Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:28, курс лекций

Краткое описание

1. Социофакторы и этика менеджмента.
2.Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности.
3. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению.
4. Роль и место принятия решений в процессе управления. Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. Модели принятия решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей и поведение руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.
5. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 231.51 Кб (Скачать)

       - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

       - управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

      - конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды). 

     Если  структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции  управления разделены на общие и конкретные. 

     Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента  и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью  воздействий на объект со стороны  субъекта управления. 

     Функции управления и установление объема работ  по каждой функции являются основой  для формирования структуры управляющей  системы и взаимодействия ее компонентов. 

     Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

      - прогнозирование и планирование;

      - организация работы;

      - мотивация;

      - координация и регулирование;

      - контроль, учет, анализ. 

     Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует  их типовой состав:

      - перспективное и текущее экономическое  и социальное планирование;

      - организация работ по стандартизации;

      - учет и отчетность;

      - экономический анализ;

      - техническая подготовка производства;

      - организация производства;

      - управление технологическими процессами;

      - оперативное управление производством;

      - метрологическое обеспечение;

      - технологический контроль и  испытания;

      - сбыт продукции;

      - организация работы с кадрами;

      - организация труда и заработной  платы;

      - материально-техническое снабжение;

      - капитальное строительство;

      - финансовая деятельность. 

     Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.13). 
 
 

     Рис.13. Поле управления 

     Если  вспомнить модель производственного  процесса (рис.2), то последнюю схему  можно расширить до трехмерной (рис. 14). 
 
 

     Рис. 14. Объем управления 

     3.2. Основное содержание конкретных  функций управления фирмой 

     Конкретные  функции управления тесно связаны  со спецификой предприятия и основными  сферами его деятельности (общее  управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). 

     Общее управление предприятия состоит  в его структуризации, организации  деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе  результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем. 

     При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:

      - выбор технологического процесса;

      - планирование программы производства;

      - планирование последовательности  производства (оперативное планирование);

      - формирование производственных  систем (систем оборудования);

      - содержание и эксплуатация оборудования;

      - организация материально-технического  снабжения. 

     При управлении НИОКР (инновациями) реализуются  следующие конкретные функции управления:

      - организация инновационного процесса;

      - выбор и реализация стратегии  НИОКР;

      - оптимальное распределение ресурсов  на НИОКР;

      - внедрение результатов НИОКР;

      - защита результатов НИОКР. 

     Реализация  функций в области маркетинга включает:

      - организацию сбора и обработки  маркетинговой информации;

      - выбор целевых рынков и их  сегментирование;

      - применение маркетинговых решений  по продукту;

      - выбор и взаимодействие с  каналами товародвижения;

      - продвижение товара;

      - выбор и реализация ценовой  политики;

      - планирование и анализ эффективности  маркетинговой деятельности. 

     Финансовое  управление предприятием включает:

      - приобретение финансовых средств;

      - использование финансовых средств;

      - управление ликвидностью;

      - структурирование капитала и  имущества;

      - управление платежными средствами  и проведение платежного оборота;

      - финансовое планирование и финансовый  контроль. 

     Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как  системные компоненты ее менеджмента.

     Основные  функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация  и контроль.

     1.2 Планирование 

     Планирование  – это определение системы  целей функционирования и развития организации, а также путей и  средств их достижения. Любая организация  не может обходится без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно: 

     -          распределение ресурсов; 

     -          координации деятельности между  отдельными подразделениями; 

     -          координации с внешней средой (рынком); 

     -          создание эффективной внутренней  структуры; 

     -          контроля за деятельностью; 

     -          развития организации в будущем; 

     Планирование  обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности  в решениях, устанавливает чёткую цель и ясный способ её реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию. 

     Первым  и, может быть, самым существенным решением при планировании будет  выбор целей организации. 

     Основная  общая цель организации – четко  выраженная причина ее существования  – обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления  этой миссии. 

     Миссия  детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегий  на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее: 

     1. Задача фирмы с точки зрения  ее основных услуг или изделий,  ее основных рынков и основных  технологий. Проще говоря, какой  предпринимательской деятельностью  занимается фирма? 

     2. Внешняя Среда по отношению  к фирме, которая определяет  рабочие принципы фирмы. 

     3. Культура организации. Какого  типа рабочий климат существует  внутри фирмы? Какого типа людей  привлекает этот климат? 

     Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два  вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?». Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами [8. С. 132]. 

     Общефирменные цели формулируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик. 
 

     1. Во-первых, цели должны быть конкретными  и измеримыми. Выражая свои цели  в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу  отсчета для последующих решений  и оценки хода работы. 

     2. Конкретный горизонт прогнозирования  представляет собой другую характеристику  эффективных целей. Цели обычно  устанавливаются на длительные  или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт  планирования приблизительно равный  пяти годам. Краткосрочная цель  в большинстве случаев представляет  один из планов организации,  который следует завершить в  пределах года. Среднесрочные цели  имеют горизонт планирования  от одного до пяти лет. 

     3. Цель должна быть достижимой, – чтобы служить повышению  эффективности организации. 

     4. Чтобы быть эффективными, множественные  цели организации должны быть  взаимно поддерживающими – т.е.  действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не  должны мешать достижению других  целей. 

     В результате получается дерево целей, которое  лежит в основе всего процесса планирования [9. С. 53]. 

     Само  по себе наличие цели ещё не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При  этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. 

     Цели  будут значимой частью процесса стратегического  управления только в том случае, если высшее руководство правильно  их сформулирует, информирует о них  и стимулирует их осуществление  во всей организации. 

     Для реализации процесса планирования также  необходимо иметь налаженную организационную  систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована  эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут  реализованы без соответствующей  организации. Должна существовать исполнительская  структура. Кроме того, у организации  должна существовать возможность будущего развития, так как без этого  организация будет разрушаться. Будущее организации зависит  от условий среды, в которой она  работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация  занимает в отрасли (регионе, стране). 

     Весь  процесс планирования на предприятии  делится на разработку стратегии  фирмы и определение тактики (Приложение Б). 

     Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». 

Информация о работе Основы менеджмента