Опыт построения ИКС в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Время, в которое мы живем, — время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
ГлаваI. Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в России…………………………………...…7
1.1 Развитие в период до 1917 г…………………………………………...…....7
1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период................................12
1.3 Современный период развития системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей……..18
ГлаваII. Консалтинг в России……………………………….…………….…...20
2.1 Особенности российского консалтинга…………………………………...20
2.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………….33
ГлаваIII. Приоритетные направления развития информационно-консультационной службы……………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая ИКС.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

1.3.Современный период развития системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей.

Потребность в информационно-консультационных службах в АПК снова возникла в 1992-1993 гг., с появлением достаточно большого числа фермеров. Ряд международных организаций оказывали поддержку инициаторам этого процесса в России. Так, для ускорения создания системы информационно-консультационного обслуживания в Российской Федерации правительство РФ в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия подписало в июне 1994 года соглашение о Займе с Международным банком реконструкции и развития (МБРР). В соответствии с этим Соглашением был реализован Проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС - Agriculture Reform Implementation Support).

Целью проекта было создание условий для функционирования аграрного сектора России в условиях рыночной экономики. Для этого в рамках проекта была создана система ценовой информации (СИР), информационно-консультационная служба для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ИКС), осуществлялось развитие семеноводства, реализовывались инвестиционные проекты. Проект предусматривал создание систем ИКС и СИР в тех регионах Российской Федерации, в экономике которых аграрный сектор имеет важное значение.

Реализация Проекта АРИС в регионах финансировалась из средств займа, предоставленного МБРР Правительству Российской Федерации, и средств регионального бюджета. Часть средств займа на закупку системообразующего информационно-компьютерного оборудования (приблизительно 30% от стоимости всего оборудования) предоставлялась региону на безвозмездной основе. Другая часть займа МБРР предоставлялась региону в форме субзайма со сроком погашения 17 лет, из которых в течение 5 лет выплачиваются только проценты (около 8% годовых) и комиссия на неиспользованную сумму субзайма (0.25% годовых). Средства субзайма использовались для закупки необходимого компьютерного и коммуникационного оборудования с периферией, оргтехники, учебного и типографского оборудования, транспортных средств. Из этих средств осуществлялось возмещение 30% затрат по ремонту помещений, а также проводилось обучение руководителей и специалистов вышеуказанных информационно-консультационных служб.

Из региональных бюджетов покрывались налоги, таможенные платежи и сборы на закупаемое оборудование, эксплутационные расходы по функционированию информационных систем, а также 70% затрат по ремонту помещений. К моменту завершения реализации проекта 27 субъектов Российской Федерации подписали договоры субзаймов между Министерством финансов России Министерством сельского хозяйства и продовольствия России и Администрацией (Правительством) субъекта Российской Федерации.

Проект АРИС оказал большую помощь в создании системы информационно-консультационного обслуживания аграрного сектора РФ. В настоящее время информационно-консультационные службы созданы в 65 регионах и 235 районах Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Консалтинг в России.

2.1 Особенности российского консалтинга.

Управленческий консалтинг, как и любое другое понятие, относящееся к деловой сфере, имеет в России свою специфику. От западного варианта он отличается относительной молодостью. Советы о том, как управлять бизнесом, основанные на зарубежных шаблонах и методиках, нуждаются в существенной переработке. Реализация этого процесса ложится и первую очередь на плечи российских консалтинговых агентств, которым приходится решать сразу две проблемы: подгонять зарубежные методы или разрабатывать оригинальные продукты и доводить их до массового потребителя.

Следует отметить, что консалтинг в России существовал и в условиях централизованно планируемой экономики, но в отличном виде от принятого в мировой практике. Дело в том, что консалтинг представляет собой работу по предоставлению советов и рекомендаций независимыми экспертами на рыночных условиях и в рыночной экономике. Но в советский период не было ни рыночной экономики, ни независимых консультантов.[9]

Некоторая степень независимости и «рыночности» предоставления консалтинговых услуг обеспечивалась лишь в рамках так называемых хоздоговорных работ, при которых консультант и клиент выступали в качестве равноправных и относительно независимых от государства сторон. В условиях дореформенной России такая форма деятельности являлась единственно возможной для организации консалтинговых услуг на рыночных началах. Хозяйственные договоры составляли (оценочно) не более 3% объемов работ в этой области, а 97% работ осуществлялось на основе госбюджетного финансирования. В этом случае заказчиками (но не обязательно потребителями) выступали государственные или партийные органы.

В конце 80-х — начале 90-х гг. ситуация стала меняться. С одной стороны, все в большей степени заказчиками становились не государственные, а частные или смешанные структуры. С другой стороны, начали возникать независимые (частные) консалтинговые фирмы. Последнее является принципиально важным, так как независимость консультантов составляет одно из необходимых профессиональных качеств этих специалистов.

Процесс развития сельского предпринимательства идет параллельно с рыночными реформами в экономике. Темп роста реформ, проводимых в аграрном секторе, снизился в последние годы, и стало видно, что дальнейшее развитие сельских предпринимателей невозможно без применения инновационных технологий и информационно-консультационного обеспечения. Особенно это очевидно для малого и среднего бизнеса, который не может позволить себе содержать в штате большое количество специалистов различных направлений. Выделение земли в собственность и формирование нормативно-правового поля были необходимы для начала действий, но с развитием рыночных отношений в аграрном секторе стало ясно, что необходим переход на новые технологии управления и производства. Внедрение перспективных технологий и организация производства создают возможность значительно повысить эффективность работы предпринимателей и производить конкурентоспособную продукцию, пользующуюся платежеспособным спросом.

        В настоящее время в России существует то, что можно назвать двухсекторной моделью экономики консалтинговых услуг.

1-й сектор составляют частные независимые консалтинговые и другие профессиональные (аудиторские, тренинговые, юридические и т. д.) фирмы.

2-й сектор – это сохранившиеся госбюджетно финансируемые научно-исследовательские структуры (входящие в систему Академии наук, отраслевых и функциональных министерств и т. д.).

1-й сектор имеет тенденцию к ускоренному росту и работает на рыночных началах, 2-й — имеет тенденцию к сокращению, обслуживает в основном органы государственного управления и работает на «централизованно плановых» началах.[9]

Более наглядно структура российского рынка консалтинговых услуг изображена на схеме (1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема1.

Классификация консалтинговых структур, действующих на территории России.

 

Индивидуальные консультанты обычно начинали карьеру в научно-исследовательских институтах или учебных заведениях. Почувствовав себя достаточно компетентными, они покидали прежнее место работы и начинали работать самостоятельно. Специализируются в основном на тренингах, консультировании по процессу, психологическом консультировании. Стараются поддерживать более или менее формальные связи с другими независимыми консультантами (в основном с целью совместной реализации проектов, которые «не по зубам» отдельному консультанту, или «протежирования» перед потенциальными клиентами).

          Малые фирмы, ориентированные на консультирование по процессу. Руководители (они же чаще всего и владельцы) малых консультационных фирм такого профиля начинали свою карьеру в качестве экспертов в каких-либо областях (экономика и финансы, психология, социология, реже — точные науки), однако в настоящее время больше специализируются на вопросах стратегического планирования, управления персоналом, организационного развития. Как правило, в фирмах работает 4-6 консультантов, и расширять свой штат они не планируют. Таких фирм в России немного.

Процессно-ориентированные фирмы среднего масштаба отличаются от предыдущей категории в основном только числом персонала — как основного (консультанты), так и вспомогательного. Встречаются еще реже.

Малые экспертно-ориентированные фирмы. Такие фирмы работают в различных узких областях экспертных знаний (финансы, законодательство, налогообложение, маркетинг отдельных отраслей промышленности, инвестиционное проектирование или региональное развитие). Только в отдельных случаях их клиентами являются собственно руководители предприятий. В основном эти фирмы работают на местные органы управления, банки или на других инвесторов, заинтересованных в эффективном вложении капитала. Консультационные услуги, которые предлагают такие эксперты, в основном заключаются в финансовом аудите и составлении бизнес-планов или инвестиционных программ. Основная часть консультационной работы в России осуществляется именно этой категорией фирм. Некоторые из них до сих пор являются частью академических структур либо поддерживают с ними самые тесные связи. Обычно число экспертов в таких фирмах составляет 2-3 человека.

Крупные экспертно-ориентированные фирмы. Таких фирм в России крайне мало. Обычно это корпорации, специализирующиеся на создании новых информационных технологий и автоматизированных систем управления или занимающиеся разработкой и сопровождением комплексных инвестиционных проектов.

Крупные государственные научные центры. Существует большое количество таких структур — это научно-исследовательские институты, академии, университеты и т. д. Традиционно они являются государственной собственностью и им же (государством) финансируются. Поскольку бюджетных средств не хватает даже для выживания, а тем более для развития, эти структуры постепенно вынуждены выходить на свободный рынок и учиться «продавать» свои экспертные знания. Качество услуг, которые они могут предложить, высоко, но опыт их «продажи» крайне недостаточен. Часто такие центры (или их сотрудники) становятся учредителями небольших консультационных фирм и помимо экспертного консультирования занимаются организацией различного рода тренингов.

Фирмы, занимающиеся кроме консалтинга другими видами деятельности. В России число фирм, для которых характерна комбинация консультирования и других видов деятельности (торговля различными товарами, сервис, биржевой бизнес и т. д.), велико. Основными клиентами для консалтингового подразделения в таких фирмах является другое «производящее» подразделение, и лишь небольшая часть клиентов приходит извне. Консультирование в этих фирмах является в большей мере «сопутствующим» товаром и представляет интерес, если оно приносит дополнительный доход или помогает решать проблемы материнской компании.

Особую категорию среди таких смешанных фирм составляют аудиторско-консалтинговые. Аудит, как уже упоминалось, представляет собой услуги, основанные на знаниях в области экономики и управления, но не в форме советов и рекомендаций. Аудиторские фирмы во всем мире пытаются развивать у себя и консалтинговые услуги, понимая, что они могут принести дополнительный доход, но не всегда обладают достаточным творческим потенциалом.

Отделения зарубежных фирм, работающие на российском рынке. В конце 80-х — начале 90-х гг. ряд крупнейших западных консалтинговых и аудиторско-консалтинговых фирм начал свою деятельность в России, имея весьма немногочисленный персонал и занимаясь в основном экспертным консультированием и аудитом. Сейчас их российские филиалы насчитывают, как правило, более 50 специалистов (2/3 из них — граждане России), имеют мощные подразделения, специализирующиеся на управленческом консультировании, и дочерние офисы на всей территории бывшего СССР. В области аудита эти фирмы не испытывают затруднений в поисках клиентуры (зачастую российские клиенты готовы платить уже за одно престижное имя) и не считают, что российские консалтинговые фирмы являются для них реальными конкурентами. Что касается менеджмент-консалтинга как такового, то ситуация для западных фирм в России более сложная. Основным источником заказов для них в этой сфере являются программы международной технической помощи, объем которых имеет тенденцию к сокращению. Частные же клиенты, действующие на территории России, во все большей степени предпочитают обращаться к российским консультантам.[5]

Небольшие российские консультационные фирмы, сотрудничающие с крупными западными фирмами. Владельцы (они же руководители) этих фирм начинали карьеру в западных компаниях и, проработав несколько лет, организовали свой собственный бизнес. Большая часть персонала обучалась за рубежом или в свое время работала в инофирмах. Такие фирмы в основном придерживаются западного стиля в работе с клиентами и международных стандартов качества консультационных услуг. Если крупные зарубежные фирмы нуждаются в российском партнере, то они отдают предпочтение именно таким фирмам.

Управленческое консультирование в чисто процессном виде распространено в России в достаточно ограниченном масштабе. К субъектам, занимающимся «чистым» консультированием, можно отнести малые процессно-ориентированные фирмы и индивидуальных консультантов (число, как первых, так и вторых достаточно ограничено). В большинстве случаев консультирование в России представляет собой комбинацию определенных экспертных знаний (в области финансов, автоматизации, управления, маркетинга и т. д.) и процессного или обучающего консультирования. Большинство фирм очень молоды (1-5 лет) и находятся на первой фазе развития. Их основная задача на сегодняшний момент — найти клиентов и вовремя получить с них деньги за проделанную работу. Вторым приоритетом можно назвать выживание этих фирм в ближайшие несколько месяцев. Люди, занимающиеся консультированием, чувствуют себя зависимыми от политической и экономической ситуации в стране, которую практически нельзя предсказать. Налоговое регулирование и платежеспособность предприятий влияют не только на клиентов, но и соответственно на возможности и профессиональную ориентацию консультационных фирм. Стратегическое планирование в таких условиях для них самих осуществляется достаточно редко.

          Российские клиенты ожидают от западных консультационных фирм высокого уровня качества оказываемых услуг. Оно определяется высоким уровнем оплаты консультантов, которая зависит от количества затраченных на работу часов, а не от полученного результата. Иногда ситуация выглядит так, будто воспользоваться услугами консультационной фирмы, имеющей высокую репутацию, гораздо важнее, чем получить реальный результат. С другой стороны, российские менеджеры зачастую относятся с недоверием к зарубежным консультантам, поскольку в первые годы существования сама профессия была дискредитирована непрофессионалами, не имеющими опыта консультационной работы в России и специального образования (был создан эффект «испорченного поля»). Кроме того, зачастую в России консультанты сталкиваются с совершенно нереалистичными, завышенными ожиданиями клиентов (например, не просто повысить доходность предприятия, а увеличить ее в два раза).

Информация о работе Опыт построения ИКС в России