Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:28, курс лекций

Краткое описание

1. Социофакторы и этика менеджмента.
2.Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности.
3. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению.
4. Роль и место принятия решений в процессе управления. Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. Модели принятия решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей и поведение руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.
5. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 231.51 Кб (Скачать)

       Анализ внешней среды включает  изучение влияния экономики, правового  регулирования и управления, политических  процессов, природной среды и  ресурсов, социальной и культурной  составляющих общества, научно-техническое  и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п. 

       Непосредственное окружение анализируется  по следующим основным компонентам:  покупатели, поставщики, конкуренты, рынок  рабочей силы. Анализ внутренней  среды вскрывает те возможности,  тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной  борьбе в процессе достижения  своих целей. Внутренняя среда  анализируется по следующим направлениями:кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

     Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование

     альтернативных  направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При  этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица БКГ, Матрица Маккинзи, SWOT-анализ и др.).

     Стратегия – это долгосрочное качественно  определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств  и формы ее деятельности, системы  взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации  в окружающей среде, приводящее организацию  к ее целям.

     Стратегия выбирается с учетом: конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

     перспектив  развития самой стратегической зоны хозяйствования;

     в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

     Реализация  стратегии является критическим  процессом, так как именно он в  случае успешного осуществления  приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии  осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно  рассматривать как среднесрочные  и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного  выполнения стратегии:

     цели  стратегии и планы доводятся  до работников с тем, чтобы достичь  с их стороны понимания того, к  чему стремится организация, и вовлечь  в процесс реализации стратегии;

     руководство своевременно обеспечивает поступление  всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

     в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

     Оценка  выбранной (реализуемой) стратегии  заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия  к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям  фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

     соответствие  выбранной стратегии состоянию  и требованиям окружения;

     соответствие  выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

     приемлемость  риска, заложенного в стратегии.

       Результаты реализации стратегии  оцениваются, и с помощью системы  обратной связи осуществляется  контроль деятельности организации,  в ходе которого может происходить  корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

     Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.

     В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

       Функции высшего руководства  в процессе стратегического планирования:

     Углубленное изучение состояния среды, целей  и разработки стратегий: окончательное  уяснение сущности определенных целей  и более широкое доведение  идей стратегий и смысла целей  до сотрудников фирмы.

     Принятие  решений по эффективности использования  имеющихся у фирмы ресурсов.

     Решения по поводу организационной структуры.

     Проведение  необходимых изменений на фирме.

     Пересмотр плана выполнения стратегии в  случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

       Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

       Типы организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

       Чтобы провести изменения нужно  вскрыть, проанализировать и предсказать  то, какое сопротивление можно  встретить, планируя изменения,  уменьшить до возможного минимума  это сопротивление и установить  статус-кво нового состояния.  Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

       Планирование и  успех  организации.

     Бизнес-план организации 

      . Понятие, цель, задачи и особенности  составления бизнес-плана Бизнес-план  – краткое, точное, доступное  и понятное описание предполагаемого  бизнеса, важнейший инструмент  при рассмотрении большого количества  различных ситуаций, позволяющий  выбрать наиболее перспективные  решения и определить средства  для их достижения. Бизнес-план  является документом, позволяющим  управлять бизнесом, поэтому его  можно представить как неотъемлемый  элемент стратегического планирования  и как руководство для исполнения  и контроля. Важно рассматривать  бизнес-план как сам процесс  планирования и инструмент внутрифирменного  управления. Бизнес-план является  своего рода документом, страхующим  успех предполагаемого бизнеса,  в то же время бизнес-план  – инструмент самообучения.  

     Основной  целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители  бизнес-плана должны отразить другие цели:

       социальные цели – преодоление  дефицита товаров и услуг, оздоровление  экологической обстановки, улучшение  психологического климата в стране, создание новых духовных и  культурных ценностей, развитие  научно-технического и творческого  потенциала, расширение деловых  контактов, международных связей;

       повышение статуса предпринимателя  – развитие и укрепление экономического  потенциала предпринимателя (включая  производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный,  образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

       иные, специальные цели и задачи  – развитие контактов, зарубежные  поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др. 

     Или, например:

       уяснить степень реальности достижения  намеченных результатов; 

     доказать  определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

       убедить сотрудников компании  в возможности достижения качественных  или количественных показателей,  намеченных в проекте и т.  д. 

     Основной  центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения  стратегических задач, т. е. он призван  помочь предпринимателю решить следующие  основные задачи, связанные с функционированием  фирмы:

       определить конкретные направления  деятельности, перспективные рынки  сбыта и место фирмы на этих  рынках;

       оценить затраты, необходимые  для изготовления и сбыта продукции,  соизмерить их с ценами, по  которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную  прибыльность проекта; 

     выявить соответствие кадров фирмы и условий  для мотивации их труда требованиям  по достижению поставленных целей;

       проанализировать материальное  и финансовое положение фирмы  и определить, соответствуют ли  материальные и финансовые ресурсы  достижению намеченных целей; 

       просчитать риски и предусмотреть  трудности, которые могут помешать  выполнению бизнес-плана. 

     В современной практике бизнес-план выполняет  пять функций.  

     Первая

       из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.  

     Вторая  функция

       – планирование. Она позволяет  оценить возможности развития  нового направления деятельности, контролировать процессы внутри  фирмы.  

     Третья  функция 

     позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить  какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная  причина заключается не столько  в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки  предпринимают целый комплекс мер  по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального  залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.  

     Четвертая функция

       позволяет привлечь к реализации  планов компании потенциальных  партнеров, которые пожелают вложить  в производство собственный капитал  или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении  капитала, ресурсов или технологии  возможно лишь при наличии  бизнес-плана, отражающего курс  развития компании на определенный  период времени.  

     Пятая функция 

     путем вовлечения всех сотрудников в процесс  составления бизнес-плана позволяет  улучшить их информированность о  предстоящих действиях, скоординировать  усилия, создать мотивацию достижения целей.  

Информация о работе Основы менеджмента