы были и раньше, только с появлением
работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные
выгоды это сулит, а также то, что мотивация
по типу кнута и пряника является недостаточной.
Элтон
Мэйо был одним из немногих академически
образованных людей своего времени, который
обладал как верным пониманием научного
управления, так и подготовкой в области
психологии. Он создал себе известность
и репутацию в ходе эксперимента, проводимого
на текстильной фабрике в Филадельфии,
в 1923 - 1924 гг. Текучесть рабочей силы на
прядильном участке этой фабрики достигла
250%, тогда как на других участках составляла
лишь 5 - 6%. Материальные способы стимулирования
производства, предложенные экспертами
по эффективности, не смогли повлиять
на текучесть кадров и низкую производительность
участка, поэтому президент фирмы обратился
с просьбой о помощи к Мэйо и его товарищам.
После
внимательного изучения ситуации Мэйо
определил, что условия труда прядильщика
давали мало возможностей для общения
друг с другом и что их труд был мало уважаем.
Мэйо чувствовал, что решение проблемы
снижения текучести кадров лежит в изменении
условий труда, а не в увеличении вознаграждения
за него. С разрешения администрации он
в качестве эксперимента установил для
прядильщиков два 10-минутных перерыва
для отдыха. Результаты проявились немедленно
и были впечатляющими. Текучесть рабочей
силы резко снизилась, улучшилось моральное
состояние рабочих, а выработка сильно
возросла. Когда впоследствии инспектор
решил отменить эти перерывы, ситуация
вернулась к прежнему состоянию, доказав
таким образом, что именно нововведение
Мэйо улучшило состояние дел на участке.
Эксперимент
с прядильщиками укрепил
Первые
крупные исследования поведения
работника на рабочем месте явились
основной частью экспериментов в
Хоторне, которые проводились Мэйо
и его сотрудниками в конце 1920-х годов
и будут подробно описаны ниже в этой книге.
Работа в Хоторне началась как эксперимент
по научному управлению. Она закончилась
спустя почти восемь лет осознанием того,
что человеческие факторы, особенно социальное
взаимодействие и групповое поведение,
значительно влияют на производительность
индивидуального труда. Выводы, к которым
пришла группа, работавшая в Хоторне, позволили
основать новое направление менеджмента
- концепцию “человеческих отношений”,
которая доминировала в теории управления
до середины 1950-х годов.
Однако
эксперименты в Хоторне не дали модели
мотивации, которая бы адекватно
объяснила побудительные мотивы
к труду. Психологические теории
мотивации труда появились
Современные
теории мотивации.
Систематическое
изучение мотивации с психологической
точки зрения не позволяет определить
точно, что же побуждает человека
к труду. Однако исследование поведения
человека в труде дает некоторые
общие объяснения мотивации и
позволяет создать
Мы
разделяем различные теории мотивации
на две категории: содержательные и
процессуальные.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются на идентификации
тех внутренних побуждений (называемых
потребностями), которые заставляют
людей действовать так, а не иначе.
В этой связи будут описаны
работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда
и Фредерика Герцберга. Более современные
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются
в первую очередь на том, как ведут себя
люди с учетом их восприятия и познания.
Основные процессуальные теории, которые
мы будем рассматривать - это теория ожидания,
теория справедливости и модель мотивации
Портера-Лоулера.