Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики. Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления производством при становлении рыночной экономики.
Введение_______________________________________________________3
Глава I. Теоретические основы управления персоналом ________________6
1.1. Понятия и цели управления персоналом _______________________6
1.2. Функции управления персоналом ____________________________10
1.3. Методы управления персоналом_____________________________17
Глава II. Технология управления персоналом и
его развитием в организации___________________________________19
2.1. Наем, отбор и прием персонала______________________________19
2.2. Деловая оценка ___________________________________________27
2.3. Обучение персонала _______________________________________36
2.4. Адаптация персонала ______________________________________42
Глава III. Теоретические основы организации управления персоналом____46
3.1. Понятие и сущность организации управления персоналом________46
3.2. Принципы и методы построения службы управления персоналом__48
3.3. Эффективность организации управления персоналом____________56
Заключение ___________________________________________________61
Список используемой литературы________
Независимо от конкретных классификаций существует также и еще один вид управления, координирующий все его вышеназванные виды. Это общее руководство организацией как целостной системой.
Любой вид управления возможен лишь посредством управления сотрудниками, людьми. Поэтому управление персоналом имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. Более детально содержание управления персоналом раскрывается при ознакомлении с его субъектами и функциями.
Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется его субъектами – должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этого рода деятельностью. Субъектами управления персонала являются: руководители всех уровней; службы персонала (отделы кадров); трудовые коллективы и прежде всего их органы: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов и т.п.
К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом относятся: государство и прежде всего его органы, принимающие законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления и в том числе управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и прежде всего профсоюзы, представленные на государственном уровне; собственники предприятий, как частные лица, так и ассоциации (например, собрание акционеров), нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом. Так, на некоторых предприятиях, принадлежащих религиозным организациям, принципы управления персоналом и взаимоотношений между сотрудниками, в целом находясь в рамках трудового и социального права, значительно отличаются от соответствующих принципов и норм светских организаций. Субъекты управления персоналом выполняют целый ряд функций.
Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия. Существует несколько методов определения функций управления персоналом, их значимости и удельного веса в управлении. Один из них – анализ соответствующей литературы и выделение описываемого в ней перечня задач по управлению сотрудниками. После осуществления такой процедуры список задач передается менеджерам для их ранжирования по степени важности и на этой основе устанавливаются важнейшие функции управления персоналом и их значимость.
Другой, более точный, но и более дорогостоящий метод определения функций и задач в области управления персоналом – фиксация их перечня и затрачиваемого времени посредством наблюдения за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально подготовленных профессионалов-наблюдателей, изучение деятельности многих менеджеров и требует больших финансовых и временных затрат. Поэтому он используется достаточно редко и обычно в целях верификации (проверки в реальной жизни) и уточнения отдельных функций.
В современной литературе выделяется достаточно много функций управления персоналом, в том числе:
1) планирование
персонала (включая
2) определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько человек взять извне, а сколько изнутри? В случае создания нового предприятия эта функция учитывается еще на стадии определения месторасположения предприятия, поскольку не в любом регионе имеется возможность найти необходимое количество рабочей силы нужной квалификации. К тому же цена рабочей силы в различных регионах и особенно в различных странах может существенно различаться;
3) маркетинг персонала. Он направлен на обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны лучшим образом подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров. При этом маркетинг бывает как внешний, ориентированный на привлечение работников со стороны, так и внутренний, предполагающий побуждение собственных лучших работников к профессионально-должностному росту и занятию наиболее важных для организации рабочих мест.
4) подбор,
оценка, отбор и принятие на
работу сотрудников. Важность
этой функции определяется
5) адаптация,
обучение и повышение
6) планирование
карьеры, обеспечение
7) мотивация
персонала. Она означает
8) руководство
персоналом. Центральное место в
реализации этой функции
9) управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет того, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., т.е. все пребывание работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника;
10) организация
рабочего места, позволяющая
11) обеспечение
оптимального распорядка
12) освобождение
персонала. В современном
13) кадровое
делопроизводство – сбор, хранение
и учет анкетных данных, стажа,
повышения квалификации и т.д.
Эта, так сказать, техническая
функция необходима для
14) управление
информацией о сотрудниках.
15) оценка
результатов деятельности и
16) контроль
за персоналом, обеспечение дисциплины
и организационного порядка.
17) управление
конфликтами. Оно предполагает
создание в организации
18) правовое
регулирование трудовых
19) налаживание
партнерских отношений и
20) обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья, например перевод на более легкую работу или неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации после болезни;
21) социальное
обеспечение сотрудников. Оно
может включать социальное
22) планирование
и развитие организационной
23) обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью и институтами власти;
24) консультирование линейных руководителей в вопросах персонала. Эту функцию выполняют сотрудники службы персонала, специализирующиеся в определенных вопросах управления людьми;
25) участие
в разработке стратегии
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они отчасти накладываются друг на друга. Однако их перечисление дает представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки управления персоналом.
1.3 Методы управления персоналом.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляет с помощью разных методов, т.е. способов воздействия на сотрудников. В литературе имеются различные классификации такие методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека они подразделяются на методы стимулирования, связанные с удовлетворением определённых потребностей сотрудника; методы информирования, предполагающие передачу сведений, позволяющих ему самостоятельно строить своё организационное поведение; методы убеждения, непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека; методы(административного) принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.
А. Я. Кибанов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей) классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов:
1) административные - формирование структуры и органов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка приложений, должностных инструкций и стандартов деятельности организации;
Информация о работе Организация управления персоналом на предприятии