Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа
Время, в которое мы живем, — время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГлаваI. Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в России…………………………………...…7
1.1 Развитие в период до 1917 г…………………………………………...…....7
1.2 Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в советский период................................12
1.3 Современный период развития системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей……..18
ГлаваII. Консалтинг в России……………………………….…………….…...20
2.1 Особенности российского консалтинга…………………………………...20
2.2 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………….33
ГлаваIII. Приоритетные направления развития информационно-консультационной службы……………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕМА: Опыт построения ИКС в России.
Тюмень 2009 г.
ГлаваI. Развитие системы информационно-
1.1 Развитие в период до 1917 г…………………………………………...…....7
1.2 Развитие системы информационно-
1.3 Современный период развития системы информационно-
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы.
Время, в которое мы живем, — время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.
Чтобы выжить в этом мире динамики и скорости, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.
Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует товаропроизводителям, предприятиям и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели, товаропроизводители должны начать перестройку с самих себя. Принимая этот вызов, не всегда возможно сразу ответить на ряд возникающих в процессе изменений вопросов.
Именно такие извечные вопросы, «как, что делать?», и призваны решать специалисты в области управленческого консультирования. Наверное, каждый из нас, хоть раз в жизни, но занимался консультированием, пусть и на бытовом уровне, ведь любой данный нами совет, сам по себе уже является своеобразным «консалтингом». Ну а если серьезно, то несмотря ни на что, в условиях не очень стабильной экономики, спрос на специалистов различных областей бизнеса, сопряженных с реализацией экономических программ существует, и постоянно продолжает расти.
Одной из основных причин тому является отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса — то, чем так гордятся развитые страны. Это обстоятельство оказывается естественным тормозом, в особенности в долгосрочном периоде. Некоторая степень стихийности до сих пор присутствует в деятельности как развитых в экономическом плане организаций, так и начинающих фирм. Если на западе реализация любого проекта имеет в достаточной степени жесткий проверенный алгоритм, то в России, чаще всего, действуют «своим умом», полагаясь на собственный опыт и интуицию, которые, к слову сказать, не всегда оказываются достаточными, чтобы заменить научно обоснованные и апробированные методы ведения дела.
На заре переходной экономики – в начале и середине девяностых, сложилась ситуация, когда получение прибылей (и даже весьма солидных) не всегда требовало каких-либо специфических знаний и навыков. Сейчас ситуация стремительно меняется под влиянием как большого количества западных фирм, пришедших в Россию, так и под влиянием причин внутренних – это и усиление законодательного контроля над ведением бизнеса, и развивающаяся культура ведения «честной игры», и многое другое. Руководство предприятий, чей капитал был в свое время основан на получении таких «легких денег», зачастую не учитывает, что время быстрых заработков уходит безвозвратно, а конкуренция значительно возрастает. Назревает необходимость изменения самих принципов ведения бизнеса в таких организациях, что встречает непонимание и сопротивление не только персонала, но и руководства.
Такое положение вещей в российском бизнесе говорит об отсутствии элементарной экономической культуры, принципами которой руководствуются в своей деятельности большинство предпринимателей развитых стран.
Можно еще очень долго перечислять проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия, и список этот будет огромен. Но общим для всех этих проблем будет то, что часто организация не в силах сама справиться с ними и для успешного выхода из сложившейся ситуации требуется привлечение квалифицированных специалистов в области управленческого консультирования.
Тем более что если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, сложившееся положение вещей в отечественной экономике как раз и служит развитию и росту рынка консалтинговых услуг.
Для российских предприятий основная ставка делается на поиск инструмента, с помощью которого можно было бы эффективно внедрять на российском рынке общепризнанные технологии ведения дел. В этом случае, консалтинг, как сумма знаний о практическом ведении бизнеса, подходит как нельзя лучше. Дело остается за малым: разъяснить и наглядно доказать предпринимателям и управляющим фирм пользу от использования научно обоснованных методов. Это совсем непросто, учитывая тот факт, что российские руководители, как показывает опыт, ожидают немедленной отдачи от производимых действий, несмотря на то, что положительный и стабильный результат от каких-либо изменений может быть достигнут только лишь в долгосрочной перспективе.
Первые шаги на пути к ясному и четкому пониманию руководителями предприятий целей и задач консультирования уже сделаны. И о том, как обстоят дела сегодня на российском рынке консалтинговых услуг, чем именно занимаются консалтинговые фирмы и как решают предложенные задачи, я и хотела бы поговорить в этой курсовой работе.
Глава I. Развитие системы информационно-
Среди ученых нет единого мнения о том, к какому периоду российской истории следует относить зарождение консультационном службы. Ретроспективный анализ показывает, что, уже во второй половине XVIII века стали, внедрятся основы научного ведения сельского хозяйства.
1.1 Развитие в период до 1917 г.
Информационно-консультационная служба России в своем развитии прошла долгий путь, и основные его этапы были связаны с этапами развития сельскохозяйственной науки и образования.
Первой общественной организацией в России, стремившейся к накоплению и широкому распространению сельскохозяйственных знаний, было Вольное экономическое общество, учрежденное в Петербурге в 1765 крупными землевладельцами, по инициативе М.В. Ломоносова и ряда ученых и придворных. Свою научную деятельность Общество начало с конкурса, на тему «Какое право на землю должен иметь землевладелец для пользы общественной», в котором участвовали 160 специалистов из многих стран мира. Общество стало инициатором отмены крепостного права, введения всеобщего начального образования, распространения в стране новых сортов сельскохозяйственных культур (в том числе картофеля), становления сыроваренной промышленности и много другого.
Среди отдельных ученых-аграрников первым надо назвать Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833), который с 1762 года в родовом поместье Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии стал заниматься опытной работой. Его труд «О разделении полей» стал первым руководством по введению севооборотов и организации сельскохозяйственных территорий в России. А.Т. Болотов был постоянным корреспондентом Вольного экономического общества и сотрудником «Трудов» этого общества, где печатал статьи по агрономии, ботанике, по организации помещичьего и, отчасти, крестьянского хозяйства. Он издавал (с участием Н.И.Новикова) журнал «Сельский житель» (1778-1779) и «Экономический магазин» (1780-1789).
По инициативе М.В.Ломоносова в 1765 при Российской академии наук был организован класс земледельчества. В 1790 г. близ г. Николаева в с. Богоявленском создана первая сельскохозяйственная школа, в 1797 г. близ Петербурга - первая практическая школа земледелия с целью подготовки наставников для так называемых «образцовых» ферм. В 1822 г. была открыта Московская земледельческая школа для подготовки приказчиков, конторщиков и межевиков из крепостных крестьян. В 1830-е гг. были основаны общие (3 года обучения) и специальные (1-2 года обучения) сельскохозяйственные школы и училища (которые готовили мастеров и квалифицированных рабочих - садоводов, виноделов, скотоводов, мастеров), а также низшие сельскохозяйственные училища (3 года обучения) - для подготовки помощников агрономов и участковых агрономов. Первое среднее сельскохозяйственное училище было основано в Москве в 1835 г. Первым сельскохозяйственным вузом России стал организованный в 1816 году Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (впоследствии Харьковский сельскохозяйственный институт). В 1840 г. в Могилёвской губернии была основана высшая двухразрядная Горы-Горецкая сельскохозяйственная школа, низшее отделение которой выпускало приказчиков и смотрителей помещичьих имений, высшее - агрономов, управляющих крупными хозяйствами - специалистов широкого профиля, способных работать во всех отраслях сельского хозяйства. В 1848 г. высший разряд школы преобразован в институт (впоследствии Белорусская сельскохозяйственная академия). Значительную роль в развитии высшего сельскохозяйственного образования и науки в России сыграла созданная в 1865 г. Петровская земледельческая и лесная академия (ныне - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева), в которой сложились крупнейшие отечественные научные сельскохозяйственные школы. Высшее ветеринарное образование давали сначала медицинские факультеты университетов, затем широко открывавшиеся с 1830-х гг. ветеринарные училища и институты. Землемерное образование началось с основания в 1779 г. Землемерной школы при Межевой канцелярии (впоследствии - Межевой институт) в Москве.
В конце XIX века российскими земствами, являющимися органами местного самоуправления после аграрной реформы 1861 года, впервые был поставлен вопрос о необходимости создания в рамках земств системы распространения сельскохозяйственных знании и оказания агрономической помощи крестьянам. Началось создание службы общественной агрономии уездного типа, который просуществовал до начала Cтолыпинской аграрной реформы конца XIX - начала XX века.
Во время Cтолыпинской реформы структура службы претерпевает ряд изменений, главным из которых явился переход от уездного к участковому типу организации. При уездной организации один агроном обслуживал территорию всего уезда. При введении же участковой агрономии уезд делился на несколько участков, в каждом из которых работал свой агроном, что было крайне важно в условиях работы с конкретными товаропроизводителями. Основной состав вспомогательного персонала также сосредотачивался на участковом уровне. Все это означало концентрацию агрономических сил на единицу площади и усовершенствование их деятельности. Содержание же этой деятельности претерпело качественные изменения. Как подчеркивал А. Чаянов, «агроном, став участковым и погрузившись в действительную хозяйственную жизнь конкретных хозяйств, впервые встал лицом к лицу с отдельным хозяйственным организмом во всей его конкретности, впервые не только мог, но и был должен встать на частнохозяйственную точку зрения». [11]
В вышеназванной работе А.В. Чаянов приводит схему агрономической организации, «практически разработанной русской земской агрономией». Эта схема приведена ниже в соответствии с современными требованиями построения организационной структуры и структуры управления — рис. 1.1.
Рис. 1.1. Схема агрономической организации (по А.В. Чаянову)
Обозначения:
I, II, Ш, IV - агрономические участки 1 - уездный агроном
2. Участковый агроном
3. Заведующий сельскохозяйственным складом
4. Специалисты (луговод, зоотехник, кооператор и пр.)
5. Вспомогательный персонал
6. Вспомогательные учреждения (зерноочистительный пункт и пр.)
7. Крестьянские хозяйства
Из схемы видно, что центральной фигурой в агрономической организации является участковый агроном. Под его непосредственным руководством работают вспомогательный персонал и Вспомогательные учреждения. Специалисты же по другим отраслям сельского хозяйства за конкретными агрономическими участками не закреплялись, работали самостоятельно, и их деятельность распространялась на территорию всего уезда. Большой заслугой земств явилось создание сети земских сельскохозяйственных складов. Таким образом, земская служба предоставляла не только консультационные услуги, но и осуществляла практическую помощь населению в приобретении орудий труда и средств производства.