Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики. Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления производством при становлении рыночной экономики.
Введение_______________________________________________________3
Глава I. Теоретические основы управления персоналом ________________6
1.1. Понятия и цели управления персоналом _______________________6
1.2. Функции управления персоналом ____________________________10
1.3. Методы управления персоналом_____________________________17
Глава II. Технология управления персоналом и
его развитием в организации___________________________________19
2.1. Наем, отбор и прием персонала______________________________19
2.2. Деловая оценка ___________________________________________27
2.3. Обучение персонала _______________________________________36
2.4. Адаптация персонала ______________________________________42
Глава III. Теоретические основы организации управления персоналом____46
3.1. Понятие и сущность организации управления персоналом________46
3.2. Принципы и методы построения службы управления персоналом__48
3.3. Эффективность организации управления персоналом____________56
Заключение ___________________________________________________61
Список используемой литературы________
Для специалистов с опытом работы – это повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности.
Для руководителей с опытом работы – отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.
Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы ( повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой стороны - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная- со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Отметим, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым и наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне их опыта, однако потребности предприятий при этом не всегда в достаточной степени учитываются.
Методы обучения персонала
Опишем методы
1. Направленное
приобретение опыта –
2. Производственный
инструктаж – общая информация,
введение в специальность,
3. Смена
рабочего места (ротация) –
получение знаний и
4. Использование
работников в качестве
5. Наставничество
– сотрудничество наставника
и обучающегося, когда наставник
обеспечивает непрерывную,
6. Подготовка
в проектных группах –
Методы
профессионального обучения
Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:
- опытное или эмпирическое обучение-обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;
- демонстрация и практика под руководством – обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работника, но под его руководством;
- программируемое
обучение – книга или машина,
которая «ведет» читателя и
периодически проверяет его
- обучение
с помощью компьютера –
- обучение
действием – обучение в ходе
выполнения действий, например, участие,
вместе с другими в разработке
проекта или группового
Говоря
об экономической и социальной эффективности
обучения квалифицированных кадров,
необходимо отметить следующее. Обучение
квалифицированных кадров является
эффективным в том случае, если
связанные с ним издержки будут
в перспективе ниже издержек организации
на повышение производительности труда
за счет других факторов или издержек,
связанных с ошибками в найме
рабочей силы. Поскольку определение
результатов достигаемых с
2.4 Адаптация персонала.
Одна из важных проблем кадровой работы в организациях при привлечении персонала – управление адаптацией.
Адаптация
– это взаимное приспособление работника
и организации, основывающиеся на постепенной
врабатываемости сотрудника в новых
профессиональных, социальных и организационно-
Когда человек
поступает на работу, он включается
в систему
Процесс взаимного приспособления или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успещнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает и усваивает свои социальные роли в коллективе.
Выделяются два направления адаптации:
первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности;
вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, отечественным кадровым службам необходимо обратиться к опыту зарубежных фирм, которые уделяют традиционно повышенное внимание первичной адаптации молодых сотрудников.
В теоретическом и практическом плане выделяется несколько аспектов адаптации:
психофизиологический – приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда;
социально-психологический
– приспособление к относительно
новому социуму, нормам поведения и
взаимоотношений в новом
профессиональный
– постепенная доработка
организационный
– усвоение роли и организационного
статуса рабочего места и подразделения
в общей организационной
Несмотря на различия между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия. Обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так в процессе трудовой адаптации работников);
престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
особенности
организации труда, реализующие
мотивационные установки
наличие отработанной системы внедрения новшеств;
гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
личностные
свойства адаптируемого сотрудника,
связанные с его
Управление трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов:
структурное закрепление функции управления адаптации;
технология процесса управления адаптацией;
информационное обеспечение этого процесса.
В качестве
возможных организационных
организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;
проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
интенсивные
краткосрочные курсы для
проведение
организационно-
специальные курсы подготовки наставников;
использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий;
выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
выполнение разовых поручений по организации работы органа управления;
подготовка замены кадров при их ротации.
Центр тяжести информационного обеспечения процесса адаптации лежит на сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся те, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах.
Кроме того, показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов, например, профессиональному аспекту (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места); социально-психологическому (степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе); психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки).
Субъективные
показатели характеризуют
Сбор
и обработку информации об уровне
и длительности адаптации целесообразно
проводить в рамках процедуры
текущей деловой оценки персонала.
Здесь отличие состоит в том,
что по отношению к новым сотрудникам
процедура деловой оценки должна
иметь более высокую
Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. Вывод о ее успешном проведении делается на основе сравнения фактических и нормативных показателей.
Глава III. Теоретические основы организации управления персоналом
3.1. Понятие
и сущность организации
Организация управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь.
«Организацию»
можно рассматривать с позиции
системного образования и понимать
под ней – предприятия, фирмы,
компании и т.д. Но термин «организация»
употребляется , кроме того, в смысле
действия или процесса – организационной
деятельности руководства организации,
ведущие к образованию или
совершенствованию
Функция организации деятельности (организовывание) состоит в создании структуры управления организации, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь повышающая эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
Информация о работе Организация управления персоналом на предприятии