Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа
Время, в которое мы живем, — время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГлаваI. Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в России…………………………………...…7
1.1 Развитие в период до 1917 г…………………………………………...…....7
1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период................................12
1.3 Современный период развития системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей……..18
ГлаваII. Консалтинг в России……………………………….…………….…...20
2.1 Особенности российского консалтинга…………………………………...20
2.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………….33
ГлаваIII. Приоритетные направления развития информационно-консультационной службы……………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы.
• содействие в создании эффективных организаций сельхоз-товаропроизводителей — финансово-кредитных, торгово-снабженческих и продовольственных кооперативов, производственных ассоциаций фермеров;
• организация учебы кадров на местах.
Наиболее успешно информационно-консультационная служба АПК функционирует в Нижегородской, Новгородской, Ленинградской, Ивановской, Волгоградской, Рязанской областях, республиках Бурятия и Татарстан.
Специалисты-консультанты оказывают постоянное содействие клиентам в реформировании сельскохозяйственных предприятий. В Новгородской области в 2001 г. по этим вопросам проведены 17 семинаров, оказана практическая помощь в организации собраний в трудовых коллективах. [7]
Это, естественно, не всеохватный перечень типовых задач консультантов на российском рынке, однако, именно эти проекты пользуются наибольшим спросом. Мне видится, что такая ситуация не лишена обоснования. По сегодняшним заказам консалтинговых фирм можно составить примерное впечатление о проблемах российского бизнеса в целом. Очевидно, что причины скрываются в совсем недалеком прошлом. Переход от плановой экономики к рынку был весьма неожиданным и, если можно так выразиться, довольно «кровавым», в плане потерь, понесенных предприятиями в процессе приватизации и перехода на принципиально новые для них системы хозяйствования. Даже сейчас, спустя почти 15 лет не все руководители предприятий могли бы с уверенностью сказать, что полностью вышли из кризиса. Дело в том, что «бизнес», зародившийся в девяностые годы был основан на чем угодно – от банальной преступности до феноменальной интуиции, но лишь в последнюю очередь на профессиональных знаниях и навыках. В последнее время требуется кардинально иной подход к ведению бизнеса, вот поэтому-то очень и очень многие предприятия сегодня, как и почти 15 лет назад сталкиваются с необходимостью изменений, где-то небольших, «косметических», а где-то – глобальных и всеобъемлющих.
Всего в России более трех тысяч консалтинговых (по их уставам) компаний. И лишь каждая десятая активна на рынке. Участвует в рейтингах, имеет авторские методики, радеет за развитие отрасли. Однако весь российский консалтинг еще не представляет собой мощную единую индустрию бизнес-услуг с развитой инфраструктурой. Поэтому каждый эксперт и оценивает емкость этого рынка исходя лишь из собственных представлений.
Опыт работы информационно-консультационных служб показывает, что они стали действенным механизмом доведения до сельских товаропроизводителей правовой, технологической, экономической, рыночной и другой информации.
Основные пользователи консультационных услуг в АПК – это крупные хозяйства всех форм собственности (56%), крестьянские (фермерские) хозяйства (21%), ЛПХ и садоводы огородники (8%). В ИКС обращаются также представители органов управления АПК, специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений, коммерческих структур.[1]
Все больше людей начинают понимать, что такое управленческий консалтинг. Услуги становятся все более профессиональными, становится престижной профессия консультанта по управлению. Растет рынок консалтинговых услуг в денежном выражении, меняется его структура, снижается доля западных компаний, увеличивается доля российских. Есть тенденция к сближению цен на услуги иностранных и отечественных консультантов.
Ежегодное исследование показало, что существует устойчивая тенденция роста обращений региональных компаний к консультантам. В текущем году они даже превзошли по объемам спроса, клиентов, работающих на международные рынки.
С западными компаниями отечественные существуют параллельно и независимо, у них разные клиенты, разные работы, они добиваются разных результатов и работают по разным ценам. Это два параллельных мира. Хотя в последнее время происходит взаимопроникновение: все чаще «наши» фирмы сталкиваются на конкурсах и тендерах с зарубежными компаниями и даже эти тендеры выигрывают. Итак, можно сказать, что просматриваются две тенденции. Первая касается российского рынка: наметилось некоторое сближение международных и российских консалтинговых компаний. Российские компании стараются подтянуться до их уровня и, убедившись в качестве своих услуг, смело повышают цены. Вторая тенденция касается крупных альянсов консалтинговых компаний с западными «китами» компьютерной индустрии. То, что происходит на мировом рынке, рано или поздно происходит и в России, тем более что интерес к сближению у консультантов по управлению и системных интеграторов есть.
Было выделено два типа задач, чаще других предлагавшихся к решению фирмам по управленческому консультированию: самостоятельное решение консультантом проблем управления, и оснащение клиента специальными методами решения проблем для получения результатов в будущем.
По тематике консультационных запросов большую часть (55%) составляет информация о разработчиках, изготовителях и поставщиках сельскохозяйственной техники, новых технологиях хранения и переработки картофеля и овощей, оперативная ценовая и маркетинговая информация, опыт реформирования, сведения о порядке налогообложения, ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции, новом законодательстве. Такие запросы поступают от коллективных хозяйств.
Поток запросов по информации о ценах на минеральные удобрения, комбикорма, ядохимикаты, ветпрепараты и возможностях их приобретения, сведения об основных технологиях и базовом технологическом оборудовании, о потенциальных инвесторах и кредитодателях, земельное законодательство и землеустройство, составляет до 35%, ее потребители - владельцы фермерских и личных подсобных хозяйств, иногда садоводы-огородники.
Остальные 10% объема запросов занимает само министерство. Здесь имеются в виду информационно-аналитические материалы, информация по определенным проблемам и направлениям, ввозе-вывозе сельскохозяйственной продукции, различных мероприятиях, проводимых министерством. [10]
Помимо этого, часто внимания требует повышение качества продукции и эффективности работы через мотивацию и совместные ценности.
В последнее время резко возрос спрос на два направления консалтинговых услуг: автоматизация управления, финансовый менеджмент. Эта тенденция сохраняется и сегодня, и я полагаю, что спрос на эти услуги будет постепенно расти.
Популярность такого способа решения проблем, связанных с управлением на информационном уровне как покупка программы автоматизации (BAAN, R/3, Oracle и др.) возрастает с каждым годом. В таких случаях принципиальное значение имеет подготовка предприятия к внедрению программы автоматизации. Комплексная оценка деятельности предприятия, оптимизация структуры управления, описание всех бизнес-процессов, приведение их в соответствие с тем, «как должно быть», — все это важные элементы подготовительного периода, на базе которого должна быть отобрана та или иная программа. Подготовительный период и сам процесс внедрения, как правило, не обходятся без консультационного сопровождения. Причем, наиболее эффективными здесь будут консультационные консорциумы из фирм, специализирующихся собственно на управленческом консультировании, и фирм, специализирующихся на внедрении КИС.
Финансовый менеджмент все больше развивается от потребности сопровождения внедрения бюджетирования на предприятии к вопросам разработки схем финансирования, выхода на рынок ценных бумаг и тому подобному. Значительная доля услуг оказывается также в сфере финансового оздоровления, помощи в вопросах реструктуризации кредиторской задолженности предприятий.
Таким образом, основными в списке задач, специфичных для российский консалтинговых фирм, являются задачи, связанные с преодолением трудностей, вызванных серьезными изменениями в экономике, произошедшими за последние несколько лет, трудностей, связанных с преодолением разнообразных кризисов, адаптацией к новым условиям ведения бизнеса, поддержанию и улучшению конкурентоспособности, реформировании земельных, имущественных отношений, материально-техническим обеспечением и т. д.
Происходит постепенное выравнивание отечественного и зарубежного рынка консалтинговых услуг, что говорит, на мой взгляд, о постепенном оздоровлении российского бизнеса.
В рассматриваемый период предстоит сосредоточиться на решении комплекса проблем, определяющих эффективность информационно-
Структурно-стратегические — завершение формирования структуры ИКС на федеральном, региональном и районном уровнях, создание единой вертикали управления службой, построение многоуровневой и многовариантной модели ИКС, укрепление роли Федерального центра сельскохозяйственного консультирования, разработка научно обоснованной стратегии развития службы, реализация мероприятий по интеграции деятельности субъектов АПК, обеспечивающих единую цепь "наука — инновации—образование—произво
Нормативно-правовые — разработка и принятие Федерального закона об информационно-
Информационные — создание единой информационно-технологической системы, формирование и актуализация баз данных, отвечающих информационным потребностям клиентов службы, разработка и освоение новых информационных технологий, развитие систем телекоммуникаций, улучшение каналов связи.
Инновационно-инвестиционные — разработка и использование системы поиска, отбора и сертификации инновационных технологий, создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в проекты, связанные с развитием информационно-консультационно
Экономические — разработка и совершенствование экономического механизма функционирования ИКС, предусматривающего заинтересованность ее работников в результатах труда; предоставление льготных условий для развития службы; формирование рынка информационно-
Подготовка кадров — организация стройной системы подготовки кадров для ИКС, в первую очередь полевых консультантов, менеджеров, специалистов по компьютерным технологиям, программированию и моделированию; введение в учебных аграрных заведениях курса по основам организации и функционирования ИКС; открытие соответствующих кафедр и магистратур в вузах; укомплектование ИКС профессиональными кадрами; организация системы повышения квалификации работников службы на базе создаваемых региональных центров обучения кадров, системы дополнительного профессионального образования, а также развертывания дистанционных методов обучения.
Социальные — участие в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий и в различных экологических программах; подготовка предложений и оказание помощи в развитии малого и среднего бизнеса, агротуризма, создании новых рабочих мест на селе; реализация мероприятий по повышению доходов сельского населения; содействие в расширении страхования сельскохозяйственной деятельности; организация процессов кооперации в производственной, сбытовой, финансовой и других направлениях деятельности.
Международное сотрудничество — информационное взаимодействие с зарубежными информационно-консультационны
Рекламно- пропагандистское обеспечение — разработка и реализация совместно с органами управления АПК специальных программ по пропаганде деятельности ИКС с широким привлечением печати, радио, телевидения и других средств массовой информации; активное участие в общественно значимых мероприятиях, организуемых органами управления АПК; организация собственных пропагандистских мероприятий в виде семинаров, выставок, полевых дней и т.д.; широкое использование возможностей Интернета, открытие специальных WEB-страниц с размещением материалов, освещающих деятельность службы; выпуск рекламных проспектов и дайджест листов.[3]