Опыт построения ИКС в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Время, в которое мы живем, — время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
ГлаваI. Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в России…………………………………...…7
1.1 Развитие в период до 1917 г…………………………………………...…....7
1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период................................12
1.3 Современный период развития системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей……..18
ГлаваII. Консалтинг в России……………………………….…………….…...20
2.1 Особенности российского консалтинга…………………………………...20
2.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………….33
ГлаваIII. Приоритетные направления развития информационно-консультационной службы……………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая ИКС.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

• содействие в создании эф­фективных организаций сельхоз-товаропроизводителей — финан­сово-кредитных, торгово-снабженческих и продовольственных кооперативов, производственных ассоциаций фермеров;

• организация учебы кадров на местах.

     Наиболее успешно информационно-консультационная служба АПК функционирует в Нижего­родской, Новгородской, Ленинг­радской, Ивановской, Волгоградс­кой, Рязанской областях, республи­ках Бурятия и Татарстан.

        Специалисты-консультанты оказывают постоянное содейст­вие клиентам в реформировании сельскохозяйственных предпри­ятий. В Новгородской области в 2001 г. по этим вопросам прове­дены 17 семинаров, оказана прак­тическая помощь в организации собраний в трудовых коллекти­вах.  [7]

        Это, естественно, не всеохватный перечень типовых задач консультантов на российском рынке, однако, именно эти проекты пользуются наибольшим спросом. Мне видится, что такая ситуация не лишена обоснования. По сегодняшним заказам консалтинговых фирм можно составить примерное впечатление о проблемах российского бизнеса в целом. Очевидно, что причины скрываются в совсем недалеком прошлом. Переход от плановой экономики к рынку был весьма неожиданным и, если можно так выразиться, довольно «кровавым», в плане потерь, понесенных предприятиями в процессе приватизации и перехода на принципиально новые для них системы хозяйствования. Даже сейчас, спустя почти 15 лет не все руководители предприятий могли бы с уверенностью сказать, что полностью вышли из кризиса. Дело в том, что «бизнес», зародившийся в девяностые годы был основан на чем угодно – от банальной преступности до феноменальной интуиции, но лишь в последнюю очередь на профессиональных знаниях и навыках. В последнее время требуется кардинально иной подход к ведению бизнеса, вот поэтому-то очень и очень многие предприятия сегодня, как и почти 15 лет назад сталкиваются с необходимостью изменений, где-то небольших, «косметических», а где-то – глобальных и всеобъемлющих.

Всего в России более трех тысяч консалтинговых (по их уставам) компаний. И лишь каждая десятая активна на рынке. Участвует в рейтингах, имеет авторские методики, радеет за развитие отрасли. Однако весь российский консалтинг еще не представляет собой мощную единую индустрию бизнес-услуг с развитой инфраструктурой. Поэтому каждый эксперт и оценивает емкость этого рынка исходя лишь из собственных представлений.

Опыт работы информационно-консультационных служб показывает, что они стали действенным механизмом доведения до сельских товаропроизводителей правовой, технологической, экономической, рыночной и другой информации.

Основные пользователи консультационных услуг в АПК – это крупные хозяйства всех форм собственности (56%), крестьянские (фермерские) хозяйства (21%), ЛПХ и садоводы огородники (8%). В ИКС обращаются также представители органов управления АПК, специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений, коммерческих структур.[1]

Все больше людей начинают понимать, что такое управленческий консалтинг. Услуги становятся все более профессиональными, становится престижной профессия консультанта по управлению. Растет рынок консалтинговых услуг в денежном выражении, меняется его структура, снижается доля западных компаний, увеличивается доля российских. Есть тенденция к сближению цен на услуги иностранных и отечественных консультантов.

Ежегодное исследование показало, что существует устойчивая тенденция роста обращений региональных компаний к консультантам. В текущем году они даже превзошли по объемам спроса, клиентов, работающих на международные рынки.

С западными компаниями отечественные существуют параллельно и независимо, у них разные клиенты, разные работы, они добиваются разных результатов и работают по разным ценам. Это два параллельных мира. Хотя в последнее время происходит взаимопроникновение: все чаще «наши» фирмы сталкиваются на конкурсах и тендерах с зарубежными компаниями и даже эти тендеры выигрывают. Итак, можно сказать, что просматриваются две тенденции. Первая касается российского рынка: наметилось некоторое сближение международных и российских консалтинговых компаний. Российские компании стараются подтянуться до их уровня и, убедившись в качестве своих услуг, смело повышают цены. Вторая тенденция касается крупных альянсов консалтинговых компаний с западными «китами» компьютерной индустрии. То, что происходит на мировом рынке, рано или поздно происходит и в России, тем более что интерес к сближению у консультантов по управлению и системных интеграторов есть.

Было выделено два типа задач, чаще других предлагавшихся к решению фирмам по управленческому консультированию: самостоятельное решение консультантом проблем управления, и оснащение клиента специальными методами решения проблем для получения результатов в будущем.

       По тематике консультационных запросов большую часть (55%) составляет информация о разработчиках, изготовителях и поставщи­ках сельскохозяйственной техники, новых технологиях хранения и пе­реработки картофеля и овощей, оперативная ценовая и маркетинговая информация, опыт реформирования, сведения о порядке налогообло­жения, ввоза-вывоза сельскохозяйственной продукции, новом законо­дательстве. Такие запросы поступают от коллективных хозяйств.

Поток запросов по информации о ценах на минеральные удобре­ния, комбикорма, ядохимикаты,  ветпрепараты и  возможностях  их приобретения, сведения об основных технологиях и базовом техноло­гическом оборудовании, о потенциальных инвесторах и кредитодателях, земельное законодательство и землеустройство, составляет до 35%, ее потребители - владельцы фермерских и личных подсобных хозяйств, иногда садоводы-огородники.

    Остальные 10% объема запросов занимает само министерство. Здесь имеются в виду информационно-аналитические материалы, информация по определенным проблемам и направлениям, ввозе-вывозе сельскохозяйственной продукции, различных мероприятиях, проводимых министерством. [10]

         Помимо этого, часто внимания требует повышение качества продукции и эффективности работы через мотивацию и совместные ценности.

В последнее время резко возрос спрос на два направления консалтинговых услуг: автоматизация управления, финансовый менеджмент. Эта тенденция сохраняется и сегодня, и я полагаю, что спрос на эти услуги будет постепенно расти.

Популярность такого способа решения проблем, связанных с управлением на информационном уровне как покупка программы автоматизации (BAAN, R/3, Oracle и др.) возрастает с каждым годом. В таких случаях принципиальное значение имеет подготовка предприятия к внедрению программы автоматизации. Комплексная оценка деятельности предприятия, оптимизация структуры управления, описание всех бизнес-процессов, приведение их в соответствие с тем, «как должно быть», — все это важные элементы подготовительного периода, на базе которого должна быть отобрана та или иная программа. Подготовительный период и сам процесс внедрения, как правило, не обходятся без консультационного сопровождения. Причем, наиболее эффективными здесь будут консультационные консорциумы из фирм, специализирующихся собственно на управленческом консультировании, и фирм, специализирующихся на внедрении КИС.

Финансовый менеджмент все больше развивается от потребности сопровождения внедрения бюджетирования на предприятии к вопросам разработки схем финансирования, выхода на рынок ценных бумаг и тому подобному. Значительная доля услуг оказывается также в сфере финансового оздоровления, помощи в вопросах реструктуризации кредиторской задолженности предприятий.

Таким образом, основными в списке задач, специфичных для российский консалтинговых фирм, являются задачи, связанные с преодолением трудностей, вызванных серьезными изменениями в экономике, произошедшими за последние несколько лет, трудностей, связанных с преодолением разнообразных кризисов, адаптацией к новым условиям ведения бизнеса, поддержанию и улучшению конкурентоспособности, реформировании земельных, имущественных отношений, материально-техническим обеспечением и т. д.

Происходит постепенное выравнивание отечественного и зарубежного рынка консалтинговых услуг, что говорит, на мой взгляд, о постепенном оздоровлении российского бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Приоритетные направления развития

информационно-консультационной службы.

 

      В рассматриваемый период предстоит сосредоточиться на решении комплекса проблем, оп­ределяющих эффективность ин­формационно-консультационной системы в АПК. Наиболее при­оритетны из них следующие.

Структурно-стратегичес­кие — завершение формирова­ния структуры ИКС на федеральном, региональном и районном уровнях, создание единой верти­кали управления службой, пост­роение многоуровневой и много­вариантной модели ИКС, укреп­ление роли Федерального цент­ра сельскохозяйственного кон­сультирования, разработка науч­но обоснованной стратегии раз­вития службы, реализация мероп­риятий по интеграции деятельно­сти субъектов АПК, обеспечи­вающих единую цепь "наука — инновации—образование—про­изводство — социальная сфера".

    Нормативно-правовые — разработка и принятие Феде­рального закона об информацион­но-консультационной службе в АПК, определяющего статус, права и ответственность служ­бы, а также регулирующего ее отношения с субъектами агро­промышленного комплекса; раз­работка пакета нормативно-пра­вовой и методической докумен­тации, обеспечивающей эффек­тивное функционирование ИКС на всех уровнях; осуществление протекционистских мер, направленных на поддержку и динамич­ное развитие службы; введение лицензирования на право осуще­ствления информационно-кон­сультационной деятельности.

Информационные — со­здание единой информационно-технологической системы, фор­мирование и актуализация баз данных, отвечающих информаци­онным потребностям клиентов службы, разработка и освоение новых информационных техно­логий, развитие систем теле­коммуникаций, улучшение кана­лов связи.

Инновационно-инвести­ционные — разработка и ис­пользование системы поиска, отбора и сертификации инноваци­онных технологий, создание ус­ловий для привлечения отече­ственных и иностранных инвес­тиций в проекты, связанные с раз­витием информационно-консуль­тационного обслуживания АПК, участие в разработке и реализа­ции инвестиционных проектов в АПК, формирование фонда инве­стиционно-привлекательных про­ектов, развитие предпринима­тельской деятельности, предос­тавление договорных услуг.

    Экономические — разра­ботка и совершенствование эко­номического механизма функци­онирования ИКС, предусматри­вающего заинтересованность ее работников в результатах труда; предоставление льготных усло­вий для развития службы; фор­мирование рынка информацион­но-консультационных услуг; ак­тивизация работы с сельхозтова­ропроизводителями всех форм собственности, включая личные подсобные хозяйства и садово­дов-огородников, производящих основную массу сельскохозяйственной продукции; обеспечение государственной поддержки службы; создание и наполнение внебюджетных фондов развития службы, разработка и участие в реализации предложений по по­вышению эффективности сельс­кохозяйственного производства.

Подготовка кадров — орга­низация стройной системы под­готовки кадров для ИКС, в пер­вую очередь полевых консультан­тов, менеджеров, специалистов по компьютерным технологиям, программированию и моделиро­ванию; введение в учебных аг­рарных заведениях курса по ос­новам организации и функциони­рования ИКС; открытие соот­ветствующих кафедр и магист­ратур в вузах; укомплектование ИКС профессиональными кадра­ми; организация системы повы­шения квалификации работников службы на базе создаваемых ре­гиональных центров обучения кадров, системы дополнительно­го профессионального образова­ния, а также развертывания ди­станционных методов обучения.

Социальные — участие в разработке и реализации про­грамм устойчивого развития сельских территорий и в различ­ных экологических программах; подготовка предложений и оказа­ние помощи в развитии малого и среднего бизнеса, агротуризма, создании новых рабочих мест на селе; реализация мероприятий по повышению доходов сельского населения; содействие в расши­рении страхования сельскохозяй­ственной деятельности; органи­зация процессов кооперации в про­изводственной, сбытовой, финан­совой и других направлениях де­ятельности.

Международное сотрудни­чество — информационное вза­имодействие с зарубежными ин­формационно-консультационны­ми службами, включая государ­ства-участники СНГ, на базе ис­пользования глобальной инфор­мационной сети Интернет; реа­лизация проектов через между­народные организации и фонды, оказывающие техническое со­действие России в развитии аг­рарной сферы; оформление зая­вок на получение .международ­ных грантов, выделяемых на под­держку научных исследований в различных областях сельскохо­зяйственных знаний; организация стажировок работников ИКС за рубежом; участие в международ­ных выставках, семинарах и сим­позиумах.

   Рекламно- пропагандистс­кое обеспечение — разработ­ка и реализация совместно с органами управления АПК спе­циальных программ по пропаган­де деятельности ИКС с широ­ким привлечением печати, радио, телевидения и других средств массовой информации; активное участие в общественно значи­мых мероприятиях, организуе­мых органами управления АПК; организация собственных пропа­гандистских мероприятий в виде семинаров, выставок, полевых дней и т.д.; широкое использова­ние возможностей Интернета, открытие специальных WEB-страниц с размещением матери­алов, освещающих деятельность службы; выпуск рекламных про­спектов и дайджест листов.[3]

Информация о работе Опыт построения ИКС в России