Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики. Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления производством при становлении рыночной экономики.
Введение_______________________________________________________3
Глава I. Теоретические основы управления персоналом ________________6
1.1. Понятия и цели управления персоналом _______________________6
1.2. Функции управления персоналом ____________________________10
1.3. Методы управления персоналом_____________________________17
Глава II. Технология управления персоналом и
его развитием в организации___________________________________19
2.1. Наем, отбор и прием персонала______________________________19
2.2. Деловая оценка ___________________________________________27
2.3. Обучение персонала _______________________________________36
2.4. Адаптация персонала ______________________________________42
Глава III. Теоретические основы организации управления персоналом____46
3.1. Понятие и сущность организации управления персоналом________46
3.2. Принципы и методы построения службы управления персоналом__48
3.3. Эффективность организации управления персоналом____________56
Заключение ___________________________________________________61
Список используемой литературы________
Метод главных компонент позволяет отразить в одном покащзателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1-ю, 2-ю или 3-ю компоненту).
Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки. Например, сравниваются результаты обработки фотографий рабочего дня и технологических карт выполнения управленческих операций и процедур с действительным фондом рабочего времени их выполнения.
Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы.
Наибольшее развитие в деле совершенствования управления персоналом получил метод аналогий. Он заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах управления персоналом со сходными экономико – организационными характеристиками, к рассматриваемой системе.
Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых решений и определении границ и условий их применения.
Эффективным
методом использования типовых
решений при совершенствовании
управления персоналом является блочный
метод типизации подсистем
Метод творческих
совещаний предполагает коллективное
обсуждение направлений развития системы
управления персоналом группой специалистов
и руководителей. Эффективность
метода состоит в том, что идея,
высказанная одним человеком, вызывает
у других участников совещания новые
идеи, а те, в свою очередь, порождают
следующие идеи, в результате чего
возникает поток идей. Цель кого
совещания – выявить возможно
больше вариантов путей
Метод коллективного блокнота («банка» идей) позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления персоналом.
Метод контрольных
вопросов заключается в активизации
творческого поиска решения задачи
совершенствования системы
Морфологический анализ является средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления персоналом. Если записать столбиком все функции, а затем против каждой функции построчно указать всевозможные варианты ее выполнения, то получим морфологическую матрицу. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из решений подзадач.
Наибольший
эффект и качество системы управления
персоналом достигаются в том
случае, когда применяется система
методов в комплексе. Применение
системы методов позволяет
3.3. Эффективность
организации управления
Рассмотрим подходы к Показатели эффективности
– количественные и качественные
характеристики оцениваемого объекта.
В рамках рассматриваемой темы под
объектом понимается деятельность по
управлению персоналом. В методике
оценки эффективности управления персоналом
выделяют показатели формирования, использования
и развития персонала в соответствии
с основными подсистемами управления
персоналом в организации. Данные показатели
отражают количественные и качественные
характеристики персонала, при этом
все они взаимосвязаны и Эффективное управление развитием
персонала может осуществляться
на основе анализа показателей, характеризующих
соотношение денежных затрат на развитие
и практических результатов деятельности
работников. При этом многие авторы
подчеркивают, что процесс управления
персоналом невозможен без объективной
детальной аналитической Исходя из этого выделяют фактора, влияющие на эффективность работы: - личностные факторы –
навыки , компетентность, мотивацию
и убеждения отдельного - командные факторы – качество поддержки, оказываемой коллегами; - системные факторы – система работы и инвентарь, предоставляемый организацией; - ситуационные факторы
– внутреннее и внешнее Следуя разработкам Б.Бейкера и Д. Ульриха, под факторами, влияющими на результативность в системе показателей эффективности понимают: - стратегические возможности человеческих ресурсов; - система высокоэффективного труда; - результативность, с которой эти стратегические возможности генерируются. Вышеперечисленные факторы
вырабатываются в качестве В ряде случаев показателями
эффективности являются стандарты,
разрабатываемые внутри организации
на основе ряда документов. Показатель
результативности представляет собой
единицу измерения, связанную с ключевым
фактором успеха и стратегической целью,
с помощью которой оценивается работа
процессов: «это стандарт, позволяющий
количественно оценить степень достижения
стратегической цели. Благодаря показателям
результативности организационное видение
и цели становятся измеримыми. Целевое
значение показателя отражает конкретное
значение, которое нужно достичь». При
этом стандарты эффективности задают
предельный порог, требования или ожидания,
которые должны быть выполнены по каждому
фактору на определенном уровне эффективности.
Они должны быть сосредоточены на результате
и включать надежные меры оценки, такие
как: Менеджерам по персоналу рекомендуется разделить ключевые показатели результативности трудовых ресурсов на две категории: базовые и стратегические. Базовые показатели отображают значительные издержки, которые связаны с трудовыми ресурсами и не обеспечивают прямого влияния на процесс реализации стратегии фирмы. Стратегические показатели оценивают результативность деятельности трудовых ресурсов и процессов, разработанных для обеспечения стратегических возможностей персонала. Предложенный авторами подход разделяет показатели эффективности по зонам ответственности, исходящих из должностных обязанностей. Тем не менее, предлагаемый подход требует уточнения и доработки, так как в приведенном примере отсутствуют четко сформулированные показатели, которые могут использоваться в качестве параметра оценки. Например, критерием оценки результативности и показателем эффективности деятельности «менеджера по персоналу» авторы устанавливают «количество вакантных мест в организации; количество претендентов на одно вакантное место; коэффициент текучести кадров по категориям персонала и подразделениям». Однако открытие вакансий в организации, как правило, от менеджера по персоналу не зависит. В связи с этим, показателем эффективности деятельности, в данном случае, целесообразнее устанавливать количество закрытых вакансий в организации. Представленные авторами
перечни показателей Таким образом, формулировка
показателей эффективности |
Заключение.
В современных условиях в теории управления организациями происходит существенное изменение общей парадигмы управления. Сегодня персонал рассматривается как основной ресурс организации, в значительной степени определяющий успех всей ее деятельности и представляет собой один из основных ресурсов организации, которым надо грамотно управлять, создавать оптимальное условие для его развития, вкладывать в это необходимые средства.
Результаты изучения сложившейся практики управления в различных организациях действующих на российском рынке показывают, что большинство отечественных предприятий основное свое внимание сосредотачивают на чем угодно, только не на персонале и, таким образом, персонал как объект управления, остается на втором плане. Поэтому неудивительно, что службы управления персоналом большинства российских организаций имеют низкий организационный статус, недостаточно профессионально подготовлены и по сути ограничиваются выполнением лишь учетных функций.
Между тем, как показывает не только зарубежный, но и современный отечественный опыт, именно персонал становится сегодня долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания предприятия. В условиях нестабильности российской экономики, неустойчивости финансового рынка, откровенной слабости и неразвитости отечественного рынка труда для организации одной из наиболее сложных, но в то же время жизненно важных и необходимых задач является задача создания и обеспечения эффективного функционирования службы управления персоналом.
В связи с этим возникает объективная потребность в определении дееспособности существующей службы управления персоналом на предприятии, оценке степени ее соответствия постоянно растущим требованиям в области персонального менеджмента и стремится соответствовать этим требованиям.
К сожалению, данное положение в целом пока не характерно для российского менеджмента, где персонал по прежнему рассматривается как издержки, которые прежде всего и следует сокращать. Хотя, как и всегда есть исключения из правил, что подтверждается словами Михаила Додонова, начальника Управления по работе с кадрами банка, который на вопрос, сколько стоит создание современной службы управления персоналом и нужно ли это организации, ответил: «Если вкладывать в людей, то это экономия ресурсов, потому что ты вкладываешь не конкретно в зарплату человека, а в атмосферу, которая его окружает. Меньше денег надо вкладывать и в зарплату в принципе, потому, что коллектив стабильный и обновляется не часто. Если моральный климат хороший, то и у людей эффективность работы повышается. Им хорошо, им нравится развивать этот бизнес, эту компанию. То есть это приносит такое количество плюсов…».
Этими плюсами и попытаются воспользоваться сейчас все большие российские компании.
Список используемой литературы:
1. Кибанов А.Я. «Основы управления персоналом», Москва, 2003г.
2. Поршнева А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А. «Управление организацией», Москва,2005г.
3. Пугачев В.П. «Руководство персоналом», Москва, 2006г.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», Москва, 2002г.
5. Кибанов А.Я. «Управления персоналом организации», Москва, 2000г.
НОУВПО Гуманитарный университет
Факультет бизнеса и управления
Организация управления персоналом на предприятии
Екатеринбург
2010 год
Информация о работе Организация управления персоналом на предприятии