Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики. Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления производством при становлении рыночной экономики.
Введение_______________________________________________________3
Глава I. Теоретические основы управления персоналом ________________6
1.1. Понятия и цели управления персоналом _______________________6
1.2. Функции управления персоналом ____________________________10
1.3. Методы управления персоналом_____________________________17
Глава II. Технология управления персоналом и
его развитием в организации___________________________________19
2.1. Наем, отбор и прием персонала______________________________19
2.2. Деловая оценка ___________________________________________27
2.3. Обучение персонала _______________________________________36
2.4. Адаптация персонала ______________________________________42
Глава III. Теоретические основы организации управления персоналом____46
3.1. Понятие и сущность организации управления персоналом________46
3.2. Принципы и методы построения службы управления персоналом__48
3.3. Эффективность организации управления персоналом____________56
Заключение ___________________________________________________61
Список используемой литературы________
Поэтому
не надо упускать из внимания, что ведется
отбор прежде всего специалиста,
предъявляя ему определенные требования,
вытекающие в первую очередь из первых
двух вопросов. И только когда перед
Вами два или несколько
После того, как собрана вся требуемая информация, важно, чтобы претенденту были предоставлены следующие возможности: во-первых, надо предложить собеседнику сказать, что, по его мнению, не было затронуто в собеседовании, или сообщить более подробно о том, о чем было сказано недостаточно (например, о каком либо факте, который свидетельствовал бы в пользу претендента. Все же не надо упускать из вида волнение и скромность отдельных людей, из-за чего они могут пропустить какие-либо важные сведения в рассказе о себе); во-вторых, нужно предложить претенденту задать вопросы, чтобы он мог уточнить любые детали, касающиеся предлагаемой работы и условий.
И только после этого можно приступать к процедуре завершения собеседования. Надо подытожить, по каким вопросам достигнуто соглашение или взаимопонимание. Четко указать, на что может рассчитывать претендент и когда это произойдет.
Обсуждение контракта. На этапе отборочного собеседования происходит также и обсуждение контракта. Следует помнить, что обсуждение контракта – это часть процесса найма и происходит оно как до, так и после принятия решения о приеме на работу. Поэтому предложения, сделанные в ходе собеседования, даже в устной форме, являются частью контракта. Нужно твердо знать, что именно Вы полномочны предложить. Иначе можно поставить организацию в неудобное и юридически затруднительное положение., а себя - в ситуацию, когда к Вам могут быть применены меры дисциплинарного характера.
Если
собеседование, по крайней мере частично,
- это «продажа» работы кандидату,
то сделка по «продаже» должна быть
соответствующим образом
Оформление контракта. Обычно термин «контракт» означает юридически оформленный договор между двумя сторонами. Любой контракт подразумевает, что кто-то делает предложение, а кто-то другой принимает его. Заключение контракта о найме предполагает, что:
ваше предложение кому-либо о выполнении работы для Вас было принято;
вы управляете
сотрудником, выполняющим работу (лично
или с помощью другого
вы инструктируете его, что надо сделать;
вы инструктируете его, как это надо сделать;
данная работа является частью Вашей обычной работы.
Таким образом, сотрудником является тот, кто заключил контракт о найме, а не тот, кто просто оказывает услуги.
2.2 Деловая оценка персонала.
Деловая
оценка персонала – это
На основании
степени указанного соответствия решаются
главным образом следующие
- выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;
- разработка
возможных путей
- определение
степени соответствия заданным
критериям оплаты труда и
Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении ряда дополнительных задач:
- установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;
- удовлетворение
потребности сотрудника в
Деловая
оценка является важнейшей
- оценка
кандидатов на вакантную
- текущую
периодическую оценку
Оба
вида оценки позволяют решать
в основном аналогичные задачи,
поэтому в их формулировке
под словом «сотрудник»
Отечественная и зарубежная практика деловой оценки кандидатов на вакантную должность позволяет говорить о четырех основных этапах, определяющих содержание процесса оценки данного вида. К этим типовым этапам можно отнести: анализ анкетных данных; наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней работы или учебы); проверочные испытания; собеседование.
Текущая периодическая оценка сотрудников организации сводится. Как правило, к двум основным этапам: а) оценке результатов работы и факторов, определяющих степень достижения этих результатов; б) анализу динамики результативности труда за определенный промежуток времени, а также динамики состояния факторов (условий), влияющих на достижение результатов.
Организационная процедура подготовки деловой оценки предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:
- разработка
методики деловой оценки и
привязка к конкретным
- формирование
оценочной комиссии с
- определение времени и места проведения деловой оценки;
- установления процедуры проведения итогов оценивания;
- проработка
вопросов документационного и
информационного обеспечения
- консультирование
оценщика со стороны
Главным
действующим лицом в оценке персонала
является линейный руководитель. Он отвечает
за объективность и полноту
Центральным
вопросом любой деловой оценки является
установления ее показателей. Они могут
характеризовать как общие
При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп:
- результативности труда;
- профессионального поведения;
- личностных качеств.
В оценке результативности труда следует различать так называемые «жесткие» и «мягкие» показатели.
«Жесткие» показатели достаточно легко измеримы и охватываются, как правило, информационной системой организации. Показатели данного вида могут формулироваться субъективно разработчиком методики оценки, но они должны поддаваться достаточно объективной количественной оценке, например, со стороны руководителя. Наиболее соответствуют «жестким» показателям производственная система организации, а также подразделения системы управления, имеющие ярко выраженные взаимосвязи с внешним окружением: отдел маркетинга, отдел материально-технического снабжения, отдел главного механика и т.п.
«Мягкие» показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика и используются в подразделениях с ограниченной возможностью измерения конкретного результата.
При всей важности и приоритетности показателей результативности труда следует всегда помнить о следующих правилах:
не отдавать явного предпочтения какому-то одному показателю и в целом данной группе показателей, так как это приведет к пренебрежению сотрудниками другими, зачастую не менее важными аспектами деятельности;
определять
необходимое и достаточное
Эти правила важны не только для данной, но и для последующих групп показателей.
Показатели
профессионального поведения
Под факторами (или условиями) достижения результатов труда понимаются главным образом способности или желание к выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы. Другими словами, данные показатели характеризуют степень создания работником своей функциональной роли.
Показатели
непосредственного
При этом
важно учитывать тот момент, чтобы
непосредственно наблюдаемое
Третья группа показателей оценки – личностные качества. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности.
Если мы наблюдаем людей при выполнении ими определенной работы, то мы можем говорить в основном об их образе поведения или достигнутых результатах и в меньшей мере о свойствах личности. Сложность заключается в том, что какой-либо образ поведения может стать результатом действия непроявленных свойств личности. Однозначность оценки этих свойств возможна при неоднократном и достаточно постоянном наблюдении за сотрудником, что фактически является делом очень сложным и нередко ведет к искаженному восприятию сотрудника оценщиком, так как не обеспечивается систематичность оценки. При этом определенное свойство личности может рассматриваться как потенциал достижения результата для одного человека, а для другого таковым может и не быть.
Указанные особенности применения личностных свойств в качестве показателей оценки персонала требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей.
Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор способов, с помощью которых оцениваются те или иные показатели.
В любом случае способ или метод оценки должен обеспечивать возможно большую объективность измерения конкретных значений показателя. Следует указать на важность соблюдения в методике оценки следующего условия: необходимость подробного описания количественной и качественной интерпретации возможных состояний показателя. При этом речь идет о стремлении максимально сократить субъективность оценок, так как вряд ли можно найти способ, позволяющий достигнуть их полной объективности.
Принципы выделения двух групп методов оценки можно сформулировать следующим образом: показатели оценки заданы заранее; оценщик свободен в выборе этих показателей.
При оценке можно использовать несколько методов, которые определяют особенности выделения конкретных значений показателей:
характеристика значения устанавливается на шкале для каждого сотрудника (метод шкалирования);
несколько оценок приводится в ранжированный ряд относительно одного значения (метод упорядочения рангов);
отдельный сотрудник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия предложенного значения показателя (метод альтернативных характеристик).
Метод шкалирования может проявлять себя в двух формах: метод градации и метод оценочных шкал с описанием количественной оценки. При методе градации оценщику предлагается шкала с балльным определением значений показателей, причем эти баллы представляют степень выраженности показателя. Пример использования метода градации проиллюстрирован ниже:
Информация о работе Организация управления персоналом на предприятии